Слайд 2
1. Общие характеристики первобытной культуры
Слайд 3Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменная
Главная ее характеристика
– гомогенность – отсутствие ценностного плюрализма и социальных групп с
различными интересами
Слайд 4Недостаток источников для изучения приводит к быстрым изменения в знании
о первобытности. (в 70-е гг. время появления человека на земле
– 1 млн. лет назад, сейчас – ок. 3,5 млн. лет назад)
Источники для изучения первобытности – археологический материал, этнографический материал (фольклор, эпос), существующие в наше время примитивные сообщества.
Как отдельный тип культуры первобытность была выделена в XIX веке, когда начались широкомасштабные археологические раскопки, были найдены памятники эпохи и написаны первые научные работы. (Э. Тайлор «Первобытная культура», 1871, Л. Морган «Древнее общество», 1877)
Слайд 5Теории происхождения человека
Теологическая концепция
Уфологическая концепция
Эволюционная теория Ч.
Дарвина
Трудовая теория К. Маркса, Ф. Энгельса
теория появления человека
в результате мутационных процессов
Слайд 6Процесс гоминизации - переход от животного к человеку:
от
инстинкта и рефлекса к неопределенности знания – принятия решения на
основе стратегий предсказания будущего:
Стратегия подражания (магия, колдовство)
Систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей (приметы)
Умозаключения по аналогии (очеловечивание природы)
Слайд 7Знания и умения человека:
Счет, меры длины, высоты, количества –
на основе отождествления с человеческим телом.
Использование растений для собственных нужд
- еды, приготовления лекарств и т.д.
Умения ориентироваться в пространстве (география).
Изготовление лука и стрел, копьеметалки (физика)
Изготовление лекарств, красок, обработка шкур (химия)
Лечение ран, ушибов, удаление зубов и т.п. (медицина)
Слайд 8Для первобытной культуры характерен синкретизм – т.е. неразделенность различных видов
культурной практики. Трудовые операции, художественная деятельность и магические обряды переплетаются
между собой.
Слайд 9
2. Духовная культура первобытного общества
Слайд 10Универсальной системой, определяющей ориентацию человека в природе и обществе является
миф (от греч. сказание).
Слайд 11Функции мифа
миф обеспечивает единство, гармонию человека с миром через очеловечивания
враждебных и неизвестных сил природы.
в мифах выражаются все познания
и представления человека о мире.
миф гармонизирует жизнь человеческого коллектива, определяет место каждого его члена, обеспечивает социальную преемственность.
Слайд 12Типы мифов
Космогонические мифы – о сотворении мира.
Слайд 13Антропогонические мифы – о сотворении человека.
Слайд 14Мифы о катастрофах – где отражались представления о цикличности времени.
Слайд 15Мифы о культурных героях – о людях или животных, которые
дают человечеству блага цивилизации.
Слайд 16С мифами тесно связаны ритуалы, которые выступают основной формой актуализации
мифа и формой социального бытия человека.
Ритуал – строго регламентированная последовательность
действий, имеющих символическое значение.
Слайд 17Ритуалы перехода
(А. ван Генеп)
ритуалы территориального перехода (порог, снимать обувь)
ритуалы
беременности (что можно и что нельзя делать)
ритуалы рождения (омовение, крещение)
ритуалы
инициации – вступления во взрослую жизнь (связан с испытанием, переживанием боли)
ритуалы женитьбы (выкуп, установление целомудрия невесты)
ритуалы дарения и обмена (подарок должен быть отдарен, патлач)
ритуалы смерти и погребения (омовение, порядок похорон)
Слайд 18Ранние формы религии
Анимизм (anima - душа) – вера в существование
нематериального двойника человека – душу и вера в одушевленность явлений
мира.
Слайд 19Тотемизм («его род») – вера в кровнородственную связь человека с
животным или растением. В отношении тотема существует система табу (запретов).
Слайд 20Фетишизм (талисман) – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов.
Слайд 21Главным способом влияния человека на мироздание и попыткой подчинить его
своим интересам является магия – совокупность обрядов и действий, воздействующих
на мир через двойники или символы явлений.
Слайд 22По способу воздействия магия делится на:
подражательную – основанную на подобии
заразительную – основанную на сопричастности
Слайд 23Особым видом магии является шаманизм – вера способность перевоплощения и
контакт со сверхчувственным миром.
Во время ритуала камлания шаман («тот,
кто знает») впадает в магический транс, и его душа совершает экстатические «путешествия».
Искусство шамана обеспечивают ему высокий авторитет, дающий возможность порой объединять в себе власть шамана и вождя.
Слайд 25Теории возникновения искусства
- религиозная (связанная с появлением мистического страха),
- теория
игры (проигрывание основных ситуаций охоты и других видов деятельности),
- теория
художественного инстинкта,
- теория подражания
Слайд 26Первые изображения на стенах пещер
В Европе известно более 300 пещер,
гротов или навесов с изображениями, бесспорно относящимися к эпохе верхнего
палеолита. Первые рисунки – линии и отпечатки рук.
Пещера рук. Аргентина. 9-7 тыс. до н.э.
Слайд 27Гравированные и живописные изображения на камне и кости
Слайд 28Особенности живописи палеолита
реалистичность изображения, детализация,
динамичность,
- преобладают крупные животные,
мало изображений человека,
не соблюдаются пропорции между величиной отдельных животных,
полихромность
(широкая палитры красок).
Слайд 29Живопись и петроглифы на стенах пещер
Пещера Альтамира (Испания)
Слайд 32Изображение бизонов из пещеры Ляско (Франция)
Слайд 33Наскальная живопись пещеры Ляско (Франция)
Слайд 34"Китайская лошадь" из пещеры Ляско (Франция)
Слайд 36Особенности живописи мезолита и неолита
схематичность и многофигурность композиции,
преобладание сцен охоты, военных эпизодов, культовых церемоний,
условный характер
изображений, много контурных рисунков, штриховки,
фигуры животных и человека невелики по размеру.
Живопись ущелья Вольторга (Испания)
Слайд 37Изображение на скале равнины Гобустан (Азербайджан)
Слайд 38Живопись грота Зараут-Камар (Узбекистан)
Слайд 39Наскальная живопись пещеры Бхимбетка (Индия)
Слайд 40Особая область первобытного искусства – орнамент.
В эпоху палеолита появляется
орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали
орудия.
На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела
Слайд 41«Палеолитические Венеры» - обнаженные женские статуэтки
Слайд 42Мегалиты – объекты, построенные из больших, гигантских камней. Их назначение,
технология сооружения до конца не выяснена (проблема мегалитической архитектура)
Слайд 43менгиры
(бретонск. menhir, от men — камень и hir —
длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня,
вертикально вкопанного в землю. (4-5 м)
Слайд 45Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Могут
окружаться курганной насыпью и состоять из нескольких концентрических окружностей. (Стоунхендж)
Слайд 49Дольмен
(с бретон. - tol - стол, men - камень).
Сооружение, представляющие собой два вертикально поставленных необработанных камня, перекрытые третьим.