Слайд 1ПЛАН
Сущность и виды рынков
Сущность и функции денег
Законы спроса
и предложения
Равновесные цены на современных рынках
Лекция 2.
ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Слайд 2▲РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов
и покупателей.
▲РЫНОК – форма функционирования экономики,
при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Рынок — совокупность сделок купли-продажи
товаров и
услуг.
Слайд 3Материальная основа рынка
товар
деньги
Слайд 4
Условия возникновения
рыночной экономики:
Общественное разделение труда
2. Частная
собственность на средства производства.
3. Конкуренция
4. Свободное ценообразование.
Слайд 5Основными субъектами рынка являются:
Домашнее хозяйство
Бизнес
(предпринимательство)
Государство (правительство)
Слайд 6 Таким образом, рынок – это такая организация
хозяйственной жизни, при которой производители, опираясь на спрос покупателей, самостоятельно
решают основные экономические вопросы.
Рыночный механизм – это взаимосвязь основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции.
Слайд 12Виды денег
товарные символические кредитные
Золото и серебро
в медные и никелевые
чеки и кредитные
слитках и монетах, монеты и бумажные карточки
а также любой деньги
товар при
бартерных сделках
Слайд 13 Спрос – количество товаров и услуг, которые
покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного
времени.
Слайд 14Закон спроса
Цена растет – спрос падает
Цена падает – спрос растет
Ц
Ц
С
С
Слайд 15Закон спроса
Между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость:
с увеличением цены спрос падает, и наоборот.
QD = f (Р)
Если
функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:
Qd = а – b Р,
где Qd – величина спроса;
Р – цена товара;
а и b – коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая.
Слайд 19Эластичностью спроса
Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос,
называется эластичностью спроса.
Эластичность спроса – это реакция потребителя к
изменениям цены.
Различают:
--ценовую,
--перекрестную эластичность
--эластичность по доходу.
Слайд 20Ценовая эластичность спроса
Характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены
и измеряется коэффициентом эластичности (Ed).
где ΔQd/Qd – изменение спроса;
ΔP/P
– изменение цены.
Для практических расчетов часто используют формулу:
Слайд 21Виды спроса в зависимости от значений ценовой эластичности представлены
Слайд 22Перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на товар a
при изменении цены товара b (Еab).
где ΔQa / Qa –
изменение спроса на товар a;
ΔPb/ Pb – изменение цены на товар b.
Если:
Еab > 0, то товары a и b – взаимозаменяемые;
Еab < 0, то товары a и b – взаимодополняющие;
Еab = 0, то товары a и b – независимые друг от друга.
Слайд 23Эластичность по доходу
Характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием
изменения дохода (EI).
где ΔQ/Q – изменение спроса на товар;
ΔI/I
– изменение дохода.
Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Е > 0.
Для товаров низшей категории – отрицателен, т.е. Е < 0.
Слайд 24Предложение
Предложение (QS) – это то количество товаров и услуг, которое
продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток
времени.
Закон предложения - при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.
QS = f(Р)
Если зависимость между ценой и предложением носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:
QS = а + b Р,
где QS – величина предложения;
Р – цена товара;
а, b – коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая.
Слайд 25Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы
предложить при каждом уровне цен.
Слайд 27
Эластичность предложения измеряется коэффициентом эластичности предложения – ЕS:
где ΔQS/QS –
изменение объема предлагаемой продукции;
ΔР/Р – изменение цены.
Так как
зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Для практических расчетов часто используют формулу:
эластичное (ЕS>1),
неэластичное (ЕS<1), характеризоваться единичной эластичностью (ЕS=1),
быть совершенно эластичным (ЕS= ∞) и совершенно неэластичным (ЕS=0).
Слайд 28РАВНОВЕСНЫЕ ЦЕНЫ
В реальности на рынке формируется две цены:
цена спроса
(та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар);
цена
предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).
Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами.
Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Слайд 29Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие
Слайд 30Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (Ре), а
соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным (Qе).
При равновесии:
QD = Q S = Ре × Qе .
Слайд 31Равновесная цена
S
Товарный дефицит (С>П)
Излишек (С
Слайд 33МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА
1. Сектор микроэкономики.
2. Сектор корпоративной экономики.
3. Государственный
сектор.
Слайд 34Макроэкономика — самая крупная форма хозяйственной деятельности в масштабе страны
Слайд 35основные цели макроэкономического развития:
– устойчивый экономический рост;
– полная
занятость;
– стабильные цены;
– уравновешенный торговый баланс.
Это так
называемый кейнсианский четырехугольник, который надо удержать в равновесии.
Слайд 362. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска
(объема производства):
валовый национальный продукт (ВНП);
валовый внутренний продукт (ВВП);
чистый
национальный продукт (ЧНП)
и три показателя совокупного дохода:
национальный доход (НД);
личный доход (ЛД);
располагаемый личный доход (РЛД)
Слайд 37ВВП может быть рассчитан тремя методами:
- производственным (по добавленной
стоимости),
- на основании расходов
- на основании доходов.
Рассчитывается
тремя методами:
Расчёт ВВП по добавленной стоимости предполагает, что каждая фирма вносит свой вклад в производство ВВП, равный величине добавленной стоимости.
Добавленная стоимость фирмы = амортизация + факторные доходы.
Чтобы получить ВВП, необходимо сложить добавленные стоимости
всех фирм.
Слайд 38Расчёт ВВП по расходам предполагает, что стоимость ВВП равна сумме
расходов на его покупку четырёх видов покупателей:
расходы на личное
потребление (С)
расходы фирм инвестиции (I)
расходы правительства на государственные закупки товаров и услуг (G чистый экспорт (Ехn) – разница между объемом экспорта и импорта товаров.
ВВП = C+ I + G+ Ехn
Расчёт ВВП по доходам — суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности
Существует 4 вида доходов за использование 4-х факторов производства:
заработная плата наемных работников (W)
рента (R) –
процент (i) –
прибыль (π),
амортизацию (А) и косвенные налоги (Т) – налоги, включаемые в цену товара:
ВВП = W + R + i + π + A + T
Слайд 39Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП – это ВВП,
исчисляемый в текущих рыночных ценах. Реальный ВВП – это ВВП,
исчисленный в неизменных ценах, т.е. «очищенный» от влияния инфляции.
Рассмотрим следующий (условный) пример. Предположим, что в стране производится только два товара – А и В.(данные условные) (табл. 3).
Объёмы производства и цены товаров
Если величина индекса цен меньше единицы, то происходит корректировка номинального ВВП в сторону увеличения, которая называется инфлированием. Если величина индекса цен больше единицы, то происходит дефлирование - корректировка номинального ВВП в сторону снижения. Если дефлятор больше единицы, то можно говорить, что в стране инфляция.
Слайд 40Индекс потребительских цен (ИПЦ, или CPI ) показывает изменение сред-него
уровня цен "корзины" товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской
семьей. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):
где * - цены i-го блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (/)
периоде;
- количество i-го блага в базисном периоде.
Слайд 41Индекс цен - неявный дефлятор ВВП, или, как его кратко
называют, дефлятор ВВП, - рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е.
индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода.
где Qj - количество i-го блага в текущем периоде. Если вместо Q мы под-ставим весь набор благ, представленный в ВВП, а вместо Р, соответственно, их цены, то получим дефлятор ВВП. Фактически он равен отношению номинального ВВП к реальному ВВП в текущем периоде:
т.е. Отношение номинального ВВП к реальному ВВП характеризует изменение общего уровня цен и называется дефлятором ВВП:
Слайд 42Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя
их значение:
ВНП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная
стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны за определенный период времени (независимо от того, на какой территории осуществлялось производство).
ВНП= ВВП + чистые поступления из-за границы.
Слайд 43Другие показатели продукта и дохода.
• ЧВП (чистый внутренний продукт)
= ВВП – Амортизационные отчисления.
• ЧНП (чистый национальный доход)
= ВНП– Амортизационные отчисления.
• НД = ЧВП- Косвенные налоги
• ЛД (личный доход) = НД – (налоги на прибыль корпораций +нераспределённая прибыль корпораций + взносы на социальное страхование) + трансфертные платежи.
• ЛРД (располагаемый доход)=ЛД – индивидуальные налоги.
• РД =С + S
Слайд 45Индикаторы экономического роста
Основные показатели экономического роста:
1) годовой прирост объема ВНП,
ВВП, НД;
2) годовые темпы роста ВНП, ВВП, НД на душу
населения;
3) годовые темпы роста промышленного производства в целом, его отраслей на душу населения.
Темп роста реального ВНП – отношение реального ВНП данного года к реальному ВНП предшествующего года, умноженное на 100%:
Слайд 46Темп роста ВНП на душу населения – отношение реального ВНП
на душу населения данного года к реальному ВНП на душу
населения предшествующего года, умноженное на 100%.
Слайд 47Сущность менеджмента
Термин «менеджмент» имеет 3 значения:
1) Менеджмент – это практика управления,
то есть процесс управления людьми в сфере производства товаров и
услуг.
2) Менеджмент – это аппарат управления, то есть менеджеры, которые управляют людьми в сфере производства.
3) Менеджмент – это теория управления, то есть наука, изучающая закономерности (принципы, правила) управления людьми в сфере производства товаров и услуг.
Слайд 49Занятость и безработица.
Фрикционная безработица
Структурная безработица
Циклическая безработица
Слайд 50Согласно закону Оукена: увеличение фактической безработицы на 1 % по
сравнению с ее естественным уровнем ведет к потерям 2,5 %
валового внутренне продукта (ВВП).
где Y - фактический объем производства;
Y* потенциальный ВВП;
и - фактический уровень безработицы;
и* - естественный уровень безработицы;
β- эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы.
Слайд 53 Питер Друкер: «Нет бедных и богатых стран – есть
плохо и хорошо управляемые страны».
Слайд 54Что необходимо для эффективного управления???
Знать теорию
Иметь практический опыт
Уметь творчески использовать
теорию на практике
Слайд 55Сущность менеджмента
Термин «менеджмент» имеет 3 значения:
Менеджмент – это практика управления,
то есть процесс управления людьми в сфере производства товаров и
услуг.
Менеджмент – это аппарат управления, то есть менеджеры, которые управляют людьми в сфере производства.
Менеджмент – это теория управления, то есть наука, изучающая закономерности (принципы, правила) управления людьми в сфере производства товаров и услуг.
Слайд 56Принципы эффективного управления впервые сформулировал выдающийся французский учёный Анри Файоль
(1841—1925) в своей знаменитой книге «Общее и промышленное управление» (1916).
Слайд 57Принципы менеджмента по А.Файолю:
-Разделение труда
-Полномочия и ответственность
-Дисциплина
-Единоначалие
-Единство действий
-Подчиненность личных интересов
-Вознаграждение
персонала
-Централизация
-Скалярная цепь
-Порядок
-Справедливость
-Стабильность персонала
-Инициатива
-Корпоративный дух
Слайд 58История менеджмента
Американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) считается основоположником современного
менеджмента как науки.
Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принципы
научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ:
ПОДХОД С ПОЗИЦИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ В УПРАВЛЕНИИ.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД .
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Слайд 59Процессный подход в менеджменте
Процесс управления –
система последовательно и параллельно взаимосвязанных
функций
Слайд 60Школы управленческой мысли.
школа научного управления: Фредерик Тейлор (1856-1915) и др.
административная школа: Анри Файоль (1841—1925) и др.,
школа психологии и
человеческих отношений: Элтон Мэйо (1880-1949), Абрахам Маслоу (1908—1970) и др.
Слайд 61Стили управления
Стиль управления (руководства, лидерства)— это манера поведения менеджера по
отношению к своим подчиненным, позволяющая ему влиять на них и
заставлять делать то, что ему нужно.
Немецкий психолог Курт Левин (1890—1947) выделил три основных стиля руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
Каждый стиль управления может оказаться эффективным в одной ситуации, но неэффективным в другой ситуации.
Слайд 62Самоменеджмент
Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы
в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения
своих же целей.
Принцип Парето, или закон Парето, или принцип 20/80 — это эмпирическое правило, названное в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето (1848-1923), которое в наиболее общем виде формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».
Принцип Эйзенхауэра, — это эмпирическое правило, названное в честь Дуайта Эйзенхауэра,
которое позволяет быстро определять очерёдность выполнения дел, расставляя приоритеты по таким критериям, как срочность и важность дела.
Слайд 64Тема. Менеджмент как процесс
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию
взаимосвязанных управленческих функций.
Слайд 65В современной литературе по менеджменту встречаются следующие функции управления:
планирование,
организация,
распорядительство (или командование),
мотивация,
руководство,
координация,
контроль,
коммуникация,
исследование,
оценка,
принятие решений,
подбор персонала,
представительство
ведение переговоров и заключение сделок.
Слайд 67Процесс управления делится на четыре взаимосвязанные функции управления, которые осуществляет
каждый менеджер:
планирование,
организация,
мотивация,
контроль.
Слайд 68Организация
Организация – это процесс создания организационной структуры, способной предоставить людям
возможность эффективно работать для достижения организационных целей.
Существуют два основных аспекта
процесса организации:
деление организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями компании;
распределение полномочий и ответственности между работниками организации.
Слайд 69Мотивация
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Слайд 70Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает
своих целей. Вот почему функция контроля постоянно возвращает менеджера к
функции планирования и тем самым замыкает управленческий цикл.
Слайд 71Принципы эффективного управления
Слайд 72Сущность маркетинга
Маркетинг (от англ. market – "рынок"; дословный перевод: "рынкоделание")
– это, в широком смысле, философию управления, хозяйствования в условиях
рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Классическое определение маркетинга дал Филип Котлер: "Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена".