Слайд 1Планирование и проведение занятий с детьми раннего возраста с расстройствами
аутистического спектра
Подготовила:
Игнашина В.В.,
учитель-дефектолог
РЦ «Открытый мир»
Слайд 3Раннее вмешательство улучшает прогноз развития детей с расстройством аутистического спектра
О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг
Слайд 4Эмоционально-смысловой подход
Данный подход выстроен на единстве процесса когнитивного и аффективного
развития ребенка. Основан на идеях и концепциях К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской,
М.М.Либлинг. В качестве основы, определяющей специфику аутистического дизонтогенеза с его сенсомоторной, когнитивной и социально-эмоциональной составляющей, может быть рассмотрено нарушение аффективного развития ребенка.
Слайд 5
Первый этап
Исходной задачей является установление контакта для эмоционального «расторможения» аутичного
ребенка раннего возраста. Установление и поддержание контакта подкрепляется осторожным эмоциональным
усилением приятных для ребенка впечатлений с помощью словесного комментария.
По возможности используется тактильный и зрительный контакт.
Слайд 6Второй этап
Предполагает формирование устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия. Фиксация смысловой
связи и последовательности событий в ходе занятия. Освоение причинно-следственных отношений
и представлений о времени.
Формирование простого бытового сюжета, построенного на личном опыте ребенка.
Слайд 7Третий этап
Предполагает развитие смыслового стереотипа занятия через расширение игрового сюжета
путем его детализации. Преодоление стереотипности, внесение в игру и жизнь
ре6енка разнообразия, формирование способности к осмысленному выбору.
Слайд 8Четвертый этап
Связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше
выделяется активность самого ребенка. Упорядочение и осмысление бытового опыта, адаптация
к привычным условиям открывают детям путь к развитию эмоциональных связей и более активному и самостоятельному освоению среды, адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.
Слайд 9Приемы
коррекционно-развивающей работы:
принцип следования за ребенком и «отзеркаливания»;
принцип эмоционально-смыслового комментирования;
стереотипы
поведения как необходимая основа развития взаимодействия
принцип присоединения к активности ребенка;
пространственно-временная
организация среды;
принцип расширения стереотипа во взаимодействии.
Слайд 10Организация занятий
Обязательное присутствие одного из родителей.
Дозированность и постепенность включения эмоционально-смыслового
комментария.
Вариативное использование основных психокоррекционных приемов.
Повторяемость используемого материала на занятии, предлагаемых
заданий, элементов игры.
Ведущий вид деятельности.
Варьируемое время от 15-20 мин до 45-50;
Индивидуальная эмоциональная значимость комментирования для каждого ребенка;
Слайд 11Путь, пройденный в игровом взаимодействии со взрослым:
От аутостимуляции
– к
осмыслению отдельных событий –
к связыванию их в простой сюжет
–
к детализации, развертке сюжета –
к сюжету «с приключениями»,
это путь эмоционального осмысления того, что происходит в жизни, и , в конечном итоге, путь социализации.
Слайд 12Планирование и проведение занятий с детьми раннего возраста с расстройствами
аутистического спектра
Подготовила:
Игнашина В.В.,
учитель-дефектолог
РЦ «Открытый мир»