Слайд 1ПЛАН-КОНСПЕКТ
7. ЛЕКЦИЯ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЭТНОС И ЭТНИЧНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ
ЭТНОЛОГИИ.
К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки
для теоретического обобщения
и типологизации культурного и языкового многообразия страны и мира.
Одно из первых определений понятия «этнос» в отечественной этнологии было дано
в 1916 г. Н.М. Могилянским (1871, Чернигов —1933, Прага):
«εθνος – сложное понятие: это – собрание индивидуумов, объединенных в одно целое как общими чертами физических (антропологических) признаков, так и общностью исторических судеб, наконец, общностью языка, этой основы, из которой, в свою очередь, вырастает общность всего мировоззрения, народной психологии, – словом, всей духовной культуры».
Теория этноса в России формировалась параллельно с теорией нации
И.В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос» 1913 г. выделил следующие признаки нации: общностью психического склада, общность языка, общность территории и общность экономической жизни.
Советский энциклопедический словарь: Нация – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера. Возникает на основе формирования кап. эконом связей и рынка; в условиях капитализма состоит из классов с противоположными интересами. При социализме с ликвидацией социальных антагонизмов нация становится единой в социально-политическом, экономическом и идеологическом аспектах.
Слайд 2В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс
лекций по теории этноса.
В 1923 г. уже в эмиграции в
Шанхае он издал книгу «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
В определении С.М. Широкогорова: этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое едино происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от других.
В 1929 г. состоялось совещание этнографов Ленинграда и Москвы, где понятие этнос объявили категорией буржуазной науки, а предметом этнографии стали социально-экономические формации.
В 1951 г. вышли:
- статья И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой резкой критике подвергалось «новое учение о языке» Н.Я. Марра
- статья М.Г. Левина «Развитие советской антропологии в свете трудов И.В. Сталина»,
статья С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова «Методология этногенетических исследований на материалах этнографии в свете работ И.В. Сталина о языкознании»,
монография П.И. Кушнера «Этнические территории и этнические границы»
В 1960-х гг. на страницах журнала «Вопросы истории» прошла дискуссия, посвященная сталинскому определению нации. В ходе нее были высказаны предложения обратить особое внимание на национальное самосознание и рассматривать нации как социально-этнические образования.
В 1964 г. на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве этнос был объявлен главной теоретической концепцией в советской этнографии.
Слайд 3Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была
декларирована новая историческая общность - советский народ.
Отчетный доклад ЦК
КПСС XXIV съезду 1971 г. «За годы социалистического строительства, в нашей стране возникла новая историческая общность - советский народ. В совместном труде, в борьбе за социализм, в боях за его защиту родились новые, гармоничные отношения между классами и социальными группами, нациями и национальностями - отношения дружбы и сотрудничества. Наши люди спаяны общностью марксистско-ленинской идеологии, высоких целей строительства коммунистического общества».
Ю.В. Бромлей (1921- 1990) «Этнос и этнография» М. 1973 – директора ИЭА АН СССР:
этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психики, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).
Разработка теории этноса в советской науке связана с именами советских этнографов С.Токарева, Н. Чебоксарова, В. Козлова, Ю. Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р. Итса и др.
Социобиологическая трактовка этноса (в рамках примордиализма/объективизма была представлена творчеством Л.Гумилева.
Информационная теория этноса создана С.Арутюновым и Н.Чебоксаровым: главными в ней были понятия информационных связей и традиции - негенетческой информации, передаваемой межпоколенным путем.
Слайд 4Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада
СССР на страницах журнала «Расы и народы»; в ходе обсуждения
были изложены основы советской теории этноса:
1. методологической основой теории этноса является марксистское учение о социально-экономических формациях, критерием выделения которых служат производственные отношения;
2. формациям соответствуют определенные формы социальных сообществ, среди которых выделяются этносы – универсальные формы социальной жизни людей;
3. стадиально-историческими разновидностями этносов являются племя, народность, нация, которые соответствуют общественно-историческим формациям;
4. этносы представляют собой исторически сложившиеся общности людей, часто на базе популяции с едиными антропологическими признаками; условиями их возникновения (этногенеза) являются общность территории и языка; признаками этноса являются: культурная общность и общность самосознания, которое подтверждает самоназвание (этноним);
5. этнос существует как социальный организм, который воспроизводится путем однородных браков (эндогамия) и передачи самосознания и культурного опыта в форме традиции;
6. этносы имеют тенденцию к созданию территориально-политических автономий; формой политического институирования этносов являются этносоциальные организмы, которые следует отличать от этникосов – этносов в узком смысле, обладающих языковой и культурой общностью, но не имеющих территориальной, экономической и политической общности;
7. в ходе исторического развития признаки этноса (территория, язык, культура) могут меняться, но при сохранении этнического самосознания этносы сохраняют тождественность;
8. не один из признаков этноса не является универсальным и этнодифференцирующим, лишь их совокупность (изменяемая при изменении социально-исторического контекста) позволяет определить этнос.
Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).
Слайд 5Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).
Категория
этничность в российской этнологии утвердилась в 1990-2000-е гг. как отрицание
категории этнос в рамках теории конструктивизма в постсоветский период.
академик В.А.Тишков- директор ИЭА РАН
«Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии» (2003):
- этничность – комплекс чувств, основанных на принадлежности к культурной общности.
Чешко С.В.:
- этничность формируется как коллективное ощущение, которое передается из поколения в поколение, служит важным идеологическим средством социализации индивида в рамках группы его происхождения. Будучи коллективным представлением, этничность вырабатывается не индивидуальным, а групповым опытом предыдущих поколений, при этом для последующих поколений она теряет свой конкретный смысл, превращаясь в религиозноподобную идею. В результате воздействия этничности человек становится ее носителем этнофором, отождествляя себя с группой людей от которых он произошел.
Сикевич З. В.:
- под этничностью мы понимаем особое константное, хотя и различное по интенсивности переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющаяся в форме сравнения нас не с нами в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве.
Слайд 6Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М.
2003:
Этничностью можно манипулировать, но нельзя сфабриковать
Этничность, будучи свойством динамичного этноса,
имеет процессуальный характер.
Признаки этноса – факторы актуализации этничности:
территория; культура; язык; национальный характер/ психология этноса; самосознание, выраженное в самоназвании.
Этничность/этническая идентичность – самоопределение, которое формируется субъектом (группой) в результате самоидентификации с этническим сообществом
Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:
Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать этнос как динамичное явление.
Этнос следует признать объективной реальностью, которая поддается трансформациям и политическим манипуляциям. Эта одна из базовых, но изменчивых во времени, форм самоорганизации человеческого сообщества.