Слайд 2Как может быть сформулировано задание С2?
! В 2013 году в задании
С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Слайд 3Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём
сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их
выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Слайд 4
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно
прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Слайд 5Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о
каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности,
точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Слайд 6Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова
и выражения:
Слайд 7Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить
своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и
выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
и т.д.
Слайд 8Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
и т.д.
Слайд 9Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие
слова:
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором
высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
Слайд 10Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить
цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого
в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Слайд 11или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю
так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал
слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
Слайд 12Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся
повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся
к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Слайд 13Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не
только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Слайд 14Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень
богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и
различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Слайд 15Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы
образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее
продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Слайд 16
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём
во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
Слайд 17Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что
в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных
мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Слайд 18
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию
автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а)
аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
! За отсутствие абзацев снимают баллы.
Слайд 19Сочинение:
Не могу не согласиться с
высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)