Слайд 1ПЕДАГОГИКА
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ
Слайд 3ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ
(ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ ИССЛЕДУЕТ ДАННАЯ НАУКА)
ЯВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ ОБУСЛОВЛИВАЮТ
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНДИВИДА В ПРОЦЕССЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Слайд 4Предмет педагогики
воспитание как педагогическое явление;
особенности организации взаимодействия воспитателя и воспитанников;
формирование и становление личности воспитанника в педагогическом процессе.
Слайд 5Педагогика как наука
Педагогика – это упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает
сущность процессов воспитания, обучения и развития человека и дает возможность
направлять их движение в соответствии с заданными целями.
Слайд 6Функции педагогики:
Научно-теоретическая (исследование и обоснование педагогических реалий, выведение законов и
разработка содержания обучения и воспитания);
Прогностическая (анализ ситуации и выстраивание стратегических
линий развития педагогической науки и практики);
Технологическая (разработка методов, приемов, условий, средств обучения и воспитания).
Слайд 7Структура педагогики:
Педагогические теории (законы, закономерности, гипотезы).
Педагогические системы (воспита-тельные, организационные).
Педагогические технологии
(дидактические системы с заданными параметрами и четко продуманными подходами достижения
результатов) .
Слайд 8Источники педагогики:
Исследования в области теории воспитания и обучения ученых прошлого;
Опыт
и культурные традиции воспитания подрастающего поколения у разных народов;
Теоретические разработки
современных ученых;
Анализ педагогических реалий.
Слайд 9РАЗДЕЛЫ ПЕДАГОГИКИ
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА
ОТРАСЛЕВАЯ ПЕДАГОГИКА
Слайд 10ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Слайд 11Основные категории педагогики:
Воспитание как общественное явление –
процесс передачи общественно-исторического
опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни
и к труду, осуществляемым во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Слайд 12воспитание
как педагогическое явление
1)Целенаправленное, планомерное создание условий для освоения человеком
культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие
воспитателя и воспитуемого, воздействие на индивида со стороны различных воспитательных систем (семьи, школы, общества).
2)Результат и качество педагогического взаимодействия.
Слайд 13ОБРАЗОВАНИЕ
1). Целенаправленный, профессионально обеспеченный процесс передачи знаний, умений навыков, развития
личности обучаемого.
2) Результат обучения, уровень образования.
Слайд 14Уровни образования:
Дошкольное;
начальное общее;
основное общее;
общее среднее (полное);
среднее специальное;
высшее.
Слайд 15Виды образования:
Формальное (организованное);
стихийное (непроизвольное);
самообразование;
профессиональное;
специальное.
Слайд 16Развитие
Количественные и качественные изменение, происходящие в личности обучаемого под воздействием
педагогических мероприятий, в результате воспитания.
Слайд 17Обучение
Целенаправленный педагогический процесс (взаимодействие учителя и ученика), происходящий
в специально организованных условиях, рассчитанный на определенное время, выполняющий определенный
социальный заказ.
Слайд 18Сущность педагогического процесса
Педагогический процесс – это взаимодействие учителя-профес-сионала и
учеников в специально организованных условиях, в определенное время, в определенном
режиме, по специальным правилам и программам, реализующее цели образования и воспитания.
Слайд 19Структура педагогического процесса:
цель (задачи, соцзаказ);
содержание (деятельность учителя и деятельность учеников);
формы,
методы и средства (способы организации, наглядность и др.);
результат совместной деятельности
(материальные, моральные, духовные).
Слайд 20Психолого-педагогические основы целостного педагогического процесса (ЦПП)
Слайд 21Педагогические принципы:
Принцип – главная идея, требование, устойчивая, повторяющаяся связь между
педагогическими явлениями, процессами, характеризующая их развитие.
Принципы ЦПП – система
исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающая его успешность.
Слайд 22Набор педагогических принципов:
гуманизации;
демократизации;
природосообразности;
культуросообразности;
единства требований к ученикам;
научности;
доступности;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности
учеников;
связи теории с жизнью;
положительного эмоционального фона педагогического процесса;
прочности, осознанности и
действенности результатов обучения и воспитания;
наглядности и др.
Слайд 23Педагогические правила
Система способов действия учителя в типичной ситуации в педагогическом
взаимодействии.
Педагогические принципы реализуются через систему педагогических правил.
Слайд 24Педагогическая деятельность
Профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных
условий для воспитания, обучения, развития личности воспитанника и выбора возможностей
свободного и творческого самовыражения.
Слайд 25Педагогическое мастерство
Уровень совершенного владения педагогической деятельностью.
Основы пед.мастерства: сформированное педагогическое сознание,
профессиональные знания, готовность к творчеству, профессионально значимые личностные качества, педагогические
способности, владение педагогическими технологиями, педагогической техникой. техникой.
Слайд 26Педагогический метод –
Метод – путь познания.
Система последовательных, взаимосвязанных
действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных
сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Слайд 27Педагогическая система
организационная структура, совокупность учреждений образования, осуществляемых целенаправленный учебно-воспитательный
процесс;
набор научно обоснованных структурных элементов обучения и воспитания (принципы, содержание,
методы, условия), обеспечивающих желаемый педагогический результат .
Слайд 28Общемировые приоритеты и тенденции развития современной педагогики
Приоритеты: мир, человек, экология,
сотрудничество.
Тенденции:
творческое
сотрудничество педагогов мира;
изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире;
усиление демократических и гуманистических тенденций.
Слайд 29Демократизация:
Соблюдение Декларации и Конвенции о правах ребенка ООН в процессе
обучения и воспитания;
право ребенка на свободный выбор;
право ребенка на свою
точку зрения;
право ребенка на ошибку;
паритетные отношения в педагогическом взаимодействии.
Слайд 30Гуманизация:
Любовь, уважение к ребенку, заинтересованность в его судьбе;
терпимость (толерантность) педагога,
выдержка, уравновешенность;
оптимизм, вера в ребенка;
сотрудничество, мастерство общения, взаимодействие;
приоритет положительного стимулирования
и опора на успех.
Слайд 31Связь педагогики с другими науками
Философией;
информатикой;
психологией,
медициной (анатомией и физиологией высшей нервной
деятельности, гигиеной, генетикой);
антропологией;
экологией (личности, среды);
социологией.
Слайд 32Экспресс-опрос
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) педагогика, ее объект, предмет
и функции;
2) образование, обучение, воспитание;
3) назвать основные отрасли педагогической
науки и ее источники
Слайд 33Источники и факторы развития человека и формирования его личности
Развитие личности
как педагогическая проблема;
Основные факторы формирования и развития личности
Слайд 34индивид
Человек как целостный и неповторимый представитель рода с его психофизиологическими
свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности
Слайд 35человек
Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создать орудия
и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического
и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного
Слайд 36личность
Человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию
и саморазвитию;
Устойчивая система социально-значимых черт, установок и мотивов, характеризующая человека
как члена общества
Слайд 37индивидуальность
Совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических
особенностей, отличающих данного индивида от остальных
Слайд 38Человек как биологическое существо и как индивид
Природные и биологические особенности
Слайд 39человек – личность как социальное существо
носитель и выразитель социальных ценностей,
опыта, норм, установок, культуры и ролей;
субъект совместной деятельности и общения;
цель,
объект и субъект воспитания
Слайд 40Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают
Слайд 41развитие
Процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и
духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и
неуправляемых факторов
Слайд 42формирование
Процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды,
целенаправленного воспитания и собственной активности личности
Слайд 43социализация
Взаимодействие человека с обществом, усвоение им ценностей, норм, установок, образцов
поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе
и воспроизводство им социальных связей и социального опыта
Слайд 44воспитание
Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы
Слайд 45Факторы, влияющие на развитие и формирование личности
Биологический (генетический, наследственный);
Социальный (средовой,
связанный с воздействием окружающей среды)
Слайд 46Зарубежная педагогика и психология – направления по проблеме личности и
ее развития
Биологическое (З.Фрейд);
Социологическое;
Биосоциальное
Слайд 47ФАКТОРЫ
Внутренние – собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими
мотивами, реализуемая в самовоспитании
Внешние
Макросреда
Мезосреда
Микросреда
Воспитание в широком социальном смысле
Воспитание в широком
педагогическом смысле
Воспитание в узком педагогическом смысле
Слайд 48Возрастные особенности
комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для
большинства людей одного возраста
Слайд 49Кризисы детского возраста
1.кризис первого года жизни
2.кризис 3-х
лет
3.кризис 6-7 лет
4.подростковый кризис
Слайд 50Зона актуального развития
Наличествующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька
в день завтрашний
Слайд 51Зона ближайшего развития
Горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится
и, достигнув которого, он обнаруживает новый уровень горизонта
Слайд 52Ведущие типы деятельности ребенка
Эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми;
Орудийно-предметная деятельность ребенка
раннего возраста;
Сюжетно-ролевая игра дошкольника;
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте;
Деятельность общения
в процессе обучения, совместного труда у подростков;
Профессионально-учебная деятельность в юности
Слайд 53ЭКСПРЕСС - ОПРОС
Какие условия делают деятельность человека наиболее эффективной;
Что, на
ваш взгляд, отличает педагогическую деятельность от всех других видов деятельности
Слайд 54Влияние семьи на развитие и воспитание человека
1. Роль среды в
формировании и социализации личности.
2. Специфика формирующего влияния современной российской семьи.
3.
Стили родительского поведения и тактики воспитания ребёнка в семье.