Слайд 1Пьер Тейя́р де Шарде́н
( 1 мая 1881-10 апреля 1955) —
французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы.
основал новое течение в науке — тейярдизм
Слайд 2Биография
Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881
года в Сарсена (Франция) в католической семье.
В 1892 году
поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов).
В 1899 году, окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов.
С 1899 по 1901 учился в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата принёс первые обеты и в 1901—1902 годах продолжал философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси.
С 1904 по 1907 год преподавал физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире.
14 августа 1911 года, в возрасте 30 лет, рукоположен во священники.
Слайд 3
В декабре 1914 года был призван в армию, служил санитаром-носильщиком.
Прошёл всю войну, получил Военную медаль и орден Почётного легиона.
Именно во время войны (1916 год) он написал своё первое эссе «Космическая жизнь» — философские и научные размышления о мистике и духовной жизни. Позднее Тейяр де Шарден написал: «война была встречей… с Абсолютом».
26 мая 1918 года он принёс вечные обеты в Сент-Фуа-де-Лион. В августе 1919, будучи на острове Джерси, написал эссе «Puissance spirituelle de la Matière» («Духовная сила материи»).
С 1920 года продолжал обучение в Сорбонне, в 1922 году получил назначение на должность профессора кафедры геологии парижского Католического университета.
В 1923 году отправился в исследовательскую экспедицию в Тяньцзинь (Китай).
Слайд 4Во время экспедиции, в пустыне Ордос, написал несколько статей и
эссе, в том числе «Вселенская литургия». Его статья, посвящённая проблеме
первородного греха, не была понята в теологических кругах, концепцию Тейяра де Шардена сочли противоречащей учению Церкви, ему запретили публикации и публичные выступления.
С 1926 по 1927 год находился в восточной Монголии и в эти же годы создал первую свою большую работу — философско-теологическое эссе «Божественная среда. Очерк о внутренней жизни».
В 1929 году, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр де Шарден вместе с коллегами обнаруживает останки синантропа (Homo erectus). Благодаря анализу этой находки он получил широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931 году того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнём.
Слайд 5В последующие годы он работал советником в национальном геологическом департаменте
Китая, принимал участие в научно-исследовательских экспедициях (Китай, Центральная Азия, Памир,
Бирма, Индия, Ява), бывал во Франции, ездил в США.
С 1938 по 1939 год он работал в Париже, в журнале «Etudes» (интеллектуальный центр парижских иезуитов). В июне 1939 года вернулся в Китай.
С 1939 по 1946 года, во время Второй мировой войны, Тейяр де Шарден находился в вынужденной изоляции, в Пекине. В 1940 году основал вместе с Пьером Леруа в Пекине геобиологический институт, а в 1943 году — тоже с Леруа — начал выпускать новый журнал «Геобиология». В эти годы (1937—1946) он создал главное своё произведение — «Le Phenomene humain» («Феномен человека»).
Слайд 6В апреле 1947 года принял участие в конференции по эволюции
во Франции, организованной парижским Музеем естественной истории.
В 1950 году,
в возрасте 70 лет, Тейяра избрали в Парижскую академию наук.
В 1952 году он покинул Францию и уехал работать в США, в Нью-Йорк, по приглашению Фонда антропологических исследований Уэннера-Грена. Участвовал в нескольких экспедициях в Южную Африку.
Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения».
Слайд 7Эволюционно-космическое христианство
Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах
религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма.
Субстанцией всего мироздания, по мнению
французского мыслителя, является Бог. Бог — это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду.
Слайд 8Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции —
духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе
признания всеобщей одушевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой субстанции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обуславливает развитие материи
Слайд 9Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно находится в процессе
изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему.
Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятия «скачка» как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий. «Во всех областях, — писал Тейяр, — когда какая-либо величина достаточно выросла, она резко меняет свой вид, состояние или природу. Кривая меняет направление движения, плоскость переходит в точку, устойчивое рушится, жидкость кипит...» . Тейяру присуще также понимание развития как серии «скачков», «узловой линии мер». «Критические точки состояний, ступени на наклонной линии. В общем разного рода скачки в ходе развития, — по его мнению, — это единственный, но зато истинный способ представить себе существование мира.
Слайд 10Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у Тейяра
следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир
(«мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Но внутри первых двух из этих этапов также происходят количественные и качественные изменения. Так, на этапе «преджизнь» выделяются такие качественные состояния как атомы, неорганические молекулы, сначала простые, а затем более сложные и крупные, переходящие в «мегамолекулы». Совокупность внешних и внутренних условий на земной поверхности, по мнению Тейяра, породили из этих молекул живые клетки — новую форму существования материи. Жизнь, утверждает он, никогда не является аномалией, случайностью, исключением.
Слайд 11 Решающее же значение в становление Космомса Тейяр придает третьему
этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. Человек, согласно
его ученью, есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому что на этом уровне возникает высшая форма в развитии мира — мысль, сознание, духовность. «Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствующая критическая точка, пройденная индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности и, следовательно оно знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты». До появленния человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает явную сферу — сферу духа. Эту сферу Тейяр по аналогии со стадиями геохимического развития земли — литосферой и биосферой называет Ноосферой — мыслящим пластом Земли.
Слайд 12Тейяр представляет Ноосферу в качестве продукта процесса гоминизации. Гоминизация, по
его словам, представляет собой фантастическое зрелище коллективной рефлюксии. «Каждое Эго
(авт.) перерастает в некое мистическое Суперэго». В результате этого процесса образуется «Мыслящий, коллективный и постоянный организм», «мыслящий пласт земли». Свое завершение Ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универсума — «точке Омеге» — Боге. «По своей структуре,— пишет Тейяр,— Ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность не только замкнутую, но и имеющую центр.
Слайд 13С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и
целевой причины, по замыслам Тейяра, завершается первая часть его философско-теологической
системы в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать монотеизму христианский характер. Образ Бога — Омеги в этой части системы уступает место образу Христа- универсального, Христа - эволюционера. Здесь Тейяр стремится обосновать положение, что богочеловек — Иисус Христос в силу механизма Воплощения обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр всего Универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Христос, по утверждению Тейяра, есть внутреннее содержание мира, укорененное в него по самое сердце наиболее маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т.д.— всех реальностей, от которых мы зависим физически.
Слайд 14Христос представляется Тейяром как неисчерпаемый синтез элементов и системы, единства
и множественности, духа и материи, бесконечного и личного. Таким образом
Христос предстает как органический центр гармонизации всего универсума. Он накладывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Универсум определяется его выбором, воодушевляется его формой. В нем сходятся все линии мира, созидается целостно материя и дух. Он придает всем свою консистенцию и следовательно, в нем находится вершина творения, завершающая и достигающая наивысшие точки в универсальных измерениях, в сверхъестественных глубинах. Вся Вселенная представляет собой, по Тейяру, ничто иное как тело Иисуса Христа — Божественную среду. Все фрагменты этого тела находятся в определенной связи друг с другом, взаимообуславливают друг друга
Слайд 15Тейяровские концепции Космо- и Христогенеза по сути дела означали его
переход на позиции пантеизма, растворения Бога в мире.Но пантеизм запрещен
церквью, поэтому в своих главных работах "Феномен человека", "Божественная среда", он неоднократно подчеркивает, что концепция эволюционного христианства по основному принципу противоречит основным установкам пантеизма. Основное отличие своей системы от классических форм пантеизма Тейяр видит прежде всего в том, что пантеизм культивирует целое в котором теряются индивидуальные различия. В его же системе осуществляется дифференцированное единство, объединение без потери индивидуальности.
Слайд 16Следует отметить внутреннее противоречие в установках христианского эволюционизма. Христианский эволюционизм,
как отмечалось выше, стремится построить картину мира на основе использования
диалектической методологии, Однако диалектический подход требует признания ненаправленного бесконечного саморазвития субстанции. В концепции же Тейяра процесс эволюции носит замкнутый характер. Он начинается в определенной точке — точке «Альфа» и завершается в точке «Омега» —христогенезе. Таким образом концепция Тейяра остается в рамках основных установок христианского мировоззрения креационизма(теория о происхождении жизни и земли в результате действий Бога)
, антропоцентризма, провиденциализма и эсхатологизма( теория о конце света).
Слайд 17Презентацию подготовила студентка группы У1-1:Львова Дарья…