Слайд 1Пересборка социального: новое понимание общества
Общество как система
Органистическая модель общества
Развитие общества
Общества
не существует
Сборка и пересборка социального
Слайд 2Пересборка социального (Бруно Латур, 2005)
Социологи, относя прилагательное "социальный" к тому
или иному феномену, обозначают им некое устойчивое состояние, комплекс связей,
который потом может быть использован для описания какого-то другого феномена. В таком употреблении этого слова нет ничего плохого, пока оно обозначает то, что уже собрано вместе, без излишних допущений о природе собранного. Однако когда под "социальным" начинают понимать разновидность материала, пользуясь этим термином как прилагательным примерно того же ряда, что и "деревянное", "стальное", "биологическое", "экономическое", "ментальное", "организационное" или "лингвистическое", возникают проблемы. Тут значение термина распадается, поскольку теперь он обозначает две совершенно разные вещи: во-первых, сам процесс сборки, а во-вторых, особый тип компонента, который, как предполагается, отличается от других материалов.
Я намерен показать, почему социальное не может мыслиться как разновидность материала или как некая сфера и подвергнуть сомнению сам проект "социального объяснения" какого-либо другого положения дел.
Слайд 3Общество – система структурированных взаимосвязанных компонентов
(некоторые сомнения по поводу АСТ
и не только)
Слайд 4Общество как предмет изучения: проблема размытых границ и социальное
Повседневное знание:
очертания общества совпадают с границами наций-государств
Общество конкретного государства
Общество конкретной
эпохи
Общество и культура = общественное сознание
Общество и цивилизация = технологоцентрическая организация
Социальное – это процесс и результат взаимодействия целых обществ и групп, институтов в экономическом, политическом, социально-психологическом, моральном, технологическом измерениях
Слайд 5Целостность и собранность: центр тяжести
Вопрос о функции (миссии) общества
- утопический проект Платона
- телеологическая концепция Аристотеля
- теоцентрическая средневековая
модель
Слайд 6Целостность и собранность: центр тяжести
Вопрос о происхождении гражданского общества
– теория общественного договора
Слайд 7Изменения социального: историческое изменение
Слайд 8Г. Гегель
История человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором
все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены
Каждый период и
эпоха (при всём своё своеобразии) в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества
История человечества, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени. Причем на каждом этапе своего развития она реализует определенную цель. Общей же целью истории является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу, это свобода человека в гражданском обществе. Свобода - сама в себе цель, к реализации которой стремится дух.
Не все народы идут в счет в мировой истории. Каждый, соответственно своему принципу, выступает в свой момент. Выполнив свою миссию, он уходит с исторической сцены, по-видимому, навсегда, и уже другие народы творят новую историю человечества
Слайд 9Этапы развития истории по Гегелю
Слайд 10К. Маркс: исторический материализм и формационный подход
Общество – это понятие
характеризует отличие социальной жизни от природной.
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) –
общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером.
ОЭФ есть результат производственных отношений
Развитие внутри формаций происходит в результате борьбы классов. Экономика – движущий фактор исторического развития
Слайд 11Формации общеисторического развития
Слайд 12Э. Тоффлер: волновое развитие цивилизации
Возникновение цивилизации – это продолжительный процесс
зарождения, экспансии и угасания (технологические волны)
Цивилизация — это не только
технологии или экономика. Это комплекс взаимосвязанных технологических, экономических, организационных, социальных и политических принципов и институтов, которые соединяются между собой в единый, точно пригнанный механизм (дискурс второй волны) или образуют единую экосистему (дискурс третьей волны)
Цивилизации уникальны (мировоззрением, укладом, моралью, но развитие – не эволюция уникальных черт, а революция
Слайд 14Д. Бэлл и ожидание постиндустриального общества
Доиндустриальное общество: натуральное хозяйство, ручной
труд, слабая механизация производства, ведущая роль церкви и армии
Индустриальное общество:
массовое товарное производство на основе разделения труда и машинных технологий, ведущая роль финансовых корпораций и бизнесменов
Постиндустриальное общество: рост интеллектуальных технологий, сокращение рабочего дня человека, рост сферы услуг и ценности знания, труд – взаимодействие между людьми, ведущая роль класса носителей знания, меритократия, экономическая теория информации
Слайд 15Социальная наука не отрицает изменений, но сомневаемся в том, что
изменяется
Слайд 16Томас Гоббс
(1588-1679)
"Ибо искусством созидается великий Левиафан, называемый Государством, по-латыни
Civitas, который есть не что иное, как искусственный человек, но
большего роста и большей силы, нежели природный человек, для обороны и охранения которого он предназначается; верховная власть в нем есть искусственная душа, как начало, сообщающее жизнь и движение всему телу; судьи и другие судебные и исполнительные сановники суть искусственные сочленения; награды и наказания, которыми прикрепляются к верховной власти члены и сочленения и побуждаются к исполнению своей обязанности, суть нервы, исправляющие такую же должность в природном теле; имущество и богатство всех остальных членов суть сила; salus populi, благо народа, равносильно назначению в человеке; советники, которыми приводится народу на ум все, что ему нужно знать, - суть память; правосудие и закон суть искусственные разум и воля; согласие - здоровье; мятеж - болезнь; междоусобная война - смерть".
Слайд 17Г. Спенсер и метафора организма
Общества сходятся с индивидуальными организмами в
четырех выдающихся особенностях.
1) В том, что, начинаясь соединением небольшого числа
частей, они нечувствительно увеличиваются в объеме до такой степени, что некоторые из них наконец достигают размера, в десять тысяч раз большего, нежели их первоначальный размер.
2) В том, что, имея вначале до того простое строение, что массу их можно бы считать совершенно бесстройной, они принимают по мере возрастания своего все более и более сложное строение.
3) В том, что, хотя в первоначальном неразвитом их состоянии почти не существует взаимной зависимости частей, части эти постепенно приобретают взаимную зависимость, которая наконец делается так велика, что жизнь и деятельность каждой части обусловливаются жизнью и деятельностью прочих частей.
4) В том, что жизнь и развитие общества независимы от жизни и развития какой-либо из составляющих его единиц и гораздо продолжительнее существования этих единиц, так как они рождаются, развиваются, действуют, воспроизводятся и умирают каждая сама по себе, между тем как политическое тело, состоящее из них, переживает одно поколение за другим, увеличиваясь в массе своей, совершенствуясь в своем строении и в деятельности своих отправлений.
Слайд 18Организм - модель соединения части и целого
Общество – бесшовная тотальность
Сущность
- в функциях
Отношения интериорности между частями (взаимной строгой детерминации)
Функция
части – быть частью, отделённая от целого она перестаёт быть собой
Слайд 19Социальное социального
Исследование социального – это презумпция социального (исключительно социального)
организма/ единства
системы
и структуры
действия и результата
Существует ли общество?
Слайд 20Н. Луман: общество общества
Общество есть общество територрий и общество индивидов
Так
понятое общество существует, пока есть национальное государство
Национальное государство всегда нестабильно
в пространстве
Вес общества не равен весу людей в нём
Солидарность, принуждение, общественный договор… не работают
Общество – это не люди, не територрия, это коммуникация (единственное социальное действие)
Дж. Урри («Социология по ту сторону общества»): социальное – это мобильность
В. Вахштайн: общества нет, есть конкретные люди, их жизни и тренды…
= общество для социологии это фоновая и совсем не обязательная гипотеза
Слайд 21Воображаемые сообщества: реальность нации
Сообщество – объединение людей, имеющих общие цели,
интересы, деятельность, поддерживаемые общением (сообщество лицом-к-лицу)
Большие сообщества не предоставляют возможности
постоянного взаимодействия между всеми членами
Основа для солидаризации –воображение (формирование стойкого образа нации), опосредующее коллективную связь
В становлении европейский наций большую роль сыграло книгопечатание на национальных языках (укрепило образ единого коллектива)
Термин «нация»: от определения тех, у кого нет прав, до тех, только у кого эти права есть (Фихте: нужно включить народ в нацию)
Слайд 22П. Бурдьё: социальное пространство и социальное действие
Социальный мир представим в
форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированных
совокупностью действующих свойств в рассматриваемом универсуме (способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме).
Агенты и группы агентов, таким образом, определяются по их относительным позициям в этом пространстве. Бурдьё отказывается от понятия социальный субъект в пользу акторов и агентов
Общество, по Бурдьё, представляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля (академическое, экономическое, политическое), каждое из которых имеет специфические типы власти. Редукция полей невозможна
Habitus - это структурированное социальное отношение, система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, функционирующих как матрицы восприятия, постановки целей, решения задач, действий.
Habitus воспроизводит социально-культурные правила, «стили жизни» разных социальных групп.
Социальное насилие символично. Одна группа навязывает другой свои установки и, как следствие, социальные практики
Общественного мнения не существует
Слайд 23Бруно Латур и пересборка
Латур указывает на то, что учёных
прошлого столетия было важно отличить социального от всего остального
Социальное обнаруживает
тенденцию сужения, и ограничивается только сферой людей
Социальное определяет область и, как правило, нововременную эпоху
Социальными существами могут быть не только люди, и не только люди – акторы развития социального
Слайд 24Новое понимание социального
Социальными существами стоит считать морских гребешков, муравьёв, людей…
Пересобрать
социальное = посмотреть на общество как коллектив людей и нелюдей
(природы, технологий и т.п.)
Нельзя ни один элемент рассматривать в качестве главного. У сети появляютя особые эмерджентные свойства (не путать с сущностью)
Слайд 25Общество и ассамбляжи (Ж. Делёз, М. Деланда)
Социальный ассамбляж -
межличностная сеть, сообщество, занимающее пространственную территорию (исследования городов и новая
социология связаны)
Отношения между частями общества являются экстериорными (ассамбляжи могут разбираться на части)
Отношения между частями лишь контингентно обязательны (предполагают рассмотрение истории коэволюции видов)
Роли компонентов вариативны (от материальных до экспрессивных, а может и материаль-экспрессивную)
Компоненты ассамбляжей гетерогенны
Компоненты ассамбляжа могут способствовать его территоризации (стабилизации идентичности) и детерриторизации (дестабилизации идентичности и трансформации в другой ассамбляж)
Слайд 26Война в эпоху разумных машин
Люди и оружие – независимые, но
влияющие друг на друга эволюции, и всё в условиях общей
эволюции природы
Сельские сообщества, возделывающие плодородные желтоземы северного Китая, сады Ирана или же богатый чернозем Киева, были окружены поясом бедных пастбищ, где нередко царили тяжелейшие климатические условия, так что каждые десять лет высыхали все водопои, трава сгорала, а скот погибал — а с ним и сами кочевники. В этих обстоятельствах периодические набеги кочевников на культивируемые области были природным законом.
Огнестрельное оружие привело к падению кочевников