Слайд 1Педагогическое изучение детей с ОВЗ.
Слайд 2Педагогическое изучение
Получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми
он должен располагать на определенном возрастном этапе.
Установить запас представлений
об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы.
Если ребенок готовится к поступлению в I класс, необходимо выявить его готовность к обучению (физическую, психологическую, умственную).
Если дети уже учатся в школе, то следует понять причины имеющихся у них трудностей.
Слайд 3
Методы исследования
Непосредственная беседа с ребенком, с родителями и воспитателями о
нем
Анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.)
Специально организованное педагогическое обследование
и педагогическое наблюдение
Слайд 4Педагогическое наблюдение
Наиболее важно наблюдение за ведущей деятельностью, поскольку именно в
рамках ведущей деятельности появляются психологические новообразования того или иного возраста,
формируются предпосылки для перехода на новый этап развития.
Позволяет изучить мотивационный аспект деятельности ребенка
познавательную активность, интересы.
Позволяет выявить особенности отношения ребенка к окружающим и к самому себе. Психолог целенаправленно оценивает, насколько ребенок стремится к общению, к лидерству, как он ведет себя с младшими и старшими, насколько он инициативен, как к нему относятся окружающие и т. п.
Должно быть заранее спланированным, точно ориентированным и систематическим
Слайд 5Степень сформированности деятельности
(целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному
выбору средств выполнения деятельности)
Следует обратить внимание на следующее:
понимание инструкции и
цели задания;
способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
умение определить последовательность действий, операций;
умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели;
способность осуществлять самоконтроль в процессе работы; умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;
способность адекватно оценить результат собственной деятельности;
переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.
Слайд 6вопросы
Наиболее важным является наблюдение за…
А) ведущей деятельностью
Б) общительностью ребенка
В) особенностями
отношений ребенка
Г) интересами ребенка
К методам исследования ребенка относится…
А) Непосредственная беседа
с ребенком, с родителями и воспитателями о нем
Б) Анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.)
В) Специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение
Г) все ответы верны
Слайд 7Психолого-педагогическая характеристика
— документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся, их
интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное
развитие, дисциплинированность, личностные черты.
Отражает не только особенности отклоняющегося развития, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности.
Отмечаются динамические изменения в общем развитии и поведении, происходящие под влиянием обучения и воспитания.
При динамическом наблюдении ребенка дошкольного возраста, посещающего коррекционно-образовательное учреждение, целесообразно использовать карту развития ребенка.
Слайд 11вопросы
Психолого-педагогическая характеристика включает в себя…
А) поведение и успеваемость учащихся, дисциплинированность,
Б) интересы и склонности учащихся, личностные черты
В) физическое и умственное
развитие
Г) все ответы верны
Слайд 12Наблюдение за классом
Рекомендации к составлению характеристики класса.
1. Сведения о составе
класса:
- количество учащихся; возраст, состав;
- характеристика групп учащихся по уровню
познавательных (речевых, двигательных) возможностей;
- количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (фамилии, предметы);
- краткая характеристика актива класса, содержание выполняемых поручений.
2. Коллективистские отношения внутри класса:
- характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность);
- наличие лидеров; чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив;
- общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельное, под контролем, с помощью учителя или воспитателя);
- отношение коллектива к детям с нарушениями поведения,
личностными или выраженными недостатками физического развития;
- характер связей между учащимися (авторитарные, равноправные, по подражанию, неустойчивые);
- роль общественного мнения и формы его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);
- организованность коллектива (умение подчиняться требованиям актива класса и взрослых).
3. Характер связи классного коллектива с общешкольным:
- участие класса в работе детских организаций по интересам;
- содержание общешкольного поручения и характер его выполнения (заинтересованное, постоянное, эпизодическое);
характер связей с другими классами (помощь, совместные
дела, соревнование);
- участие в спортивно-массовых мероприятиях, праздниках и др.
Слайд 13когда выявляются трудности обучения, необходимо тщательное педагогическое обследование
Дети с нормальным
интеллектуальным развитием и сформированной произвольной деятельностью
проявляют интерес к обследованию, стремятся
к успешному выполнению заданий, обнаруживают необходимую активность и достаточные волевые усилия. Они ориентированы на похвалу, планируют свои действия и продуктивно используют помощь педагога.
Дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью
нуждаются в стимуляции и организующей помощи педагога вследствие утомляемости, недостатка внимания, неуверенности в себе. Задания им следует предлагать дозированно и оказывать необходимую помощь.
Умственно отсталые дети и после объяснений и показа испытывают трудности при выполнении аналогичного задания, воспринимая его как новое. Они, как правило, с трудом осмысливают задание, не находят рациональных приемов работы. Интерес к выполнению заданий у них выражен слабо, организующая и направляющая помощь педагога малоэффективна. Характерна бессистемная, нецеленаправленная деятельность, низкая саморегуляция, слабость произвольного внимания
Слайд 14Перед началом обследования психолог должен обсудить их успеваемость со всеми
учителями, изучить тетради, чтобы судить о динамике формирования того или
иного навыка, характере ошибок, трудностях, которые ребенок испытывает в процессе усвоения программы. Важное диагностическое значение имеет анализ рисунков, которые позволяют судить не только о технических возможностях ребенка, но и о его наблюдательности, круге представлений, интересов.
Применительно к детям дошкольного возраста речь идет о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире, сформированное произвольной деятельности. При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующих лет обучения.
При исследовании процесса чтения необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза. Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, сохранение структуры слова, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношения. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений. Если ребенок не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.
Слайд 16Описание детей с каким типом нарушения развития представлены на слайде?
Бедность
словаря, ограниченный запас представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими
отдельных слов и выражений, установление причинно-следственных связей, но у этих детей присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного
А) Умственная отсталость
Б) ЗПР
В) Дети с недостатками слуха и ОНР
Г) Дети с церебральными параличами
трудности овладения навыками чтения связаны с пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются в целостном восприятии слова, путают графически сходные буквы
А) Умственная отсталость
Б) ЗПР
В) Дети с недостатками слуха и ОНР
Г) Дети с церебральными параличами
Слайд 17Исследование навыка письма
педагог определяет уровень овладения техникой письма, грамматикой и
правописанием.
Детям дошкольного возраста следует предложить задания для выяснения их
готовности к письму и способности ориентироваться в тетради: выделить строку и провести карандашом по ее длине, на листе бумаги в клетку обвести одну клетку, написать печатные буквы по опорным точкам и без них, повторить предложение из 2 — 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать их количество и порядок, выделить первый и последующие звуки в слове.
Если ребенок знает буквы, целесообразно предложить ему сложить из разрезной азбуки знакомые слова.
Технику письма обучающихся в школе детей можно проанализировать по рабочим тетрадям и по результатам списывания текста во время обследования.
Слайд 18Характеристика письма у детей с ОВЗ
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями
к 7— 8 годам не могут научиться писать. Дети не
понимают цели заданий; отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений, имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий.
Дети с легкой умственной отсталостью испытывают трудности в овладении письмом. Не получившие специального обучения умственно отсталые дети не могут самостоятельно выделить в тетради клетку, не соблюдают строку, не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально. Они предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам, испытывают трудности в звуковом анализе слова, не всегда различают начало и конец предложения. Умственно отсталым детям трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Слайд 19Характеристика письма у детей с ОВЗ
Дети с задержкой психического развития
при обследовании в I классе часто бывают не готовы к
овладению письмом. Им доступны лишь элементарные формы звукового анализа; особые трудности представляет для них последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении. При письме дети пропускают буквы, а иногда и слоги, вписывают лишние буквы. В работах встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять. В то же время в письменных работах детей с задержкой психического развития гораздо меньше ошибок, чем в работах умственно отсталых учащихся, нет грубых искажений слов и нелепых написаний.
Для слабослышащих детей характерны такие нарушения письма, которые обусловлены в первую очередь недостатками слуха. В процессе письма они смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают части слов, на которые не падает ударение, пропускают согласные при сложных сочетаниях, нарушают структуру предложения.
Дети с недоразвитием речи имеют специфические ошибки: нарушение согласования слов, пропуски и замены букв, перестановка букв и слогов, слияние нескольких слов в одно. Фонематические затруднения бывают более стойкими, чем затруднения в произношении. К моменту поступления в школу недостатки произношения могут сгладиться, однако трудности усвоения грамоты сохраняются и приводят к неуспеваемости.
Слайд 20Характеристика письма у детей с ОВЗ
Дети с нарушениями зрения испытывают
особые трудности при овладении навыками письма; им присущи несоблюдение строки,
несформированность величины, а порой и измененный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв, элементы зеркального письма и т.д.
У детей с церебральными параличами выраженные трудности в овладении техникой письма обусловлены пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются при ориентировке на листе бумаги, иногда пишут справа налево. Из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий, буквы получаются разными по величине, труден процесс их слияния при написании слов. Особые трудности при овладении техникой письма испытывают дети с гиперкинезом.
Слайд 21Описание детей с каким типом нарушения развития представлены на слайде?
В
процессе письма они смешивают сходные по звучанию и месту образования
звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают части слов, на которые не падает ударение, пропускают согласные при сложных сочетаниях, нарушают структуру предложения.
А) Слабослышащие
Б) С недоразвитием речи
В) с ЗПР
Г) с умственной отсталостью
Они затрудняются при ориентировке на листе бумаги, иногда пишут справа налево. Из-за нарушений мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий, буквы получаются разными по величине, труден процесс их слияния при написании слов.
А) Слабовидящие
Б) С недоразвитием речи
В) с ЗПР
Г) с церебральными параличами
Слайд 22Обследование элементарных математических представлений
о числе, степень овладения вычислительными навыками,
понимание и решение задач
детям дошкольного возраста предлагают определить количество предметов
в группе (один —много, один—два —много), сравнить два множества предметов. Просят пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке, назвать итоговое число и показать обозначающую количество предметов цифру.
Дошкольников и учащихся I —I I классов просят считать в прямом и обратном порядке от единицы и дальше; от пяти, десяти, двадцати до единицы; от заданного числа до другого заданного числа. Учащихся I класса просят назвать предыдущие и последующие числа; сравнить два числа; сказать, какое из них больше и на сколько.
При проверке степени овладения вычислительными навыками у дошкольников и учащихся I — II классов обращают внимание на уровень овладения счетными операциями: пересчитывают ли дети первое слагаемое или сразу к нему прибавляют; пересчитывают и отсчитывают ли на пальцах, предметах или отвлеченно; затрудняются ли в счете при переходе через разряд; решают ли примеры в столбик или в строчку; знают ли таблицу умножения и деление.
Слайд 23Характеристика математических способностей у детей с ОВЗ
У детей школьного возраста
с выраженной умственной отсталостью при обследовании обнаруживается очень низкий уровень
развития арифметических навыков. У них нет осознанного понимания числового ряда, владения даже простейшими счетными операциями на конкретном материале. При пересчете предметов они не могут назвать итогового числа, не удерживают в памяти инструкцию; помощь не эффективна.
Дети школьного возраста (I —I I классов) с легкой умственной отсталостью могут соотнесенно пересчитать предметы в пределах трех—десяти. При случайном расположении предметов им необходима организующая помощь. Большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до заданного числа, особенно в обратном порядке. Они с трудом удерживают в памяти программу задания. Им трудны счетные операции с переходом через разряд. Особые проблемы возникают при решении арифметических задач. Дети не удерживают в памяти условие задачи, сами не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.
Слайд 24Характеристика математических способностей у детей с ЗПР
Детям дошкольного возраста с
задержкой психического развития доступно понимание числового ряда, порядковый счет до
десяти, некоторым детям доступен и обратный счет, но счет от заданного до заданного числа затруднен. Они могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой.
Счетные операции в пределах десяти дети производят с помощью счетных палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются. Дети I —I I классов с задержкой психического развития могут решать простые задачи на нахождение суммы и остатка. При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач: не умеют произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не могут его объяснить. Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.
Слайд 25Характеристика математических способностей у детей с ОВЗ
Дети с нарушением слуха
и дети с общим недоразвитием речи иногда затрудняются в обратном
счете, так как не сразу вспоминают название числительных и их последовательность, путают предыдущее число с последующим и наоборот. Особые трудности они испытывают при решении арифметических задач, так как недостаточно понимают их условия из-за недостатков речевого развития.
Дети с нарушением зрения нуждаются в повторении условия задания, так как у них недостаточно полное представление о предмете и явлении, переданном в слове. Им необходимо больше времени на выполнение задания.
Дети с церебральными параличами с трудом усваивают десятичный состав числа; путают цифры, близкие по графическому образу; строят цифровой ряд справа налево.
Нормально развивающиеся дети к 7 годам в большинстве случаев владеют устным счетом в пределах 100, и могут решать простые арифметические задачи. Школьники обнаруживают знание основных разделов программы по математике и проявляют сообразительность при решении задач.
Слайд 26нет осознанного понимания числового ряда, владения даже простейшими счетными операциями
на конкретном материале. При пересчете предметов они не могут назвать
итогового числа, не удерживают в памяти инструкцию; помощь не эффективна.
А) ЗПР
Б) Тяжелая умственная отсталость
В) Легкая умственная отсталость
Г) Слабослышащие
с трудом усваивают десятичный состав числа; путают цифры, близкие по графическому образу; строят цифровой ряд справа налево.
А) ЗПР
Б) Легкая умственная отсталость
В) Слабослышащие
Г) С церебральными параличами