Разделы презентаций


ПЛАН-КОНСПЕКТ 7. ЛЕКЦИЯ. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЭТНОС И ЭТНИЧНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ И

В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс лекций по теории этноса.В 1923 г. уже в эмиграции в Шанхае он издал книгу «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПЛАН-КОНСПЕКТ
7. ЛЕКЦИЯ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЭТНОС И ЭТНИЧНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

ЭТНОЛОГИИ.

К началу ХХ в. в российской науке сложились предпосылки

для теоретического обобщения
и типологизации культурного и языкового многообразия страны и мира.

Одно из первых определений понятия «этнос» в отечественной этнологии было дано
в 1916 г. Н.М. Могилянским (1871, Чернигов —1933, Прага):
«εθνος – сложное понятие: это – собрание индивидуумов, объединенных в одно целое как общими чертами физических (антропологических) признаков, так и общностью исторических судеб, наконец, общностью языка, этой основы, из которой, в свою очередь, вырастает общность всего мировоззрения, народной психологии, – словом, всей духовной культуры».

Теория этноса в России формировалась параллельно с теорией нации
И.В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос» 1913 г. выделил следующие признаки нации: общностью психического склада, общность языка, общность территории и общность экономической жизни.

Советский энциклопедический словарь: Нация – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера. Возникает на основе формирования кап. эконом связей и рынка; в условиях капитализма состоит из классов с противоположными интересами. При социализме с ликвидацией социальных антагонизмов нация становится единой в социально-политическом, экономическом и идеологическом аспектах.


ПЛАН-КОНСПЕКТ7. ЛЕКЦИЯ. ПЛАН-КОНСПЕКТЭТНОС И ЭТНИЧНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭТНОЛОГИИ. К началу ХХ в. в российской

Слайд 2В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс

лекций по теории этноса.

В 1923 г. уже в эмиграции в

Шанхае он издал книгу «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
В определении С.М. Широкогорова: этнос – группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое едино происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых от других.

В 1929 г. состоялось совещание этнографов Ленинграда и Москвы, где понятие этнос объявили категорией буржуазной науки, а предметом этнографии стали социально-экономические формации.

В 1951 г. вышли:
- статья И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в которой резкой критике подвергалось «новое учение о языке» Н.Я. Марра
- статья М.Г. Левина «Развитие советской антропологии в свете трудов И.В. Сталина»,
статья С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова «Методология этногенетических исследований на материалах этнографии в свете работ И.В. Сталина о языкознании»,
монография П.И. Кушнера «Этнические территории и этнические границы»

В 1960-х гг. на страницах журнала «Вопросы истории» прошла дискуссия, посвященная сталинскому определению нации. В ходе нее были высказаны предложения обратить особое внимание на национальное самосознание и рассматривать нации как социально-этнические образования.

В 1964 г. на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве этнос был объявлен главной теоретической концепцией в советской этнографии.

В 1922 г. В Дальневосточном университете С.М. Широкогоров прочитал курс лекций по теории этноса.В 1923 г. уже

Слайд 3Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была

декларирована новая историческая общность - советский народ.

Отчетный доклад ЦК

КПСС XXIV съезду 1971 г. «За годы социалистического строительства, в нашей стране возникла новая историческая общность - советский народ. В совместном труде, в борьбе за социализм, в боях за его защиту родились новые, гармоничные отношения между классами и социальными группами, нациями и национальностями - отношения дружбы и сотрудничества. Наши люди спаяны общностью марксистско-ленинской идеологии, высоких целей строительства коммунистического общества».

Ю.В. Бромлей (1921- 1990) «Этнос и этнография» М. 1973 – директора ИЭА АН СССР:
этнос - исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, включая язык и психики, также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме).

Разработка теории этноса в советской науке связана с именами советских этнографов С.Токарева, Н. Чебоксарова, В. Козлова, Ю. Бромлея, С. Арутюнова, Г. Маркова, Р. Итса и др.

Социобиологическая трактовка этноса (в рамках примордиализма/объективизма была представлена творчеством Л.Гумилева.

Информационная теория этноса создана С.Арутюновым и Н.Чебоксаровым: главными в ней были понятия информационных связей и традиции - негенетческой информации, передаваемой межпоколенным путем.


Расцвет советской теории этноса пришелся на 1970-е гг., когда была декларирована новая историческая общность - советский народ.

Слайд 4Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада

СССР на страницах журнала «Расы и народы»; в ходе обсуждения

были изложены основы советской теории этноса:
1. методологической основой теории этноса является марксистское учение о социально-экономических формациях, критерием выделения которых служат производственные отношения;
2. формациям соответствуют определенные формы социальных сообществ, среди которых выделяются этносы – универсальные формы социальной жизни людей;
3. стадиально-историческими разновидностями этносов являются племя, народность, нация, которые соответствуют общественно-историческим формациям;
4. этносы представляют собой исторически сложившиеся общности людей, часто на базе популяции с едиными антропологическими признаками; условиями их возникновения (этногенеза) являются общность территории и языка; признаками этноса являются: культурная общность и общность самосознания, которое подтверждает самоназвание (этноним);
5. этнос существует как социальный организм, который воспроизводится путем однородных браков (эндогамия) и передачи самосознания и культурного опыта в форме традиции;
6. этносы имеют тенденцию к созданию территориально-политических автономий; формой политического институирования этносов являются этносоциальные организмы, которые следует отличать от этникосов – этносов в узком смысле, обладающих языковой и культурой общностью, но не имеющих территориальной, экономической и политической общности;
7. в ходе исторического развития признаки этноса (территория, язык, культура) могут меняться, но при сохранении этнического самосознания этносы сохраняют тождественность;
8. не один из признаков этноса не является универсальным и этнодифференцирующим, лишь их совокупность (изменяемая при изменении социально-исторического контекста) позволяет определить этнос.

Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).

Проблема типологизации этнических общностей возникла в 1988-1989 г. накануне распада СССР на страницах журнала «Расы и народы»;

Слайд 5Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).
Категория

этничность в российской этнологии утвердилась в 1990-2000-е гг. как отрицание

категории этнос в рамках теории конструктивизма в постсоветский период.
академик В.А.Тишков- директор ИЭА РАН
«Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии» (2003):
- этничность – комплекс чувств, основанных на принадлежности к культурной общности.

Чешко С.В.:
- этничность формируется как коллективное ощущение, которое передается из поколения в поколение, служит важным идеологическим средством социализации индивида в рамках группы его происхождения. Будучи коллективным представлением, этничность вырабатывается не индивидуальным, а групповым опытом предыдущих поколений, при этом для последующих поколений она теряет свой конкретный смысл, превращаясь в религиозноподобную идею. В результате воздействия этничности человек становится ее носителем этнофором, отождествляя себя с группой людей от которых он произошел.

Сикевич З. В.:
- под этничностью мы понимаем особое константное, хотя и различное по интенсивности переживание групповой идентичности и солидарности, формирующееся первоначально на основе биогенетического и биосоциального единства и проявляющаяся в форме сравнения нас не с нами в ходе группового взаимодействия в этносоциальном пространстве.

Советская теория этноса представляла собой эволюционно-историческое направление теории примордиализма (объективизма).Категория этничность в российской этнологии утвердилась в 1990-2000-е

Слайд 6Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М.

2003:
Этничностью можно манипулировать, но нельзя сфабриковать

Этничность, будучи свойством динамичного этноса,

имеет процессуальный характер.
Признаки этноса – факторы актуализации этничности:
территория; культура; язык; национальный характер/ психология этноса; самосознание, выраженное в самоназвании.
Этничность/этническая идентичность – самоопределение, которое формируется субъектом (группой) в результате самоидентификации с этническим сообществом

Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:
Полипарадигмальный подход современной российской этнологии позволяет рассматривать этнос как динамичное явление.

Этнос следует признать объективной реальностью, которая поддается трансформациям и политическим манипуляциям. Эта одна из базовых, но изменчивых во времени, форм самоорганизации человеческого сообщества.

Сб. «Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е годы.» М. 2003:Этничностью можно манипулировать, но нельзя сфабриковатьЭтничность, будучи

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика