Слайд 1Почему сельское хозяйство XVII-XVIII вв. называют рутинным? Свой ответ проиллюстрируйте
примерами.
Какое значение имели огораживания для развития капитализма в сельском хозяйстве?
Подберите
аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение о том, что аграрные преобразования в Англии XVII-XVIII вв. можно назвать революцией.
Слайд 21. Почему сельское хозяйство XVII-XVIII вв. называют рутинным? Свой ответ
проиллюстрируйте примерами.
Его называют рутинным, потому что оно было склонно к
использованию уже устоявшихся технологий, постоянному повторению уже известного (рутине). Так далеко не во всех странах Европы начали использовать плуг, в большинстве продолжали обходиться сохой, лишь в некоторых странах перешли с двуполья на трёхполье.
2. Какое значение имели огораживания для развития капитализма в сельском хозяйстве?
Огораживание позволило создать рынок свободной рабочей силы (ею стали крестьяне, которых согнали с земли). Также оно позволило увеличить поголовье овец, что дало больше сырья для текстильной отрасли, с которой и началось развитие капитализма (одежда нужда всем, потому была весьма ходовым товаром). То есть во многом благодаря огораживанию в Англии стал развиваться капитализм, чему помогало также законодательство этой страны и мировоззрение её жителей, включая дворянство.
3. Подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение о том, что аграрные преобразования в Англии XVII-XVIII вв. можно назвать революцией.
Эти аграрные преобразования помогли перейти на капиталистические отношения в деревне (что доказано в ответе на вопрос 2 во II блоке вопросов к данному параграфу). Кроме того, они полностью изменили даже её внешний облик, превратив нарезанные полосками поля в обширные угодья (которые стали разделять столь характерными зелёными изгородями). Потому их безусловно можно назвать революцией, аграрной революцией.
Слайд 3Тема:
«Промышленная революция и индустриальное общество»
Всеобщая история, 10 класс
Слайд 4Начало промышленной революции в Великобритании
Именно в Великобритании во втор.пол. XVIII
в. начинается промышленный переворот.
Он связан, прежде всего, с техническими изобретениями
в хлопчатобумажной промышленности.
Слайд 5В 1733 г. англичанин Джон Кей изобрел движущийся челнок для
ткацкого станка. В результате выработка ткацкой машины выросла в 4
раза, а размер полотнищ увеличился.
Слайд 6В 1765 г. другой англичанин- Джеймс Харгривс- изобрел первую механическую
прядильную машину, которая увеличила производительность труда прядильщиц в 120 раз.
Слайд 7Первая фабрика появилась в 1771 г. это была хлопкопрядильная фабрика
английского изобретателя Аркрайта. На фабрике Аркрайта машины приводились в движение
водяным колесом. В 1779 г. здесь работали уже 300 человек, а колесо приводилось в движение тысячу веретен.
Слайд 8В 1777-1784 гг. английским инженером Джеймсом Уаттом был изобретен универсальный
паровой двигатель.
В 1785 г. первая из машин этой системы была
установлена на прядильной фабрике.
Слайд 9Предпосылки промышленной революции:
В Великобритании раньше
Сложились принципы гражданского равенства и
рыночной экономики;
Произошла аграрная революция;
Рост спроса на промышленные изделия.
Слайд 10Особенности промышленной революции в других странах.
Не предшествовала аграрная революция;
Огромное влияние
Великой французской революции конца XVIII в.
в странах Западной Европы
- разрушение феодального строя кон.XVIII – нач. XIX вв.;
в России и Вост.Европе сохранение дворянского землевладения, личной зависимости крестьян (перемены только в сер. XIX в.);
3. В Америке благоприятные условия для пром. Рев. Сложились в северных штатах США и Канаде;
Слайд 11Особенности промышленной революции в других странах.
4. В южных штатах США
и ЛА были большие поместья с использованием рабского труда;
5. Т.к.
в Европе и Америке не было аграрной революции, экономика нуждалась в поддержке государства.
В Европе и сев. штатах США:
Протекционизм;
Меркантилизм.
На юге США:
До отмены рабства – поощрение импорта, после – протекционизм.
6. Заимствование технических достижений Англии.
Слайд 12Революция в средствах транспорта
В
1803 г. в Париже прошел испытание первый пароход, построенный Р.
Фултоном. В 1807 г. – первый коммерческий рейс из Нью-Йорка в Олбани по р. Гудзон парохода «Клермонт», построенного Р.Фултоном.
Слайд 131803 г. – первый пароход в Южном Уэльсе. 1814 г.
первый паровоз Джорджа Стефенсона.
Слайд 14В 1825 г. под его руководством в Ю-З Англии построили
ж/д более 56 км для перевозки угля.
Слайд 151829 г. первый рейс отправился железнодорожный локомотив США.
1832 г. строится
первая железная дорога во Франции.
1835 г. – в Бельгии.
1837 г.
– в России (Санкт-Петербург – Царское село).
Слайд 16Крупная машинная индустрия
Задание: прочитайте с.203, 204 и ответьте на вопросы:
В
чём отличие завода от мануфактуры?
Кто мог основать небольшое предприятие? За
счёт чего они развивались?
Когда появились более дорогие машины, какие появляются формы объединения капиталов?
Слайд 17Фондовый, финансовый и товарный рынки
Начиная с сер. XIX в. фондовый
ранок переживает второе рождение и становится барометром экономики.
В XIX в.
появляются банки, занимающиеся кредитованием промышленности. Формируется рынок финансовых услуг.
Товарный рынок.
Оптовая торговля была сосредоточена на товарных биржах. В XIX в. биржевая торговля охватила широкий круг товаров.
В розничной торговле появляются универсальные магазины.
Слайд 18Завершение промышленной революции
Великобритания – 2 четв. XIX в.
Западная Европа –
3 четв. XIX в.
В. Европа и С. Америка – посл.
четверть XIX в.
В большинстве стран Азии, Африки, ЛА промышленная революция так и не развернулась, т.к. не было для этого условий.
Слайд 19Итоги:
Таким образом, промышленный переворот начинается в Великобритании в 30-е гг.
XVIII в., затем и в остальных странах.
Завершение промышленного переворота у
ведущих стран мира происходит к концу XIX в.
Слайд 20Новые общественные классы и группы.
1. Буржуазия (рост экономического могущества)
Торговая;
Ростовщики;
Промышленная.
2. Наемные
рабочие (рост численности до четверти населения)
Женщины;
Дети;
Квалифицированные рабочие.
3. Дворянство (снижается экономическая
роль, но сохраняет позиции на государственной службе);
4. Крестьяне (сокращение доли в составе населения);
5. Фермеры;
6. Батраки;
7. Инженеры и техники;
8. Служащие промышленных предприятий, банков и т.д.;
9. Управляющие акционерными компаниями.
Слайд 21Социальный вопрос
С одной стороны, в связи с промышленным переворотом, развивался
капитализм, наблюдался рост экономики.
Но с другой стороны в упадок пришли
ремесло, мануфактура, лавочная торговля.
Положение рабочих на заводах было очень тяжелым.
Задание: на с.209 посмотрите график «Заработная плата рабочих в Западной Европе» и ответьте на вопросы:
Что означал для рабочих разрыв между стоимостью жизни и реальной заработной платой?
В какие годы разрыв был наиболее резким?
Слайд 22Демографический рост
В XIX в. рост населения в странах Европы и
Америки достиг наивысших показателей за всю историю.
Причины роста населения:
Резкое снижение
смертности, особенно детской в связи с успехами медицины, развитию системы здравоохранения;
Высокий уровень рождаемости.
Задание: посмотрите на карту и ответьте на вопросы:
На какие территории больше всего эмигрировали европейцы?
Как вы думаете, каковы были причины эмиграции?
Слайд 23Индустриализация
В результате индустриализации доля промышленности перевесила долю сельского хозяйства в
экономике (кон. XIX в. индустриальные страны – Великобритания, Франция, Бельгия,
Германия, США).
Подъем базовых отраслей: металлургии, энергетики, машиностроения и т.д.
Слайд 24Изобретения:
Бессемеровский, затем мартеновский, томасовский способ перегонки стали;
Электрическая лампочка;
Электродвигатель;
Двигатель внутреннего сгорания;
Дизель
и т.д.
металлургия стала ведущей отраслью промышленности;
появились новые отрасли промышленности: электроэнергетика,
нефтехимия;
Теперь уровень индустриализации страны определяли не по количеству переработанного хлопка, а по объёму производства чугуна и стали;
Машиностроение стало самостоятельной отраслью.
Слайд 25«Великая депрессия» и её последствия
70-е гг. XIX в. – затяжной
экономический кризис в европейских странах – «великая депрессия».
Задание: прочитайте про
«великую депрессию» (с. 215-216) и составьте логическую цепочку причин кризиса.
Слайд 26Новая техническая революция
В XIX в. многие научные достижения находили применения
в
быту,
промышленном производстве,
средствах транспорта
связи.
Слайд 27Сэмюэл Морзе, изобретения: электромагнитный пишущий телеграф («аппарат Морзе», 1836) и код (азбука) Морзе.
ТЕЛЕГРАФЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
II. 1. Электрический звонок. 2 и 3. Двойной изолятор для
проводов. 4. Изолятор в железной оправе. 5. Звонок для переменных токов. 6. Соединение проводов. 7. Реле. 8. Пишущий телеграфный прибор, обыкновенный немецкий. 9. Сифонный отметчик Томсона. 10. Поляризованный пишущий телеграфный аппарат Сименса и Гальске. 11. Приемный аппарат Морзе. 12. Ключ Морзе.
Слайд 28Основные телеграфные линии на 1891 г.
Слайд 291876 г. И. Грей и А. Белл изобрели телефон
Копия оригинального
телефона Александра Белла из Музея искусств и ремёсел (англ.), Париж
Слайд 30Старинный телефон
Телефон 1896 г. (Швеция)
Старинный
телефон
Слайд 31Никола Тесла на лекции демонстрирует принципы радиосвязи, 1891 г.
Слайд 34Вагон конки в Швеции (появились в 30-е гг. XIX в.)
Слайд 351880-е гг. XIX в. в городах появились трамваи
Слайд 36Метрополитен на электротяге в Будапеште — первый в континентальной Европе.
Слайд 37Паровая тележка Кюньо, вторая (1771) модификация
Слайд 38Первый американский автомобиль — машина-амфибия Оливера Эванса
Слайд 391870 год, Вена, Австрия: Первый в мире транспорт на бензине.
«Первая машина Маркуса»
Слайд 40Вторая машина Маркуса 1888 (Технический музей Вены)
Слайд 41Автомобиль Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего
сгорания.
Слайд 42Франция, 1898 год. РеноVoiturette (англ.)
Слайд 43Машина Ford T, припаркованная у Джелонгской библиотеки к её открытию. Австралия, 1915
год.
Слайд 44Austin 7 коробка-седан, 1926 год
Слайд 45Итоги:
Таким образом, изобретения и открытия дали толчок НТР, развернувшейся на
рубеже XIX – XX вв.