Слайд 2Основные понятия
Педагогика – это система наук о воспитании и обучении,
т.е. образовании детей и взрослых.
Объект педагогики -образование детей и взрослых.
Предмет
педагогики – педагогическй процесс, т.е. процесс воспитания и обучения человека.
Слайд 3Основная педагогическая функция
Управление: не столько учить, сколько направлять учение, не
столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания.
Слайд 4В систему педагогических наук входят педагогики
- общая
-социальная
- возрастная
- военная
- спортивная
-
дошкольная
- школьная
- профессиональная
Слайд 5Отрасли педагогики
1) ясельная педагогика;
2) дошкольная педагогика;
3) педагогика
школы;
4) педагогика среднего специального образования;
5) педагогика профессиональнотехнического образования;
6) педагогика среднего специального образования;
7) педагогика высшей школы;
8) производственная педагогика;
9) социальная педагогика;
10) сравнительная педагогика;
11) педагогика «третьего» возраста;
12) исправительно-трудовая педагогика;
13) специальные педагогические науки;
14) лечебная педагогика.
Слайд 6Основные категории педагогики
Педагогика
Воспитание Обучение
Образование
Слайд 7Основные категории педагогики
ВОСПИТАНИЕ – процесс передачи исторического и культурного
опыта от старшего поколения к младшему: знание о нормах, правилах
поведения, установках. Формирование взглядов, убеждений, мировозрения, правил поведения, межличностных взаимоотношений.
ОБУЧЕНИЕ (деятельность педагога «об»+ деятельность ученика «учение»)– процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого происходит развитие ученика: ЗУН (знания о способах преобразования окружающей действительности). Передача социокультурного опыта через науку.
ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения и воспитания человека
Слайд 8Основные категории педагогики
Образование рассматривается на нескольких уровнях:
1. Как ценность
на государственном (в 90-ых гг. невелировалось, потерян потенциал из ученых
и учителей), общественном, личностном уровне
2.Как система
3. Как результат
4. Как процесс
Слайд 9Участники основных категорий педагогики
ВОСПИТАНИЕ:
воспитатель (что делает? -> передает
опыт) воспитанник (что делает? -> овладевает опытом)
ОБУЧЕНИЕ: учитель (что
делает? -> преподает) ученик (что делает? -> учится)
ОБРАЗОВАНИЕ: гражданин своей страны
Слайд 10Задачи педагогики
Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и
временные
Постоянные:
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и
управления образовательными и воспитательными системами.
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее.
4. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Слайд 11Задачи педагогики
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и
самой науки педагогики:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Слайд 12Цели педагогики
Задачи педагогики определяются педагогическими целями.
1) цели
нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах.
2)
цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения
5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.
Слайд 13Связь педагогики с другими науками
1) философией;
2)
психологией;
3) школьной гигиеной;
4) социологией;
5)
фольклористикой и этнографией;
6) этикой, эстетикой;
7) анатомией и физиологией человека;
8) математикой;
9) кибернетикой.