Слайд 1«Планирование
и организация эксперимента»
Слайд 2Задачей «Планирования эксперимента» является разработка рекомендаций или производственного процесса на
основе исследования предварительных опытных данных для дальнейшей их реализации и
построения математической модели исследуемого процесса с целью дальнейшего прогнозирования производства.
Как правило, результатами таких исследований являются разработки наиболее оптимальных рекомендаций, технологического процесса, имеющих важные экономические, технические, технологические последствия и влекущих за собой как модернизацию отдельного технологического процесса, так и целого производства.
Слайд 3МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирическое познание осуществляется в процессе опыта, понимаемого в
самом широком смысле, т. е. как взаимодействие субъекта с объектом,
при котором субъект не только пассивно отражает объект, но и активно изменяет, преобразует его.
Слайд 4В науке основными формами эмпирического исследования являются
- наблюдение;
- эксперимент;
измерительные
процедуры.
Исходной эмпирической процедурой служит наблюдение, так как оно входит и
в эксперимент и в измерения, в то время как сами наблюдения могут производиться вне эксперимента и не предполагать измерений.
Слайд 5НАБЛЮДЕНИЕ
Научное наблюдение представляет собой целенаправленное и организованное восприятие предметов и
явлений окружающего мира.
В науке, как правило, наблюдения имеют своей
целью проверку той или иной гипотезы или теории, и поэтому они существенным образом зависят от этой цели.
Слайд 6 Наблюдения в науке характеризуются также тем, что их результаты требуют
определенной интерпретации, которая осуществляется с помощью некоторой теории.
Всякое наблюдение
предполагает
наличие некоторого наблюдаемого объекта и
воспринимающего его субъекта, который осуществляет наблюдение в
конкретных условиях места и времени.
Слайд 7В научном наблюдении к указанным трем элементам добавляются еще специальные
средства наблюдения, назначение которых состоит в том, чтобы компенсировать природную
ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения.
Важная роль принадлежит концептуальным средствам, то есть понятиям и теориям, с помощью которых организуются и в особенности интерпретируются научные наблюдения.
Слайд 8Интерпретация данных наблюдения
1) поскольку данные получаются отдельными субъектами, то они
должны быть очищены от всевозможных наслоений и субъективных впечатлений;
2) в
качестве данных в науку входят не ощущения и восприятия, а лишь результаты их рациональной переработки, которые представляют собой синтез чувственных восприятий с теоретическими представлениями;
3) сами данные, прежде чем они войдут в науку, подвергаются значительной обработке и стандартизации
Слайд 9Функции наблюдения в научном исследовании
1. Обеспечение той эмпирической информацией, которая
необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так
и для последующей их проверки;
2. Проверка таких гипотез и теорий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента;
3. В его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяются их адекватность и истинность
Слайд 10Структура и основные виды эксперимента
Эксперимент представляет такой метод эмпирического исследования,
при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных
материальных средств (экспериментальных установок и приборов) в целях получения необходимой информации о свойствах и особенностях этих объектов или явлений.
Слайд 11Они различаются по следующим параметрам:
- способу формирования условий (естественных и
искусственных);
- целям исследования (преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие);
- организации
проведения (лабораторные, натурные, полевые, производственные и т. п.);
- структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные);
- характеру внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные);
- характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования (обычный и модельный);
типу моделей, исследуемых в эксперименте (материальный и мысленный);
контролируемым величинам (пассивный и активный);
- числу варьируемых факторов (однофакторный и многофакторный);
- характеру изучаемых объектов или явлений (технологические, социометрические) и т. п.
Слайд 12Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта
исследования (чаще всего используется в биологических, социальных, педагогических и психологических
науках).
Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках).
Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами.
Слайд 13Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого
эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования
и результатом, выявляется наличие определенных фактов.
Контролирующий эксперимент сводится к контролю результатов внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.
Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных.
Слайд 14Методология экспериментальных исследований
Для проведения эксперимента любого типа необходимо:
- разработать
гипотезу, подлежащую проверке;
- создать программы экспериментальных работ;
- определить
способы и приемы вмешательства в объект исследования;
- обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;
- разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;
- подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и тому подобное);
- обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.
Слайд 15Методика — это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в
определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.
При разработке
методик проведения эксперимента необходимо предусматривать:
проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением в целях определения исходных данных (гипотез, выбора факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и факторов, которые можно не принимать во внимание);
создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);
Слайд 16 определение пределов измерений;
систематическое наблюдение за ходом развития
изучаемого явления и точные описания фактов;
проведение систематической регистрации
измерений и оценок фактов различными средствами и способами;
создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестных воздействий, создание усложненных ситуаций в целях подтверждения или опровержения ранее полученных данных;
переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.
Слайд 17
Планирование эксперимента – это процедура выбора
числа и условий
проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с
требуемой точностью.