Слайд 3Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад,
за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали
возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов.
Слайд 4Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была
обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи
уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.
Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей
Слайд 5150 до н. э. - 500 н. э.
Памятник состоит из
30 пещер, высеченных в скальном амфитеатре, протяженностью 800 м, имеющем
высоту 73 м.
От пещер шел ступенчатый спуск к реке.
Пещеры делятся на чайтьи - места поклонения, и вихары - монастыри,
где могли жить монахи.
Слайд 6Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты почти целиком монументальными росписями Сюжетами
их являются легенды из жизни Будды, сплетенные с древними индийскими
мифологическими сценами. Изображения людей, цветы и птицы, звери и растения написаны с большим мастерством.
Слайд 7Превосходным примером мастерства живописцев Аджанты может служить знаменитая фигура склонившейся
девушки из храма № 2, полная грации, изящества и нежной
женственности.
Слайд 8Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до
наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в
то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.
Слайд 9Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Будду
не принято было изображать. На него намекают только символы: например,
дхармачакра — колесо закона. Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр.
Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии.
Слайд 10А более поздние пещеры по обе стороны от центральных, отличают
изображения будд, боддхистаттв и богов. Фрески и скульптуры в нишах
дают богатейший материал для созерцания.
Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.
Слайд 13Эллора
Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство
храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты.
Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров.
Слайд 14Храм Кайлас
Храм символизирует священную гору Кайлас,
где пребывает божественная чета Шивы и Парвати.
Помимо того, что храм символизирует гору Кайлас, он также напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, фигуры которых выточены по всему периметру храма. Святилище быка Нанди вместе со своим обитателем представляет собой как бы упряжку, тянущую колесницу.
Слайд 15В пещерном храме
В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим
государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат,
Византия и Китай.
Слайд 16Характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно
тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из
виду.
Слайд 19Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров
высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с
верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.
Слайд 20Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм
Кайласантха в Эллоре. В колодце 100 метров в длину и
50 метров в ширину стоит этот храм.
Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.
Слайд 21Вход в храм Кайлас отгорожен стеной с рельефами, отделяющей сакральное
пространство храма от пространства "улицы"
Слайд 23Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от
1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми
и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500—750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. И
Слайд 24 Вот такие клетки часто можно увидеть в древних храмах
на полу.
Слайд 29Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая
призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между
двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.