Слайд 2Лекция 7
Общие формы, методы, приемы и средства обучения
(повтор темы 4:
Теория обучения)
Слайд 31 вопрос
Дидактика, общедидактические принципы
Слайд 4Область педагогики, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения, закономерности
процесса обучения называется дидактикой.
Слайд 5Общедидактические принципы:
принцип природосообразности: в процессе обучения следует опираться на возраст
и потенциальные возможности учащихся, следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование
и самообучение учащихся;
принцип гуманистической направленности педагогического процесса – реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности;
принцип связи обучения с жизнью и производительным трудом;
принцип научности – содержание образования должно соответствовать
уровню развития науки и техники и отражать опыт, накопленный цивилизацией;
принцип преемственности, систематичности и последовательности, направленный на закрепление ранее усвоенных ЗУНов, их последовательное развитие и совершенствование;
принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;
принцип доступности и посильности в обучении;
принцип единства формирования ЗУНов;
принцип наглядности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей в процессе обучения;
принцип опоры на положительное в человеке и другие принципы, обусловленные особенностями того или иного учебного предмета.
Слайд 6Вопрос 2. Формы организации учебной деятельности
Слайд 7В дидактике известны 3 основных формы организационного оформления педагогического процесса:
1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система; 3) лекционно-семинарская
система.
Слайд 8Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой
педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и
иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Слайд 9Типы уроков:
-урок ознакомления с новым материалом,
-урок закрепления знаний,
-урок
выработки учений и навыков, урок проверки ЗУНов,
-комбинированный урок.
Слайд 11Метод обучения – взаимосвязанная деятельность преподавателя и учащихся, при помощи
которой достигаются учебно-воспитательные цели, формируются теоретические и практические знания, умения
и навыки, развиваются познавательные способности, складывается мировоззрение.
Слайд 12Виталий Александрович Сластенин все многообразие методов обучения подразделяет на 3
группы:
Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические, объяснительно-репродуктивные, проблемные,
проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Слайд 13М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер предложили свою систему методов обучения, которая в
педагогической науке больше известна как система методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся. Это: объяснительно-иллюстративный (информационный) метод, репродуктивный, проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский метод.
Слайд 144 вопрос. Методическое обеспечение учебного процесса
Слайд 15Методическое обеспечение (МО) – это совокупность средств и приемов для
успешного достижения дидактических целей в образовательном процессе.
Разновидности МО:
1. Методические средства:
учебная
литература (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, методические пособия, хрестоматии);
учебные материалы в электронном или печатном виде;
обучающие компьютерные программы;
учебные материалы, применяемые с использованием аудио-визуальных средств (учебные фильмы, диафильмы, учебные аудиокассеты, микрофиши и др.);
плакаты, стенды.
2. Методические приемы:
приемы воздействия на личность (убеждение, упражнения и приучение, стимулирование, контроль и оценка);
приемы, обеспечивающие успешность достижения дидактических целей, посредством рациональной организации учащихся и учебного процесса в целом (работа в парах или микрогруппах, свободные письменные задания, взаимообучение и т.д.)
Слайд 165 вопрос. Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология – компонент педагогического мастерства,
представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на
ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурные нормы.
Слайд 17В структуру педагогической технологии входят:
концептуальная основа;
содержательная часть обучения и воспитания:
цели обучения и воспитания – общие и конкретные; содержание учебного
материала;
процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы деятельности учащегося; методы и формы работы учителя и воспитателя; деятельность по управлению процессом усвоения материала; диагностика процесса.
Слайд 18Методологические требования к педагогической психологии
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Наличие технологической цепочки
Слайд 19Основные особенности педагогической технологии (по Кларину):
разработка диагностично поставленных целей;
ориентация всех действий на гарантированное достижение учебных целей;
оперативная обратная
связь, оценка текущих и итоговых результатов.