Слайд 1
«Перспективы стратегического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики
в
рамках организационно–правового обеспечения международной и национальной информационной безопасности»
Зверянская Лариса Павловна
– Институт государства и права Российской Академии Наук
Слайд 2Отсчет активного развития российско–китайского сотрудничества в области МИБ можно начать
с момента подписания Председателем КНР Цзян Цзэминем и Президентом РФ
В.В. Путиным в июле 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором на законодательном уровне закрепилось состояние «добрососедских, партнерских и дружеских отношений».
Слайд 3Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной
организационной структурой и активными связями на всех уровнях.
Современные российско-китайские отношения
официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие.
Слайд 4Особенности организационно–правового обеспечения международной и национальной информационной безопасности в информационном
пространстве Китайской Народной Республики
Закон КНР «О государственной безопасности» от 01.07.2015;
Закон
КНР «О кибербезопасности» от 07.11.2016;
«Стратегия международного сотрудничества КНР в киберпространстве» опубликованная 1 марта 2017.
Слайд 5Закон КНР «О государственной безопасности»
от 01.07.2015
Положениями закона, закрепляется то,
что государство создает системы обеспечения сетевой и информационной безопасности, улучшает
возможности для охраны сетевой и информационной безопасности, использования сетевых и информационных технологий, обеспечивает безопасность и подконтрольность основных сетевых и информационных технологий, ключевых объектов инфраструктуры, важнейших информационных систем и данных, укрепляет регулирование сетей, предупреждает, пресекает и в соответствии с законодательством наказывает за сетевые атаки, вторжение в сети, кражи в сетях, распространение незаконной и вредной информации и другие противоправные и преступные деяния в сетях, защищает суверенитет, безопасность, развитие государством сетевого пространства.
Слайд 6Закон КНР «О кибербезопасности» от 07.11.2016
«Сетевая безопасность» определяется как способность
предотвращать сетевые атаки, вторжения, повреждения, несанкционированные доступ и использование, непредвидимые
происшествия, посредством осуществления необходимых мер для поддержания устойчивой и надежной работы сети, обеспечения целостности, конфиденциальности и удобства использования сетевых данных.
Под «критически важной информационной инфраструктурой» понимается область государственных коммуникационных и информационных услуг, энергетики, дорожного и иного транспорта, ирригации, финансов, государственных услуг, электронного правительства и других ключевых отраслей и секторов, а также другая иная информационная инфраструктура, нанесение ущерба, незаконное использование и утечка данных и которой могут нести серьёзную угрозу национальной безопасности, национальному благополучию, жизни людей и общественным интересам.
Слайд 7«Стратегия международного сотрудничества КНР в киберпространстве» опубликованная 1 марта 2017.
В
Стратегии содержится призыв к упорному отстаиванию суверенного равенства (интернет–суверенитета), отказу
от гегемонии в Интернете, а также невмешательству во внутренние дела других государств.
Китай выделяет в качестве основных проблем и угроз киберпространства несбалансированность развития, несправедливый порядок, расширение «цифровой пропасти» между странами и регионами, уязвимость критической информационной инфраструктуры.
Особое внимание обращается на угрозу кибертерроризма, развитие информационной преступности, а также вмешательство государств во внутренние дела других стран путем злоупотребления ИКТ, массового кибершпионажа.
Слайд 8В качестве стратегических целей КНР, при участии в международном сотрудничестве
в киберпространстве, определены:
1. Защита интернет–суверенитета, национальной безопасности и интересов Китая;
2. Формирование системы
международных правил в киберпространстве;
3. Содействие справедливости в управлении Интернетом;
4. Защита законных прав и интересов граждан;
5. Содействие глобальному сотрудничеству в цифровой экономике;
6. Создание платформ для культурного обмена.
Слайд 9основные тенденции и перспективы стратегического сотрудничества РФ и КНР:
Достижение и
подписание соглашений по сотрудничеству в области обеспечения международной информационной безопасности;
Взаимодействие
в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности;
Обмен информацией о законодательстве государств по вопросам обеспечения информационной безопасности;
Содействие совершенствованию международно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества обеспечении международной информационной безопасности;
Углубление сотрудничества и координации деятельности государств по проблемам обеспечения международной информационной безопасности в рамках международных организаций и форумов;
Содействие научным исследованиям в области обеспечения международной информационной безопасности, проведение совместных научно-исследовательских работ, совместная подготовка специалистов, обмен студентами, аспирантами и преподавателями профильных высших учебных заведений;
Создание каналов связи и контактов в целях совместной разработки и продвижении стратегических соглашений в сфере МИБ (например, сотрудничество Лиги безопасного Интернета и Общества информационно безопасности Китая).
В рамках сотрудничества по кибербезопасности началась разработка системы интернет-контроля Red Web для российского сегмента сети Интернет.