Слайд 1
Педагогика досуговой деятельности
Слайд 2Основные взгляды на сущность досуга
деление временного отрезка на рабочее
(учебное) и внерабочее (внеучебное) время, где «досуг» и «внеучебное» время
рассматриваются как одно и то же;
отождествление понятий «досуг» и «свободное время»;
досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, связанные с развитием личности.
Слайд 3Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и
бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду
и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непроизводственных обязанностей
Слайд 4
Группы досуговой деятельности
Первая группа несёт в себе функцию восстановления
различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, подвижные игры,
забавы, вечера отдыха, развлечения и др.).
Слайд 5Вторая группа – связана с повышением эрудиции, потребностями в духовных
ценностях (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, театров и
др.).
Слайд 6Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной
творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.)
Слайд 7Четвертая группа реализует потребность школьника в общении (кружковая работа, клубные
объединения, праздники, дискотеки и др.).
Слайд 8Пятая группа раскрывает целенаправленную творческую учебную деятельность детей (конкурсы, фестивали,
каникулярные объединения, турпоходы, зарница).
Слайд 9Виды досуговой деятельности
Просто отдых: игры, развлечения, пракздники и т.д.
Элементарными
ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил
и душевного равновесия. Отдых снимает усталость и напряжение, помогает расслабиться, служит для восстановления физических и психических сил. Он может быть как пассивным и активным.
Слайд 102. Просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей (ознакомление с культурной жизнью
страны, ценностями науки, искусства)
Образовательная деятельность развивает умственные способности, познавательные
интересы, эстетические и нравственные чувства.
Слайд 113. Творчество: техническое, научное, художественное. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности
можно достичь в творчестве. Творческая досуговая деятельность ставит личность на
новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя
Таким образом, перечисленные виды досуговой деятельности находятся в тесной связи между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые из них выполняют завершающие функции.
Слайд 13Принцип всеобщности и доступности предполагает возможность приобщения, вовлеченности всех без
исключения детей, в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения
досуговых запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Слайд 14Принцип самодеятельности
Реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского
объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает
высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
Слайд 15Принцип индивидуального подхода
Предполагает учет
индивидуальных запросов,
интересов, склонностей,
способностей, возможностей,
психофизиологических особенностей
и социальной
среды обитания
Детей при организации их досуга.
Дифференцированный подход обеспечивает комфортное
состояние каждого участника досуговой акции.
Слайд 16Принцип систематичности и целенаправленности
Предполагает осуществление досуговой деятельности на основе планомерного
и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных
институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.
Слайд 17Принцип преемственности
Предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений.
Необходимо, чтобы
родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали
им в организации досуга, учили философии досуга. Принцип преемственности означает поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
Слайд 18Принцип интереса и занимательности
Заключается в создании
непринужденного
эмоционального общения
на основе
игры и театрализации.
Отсутствие эмоциональной
привлекательности способны
обречь на неудачу
любые
формы и методы работы.
Направленный
интерес создает благоприятную
психологическую установку
и делает процесс социализации
подрастающего поколения более эффективным.