Слайд 1Педагогика. Образование. Воспитание. Обучение. Методы взаимодействия ученика с учителем.
Стрижкова Алена
группа 09 ГД
Слайд 2Педагогика- искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые
для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей
и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).
Слайд 3Из истории
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение».
В Древней Греции «педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы
(часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Слайд 4Объект и предмет педагогики
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных
с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и
формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Слайд 5Формирование личности
Формирование личности - объективный и закономерный процесс, в ходе
которого человек выступает не только как объект воздействия, но и
как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу.
Слайд 7Воспитание
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной
культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Цели воспитания — ожидаемые
изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Воспитание обычно строится "на трёх китах":
-наказание (кнут),
-поощрение (пряник)
-личный пример воспитателя.
Слайд 9Образование
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В
процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех
тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.
Слайд 11Обуче́ние
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной
деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и
нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Слайд 13Методы взаимодействия ученика с учителем
Учитель и ученик - партнеры учебного
процесса. Для того, чтобы это взаимодействие было успешным, необходим позитивный эмоциональный
настрой, ощущение психологического комфорта обеих сторон. Нужный тон, как правило, задает ведущий - старший, мудрый, интеллигентный, корректный и понимающий учитель.
Слайд 14Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой
учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а
учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Слайд 16Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока
и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Слайд 18Интерактивный метод - Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)
– означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.