Разделы презентаций


Почему современное поколение Z меньше читает на уроках биологии Токарева Марина

Содержание

Карл Карлович Сент-Илер(1834 – 1901)«…на умение хорошо пользоваться учебниками следует обращать большое внимание, так как чтение учебника значительно отличается от чтения книг легкого содержания… Умение читать учебник дается детям не сразу».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Почему современное поколение Z меньше читает на уроках биологии
Токарева

Марина Викторовна, ведущий методист Центра естественно-математического образования
2019

Почему современное поколение Z меньше читает на уроках биологии Токарева Марина Викторовна,  ведущий методист Центра естественно-математического

Слайд 2Карл Карлович Сент-Илер
(1834 – 1901)
«…на умение хорошо пользоваться учебниками следует

обращать большое внимание, так как чтение учебника значительно отличается от

чтения книг легкого содержания…
Умение читать учебник дается детям не сразу».

Это актуально

Карл Карлович Сент-Илер(1834 – 1901)«…на умение хорошо пользоваться учебниками следует обращать большое внимание, так как чтение учебника

Слайд 3в исследованиях участвует более шестидесяти стран и территорий;
позволяют оценивать качество

отечественного образования в сравнении
с другими странами;
в международных сравнительных исследованиях

Россия участвует
с 1990-х годов;
международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS – изучение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы;
международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA – оценивание способности пятнадцатилетних школьников применять полученные знания и умения в жизни.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

в исследованиях участвует более шестидесяти стран и территорий;позволяют оценивать качество отечественного образования в сравнении с другими странами;в

Слайд 4ЧТО УЧИТЫВАЕТСЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?
ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ИДЁТ СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ?

Международные исследования

ЧТО УЧИТЫВАЕТСЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ИДЁТ СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ?Международные исследования

Слайд 5Результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA
по всем

ступеням общего образования, полученные в 2015 и 2016 годах

Результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA по всем ступеням общего образования, полученные в 2015 и

Слайд 6
Оценивание действий читателя, обеспечивающих полноту понимания текста:

находить информацию,

представленную в тексте в явном виде;
делать на основе этой информации

несложные выводы;
интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ PIRLS
«ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА»

Оценивание действий читателя, обеспечивающих полноту понимания текста:находить информацию, представленную в тексте в явном виде;делать на

Слайд 7Оцениваются три группы читательских действий:
1. Восстановление, вычитывание информации из текста.
Цель

действия: извлечь информацию и заполнить «зазоры» текста. Восстановить реалии, описанные

в тексте.
2. Толкование, объяснение, интерпретация, понимание информации, сообщенной в тексте.
Цель действия: связать отдельные авторские сообщения в целостную картину. Понять, что хотел сказать читателю автор.
3. Размышление и оценка информации, сообщенной в тексте.
Цель действия: отнестись к тому, что сказал мне автор. Поместить авторское сообщение в собственный контекст.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - PISA

Оцениваются три группы читательских действий:1. Восстановление, вычитывание информации из текста.Цель действия: извлечь информацию и заполнить «зазоры» текста.

Слайд 8Грамотность чтения – способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания,

их рефлексии и использованию прочитанного в жизненных ситуациях.
Рефлексия текста

– размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания.


У российских школьников грамотность чтения сформирована значительно хуже, чем у учащихся из многих европейских стран.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - PISA

Грамотность чтения – способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания, их рефлексии и использованию прочитанного в жизненных

Слайд 9МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ

ОТРАЖАТЬ:

…СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ: …СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ;

Слайд 10цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания

текста при внимательном прочтении;

при смысловом чтении у учащегося работает воображение,

он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами;

при овладении смысловым чтением у учащегося развивается устная речь и письменная речь, как следующая ступень развития.

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста при внимательном прочтении;при смысловом чтении у

Слайд 11В ныне действующей Примерной основной образовательной программе общего образования смысловое

чтение определяется как познавательное общеучебное универсальное действие:
«…смысловое чтение как осмысление

цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

В ныне действующей Примерной основной образовательной программе общего образования смысловое чтение определяется как познавательное общеучебное универсальное действие:«…смысловое

Слайд 12Её качество определяется тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его

смысл.
Чтение как метапредметное учебное действие – основа успешной учебной

деятельности в целом.

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

Её качество определяется тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Чтение как метапредметное учебное действие –

Слайд 13При чтении важное значение имеет то, для чего оно осуществляется:

где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.
С

учетом этих факторов выделены виды чтения:
поисковое (просмотровое);
ознакомительное;
изучающее;
рефлексивное (вдумчивое).

ВИДЫ ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

При чтении важное значение имеет то, для чего оно осуществляется: где, когда, для чего будет использована извлеченная

Слайд 14скоростное чтение;
позволяет оценить структуру и содержание учебника (главы, параграфа,

статьи);
дает общее представление о сложности и новизне содержания;
позволяет вспомнить известные

сведения, облегчить восприятие нового материала;
общее представление о структуре учебника поможет учащимся быстро ориентироваться в нем.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

скоростное чтение; позволяет оценить структуру и содержание учебника (главы, параграфа, статьи);дает общее представление о сложности и новизне

Слайд 15Перед просмотровым чтением учащимся дается
установка на его понимание:
прочитайте текст,

постарайтесь понять его содержание.

Задания, требующие просмотрового чтения:
определите, о чем

(о ком) говорится в тексте;
назовите явления (процессы), рассматриваемые
в тексте;
найдите в тексте фрагменты, являющиеся ответами на вопросы …

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Перед просмотровым чтением учащимся даетсяустановка на его понимание: прочитайте текст, постарайтесь понять его содержание.Задания, требующие просмотрового чтения:

Слайд 16Учебник. 9 класс
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Учебник. 9 классПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Слайд 17ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Слайд 18ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Слайд 19ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Слайд 20ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)

Слайд 21более подробное, чем просмотровое;
дает общее представление о смысле написанного в

параграфе;
выборочно читают отдельные предложения или абзацы, целиком читают определения и

выводы, вопросы и задания после параграфа;
значение непонятных слов уточняют в биологическом словаре;
позволяет настроиться на восприятие нового материала.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

более подробное, чем просмотровое;дает общее представление о смысле написанного в параграфе;выборочно читают отдельные предложения или абзацы, целиком

Слайд 22Учебник. 7 класс
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Учебник. 7 классОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 23ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Биология. Учебник.
8 класс

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕБиология. Учебник. 8 класс

Слайд 24ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 25ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 26предполагает максимально полное и точное освоение содержащейся в тексте информации

и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях;
направлено

на восприятие, понимание и логическую переработку учебной информации;
способствует развитию у учащихся языковых знаний и логических умений: восприятие смысловых частей текста и логических связей между ними; понимание слов, предложений, абзацев.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

предполагает максимально полное и точное освоение содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или

Слайд 27используют приемы:

постановка вопросов к тексту – способствует уяснению его содержания;


составление графических схем – направлено на выявление логических отношений между

основными положениями текста;
составление плана – позволяет установить порядок изложения и логические связи между отдельными частями текста;
написание тезисов – предполагает вычленение из текста наиболее существенных утверждений.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

используют приемы:постановка вопросов к тексту – способствует уяснению его содержания; составление графических схем – направлено на выявление

Слайд 28ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 29 ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 30 ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 31Учебник. 9 класс
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Учебник. 9 классИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 32ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 33ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 34сопоставление разных точек зрения из разных источников информации;
смысловое свертывание выделенных

фактов, понимание назначения разных видов текста;
анализ изменения своего эмоционального состояния

при чтении, получении и переработке полученной информации;
сопоставление иллюстративного материала с информацией текста.

РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

сопоставление разных точек зрения из разных источников информации;смысловое свертывание выделенных фактов, понимание назначения разных видов текста;анализ изменения

Слайд 35РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

Слайд 36 РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

Слайд 37 РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ

Слайд 38 I. Работай с заголовком!

Прочитав заголовок, остановись!

Сформулируй для себя,

о чем пойдет речь в тексте.
Вспомни все, что ты уже

знаешь по этой теме.
Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы.
Попытайся, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
После этого приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.

УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

I. Работай с заголовком!Прочитав заголовок, остановись! Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.Вспомни все,

Слайд 39 II. Работай с текстом!

Обращай внимание на непонятное в тексте.

Читая

следи, есть ли в тексте непонятные слова и выражения.
Если есть,

найди их объяснение в словарях или справочниках, спроси у учителя и одноклассников.
Непонятным может быть само содержание текста. Подумай, не связано ли это непонимание с изученным, но плохо усвоенным материалом.
Подумай, что именно из ранее изученного материала мешает пониманию, и повтори его.
Подумай, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.

УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

II. Работай с текстом!Обращай внимание на непонятное в тексте.Читая следи, есть ли в тексте непонятные слова

Слайд 40 III. Веди диалог с автором!

По ходу чтения ставь вопросы

к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании.
Проверяй

свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь дать предположительные ответы на свои вопросы, ищи эти ответы в тексте. Если не можешь найти ответ, помни, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайся найти недостающие сведения в других источниках.

УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

III. Веди диалог с автором!По ходу чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о

Слайд 41 III. Веди диалог с автором!

Выделяй главное!
Читая текст, старайся

отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части

текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет и дополняет.
По ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста.
Составляй схемы, таблицы, отражающие существенные элементы текста.
В случае необходимости делай выписки.
Рассматривай все приведенные в учебнике примеры и придумывай свои.
На протяжении работы старайся представить себе то, о чем ты читал!

УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

III. Веди диалог с автором!Выделяй главное! Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай,

Слайд 42 IV. Запоминай материал!

Объясни себе, в чем связь мыслей –

пунктов твоего плана.
Перескажи текст по плану.
Ответь на вопросы учебника или

записанные в тетради вопросы учителя.

V. Проверяй себя!

Ответив на вопросы, проверь по учебнику правильность своего ответа.
После пересказа проверь, все ли выделенное тобой пересказано и не было ли при этом ошибок.

УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

IV. Запоминай материал!Объясни себе, в чем связь мыслей – пунктов твоего плана.Перескажи текст по плану.Ответь на

Слайд 43ВНИМАНИЕ, ВОПРОС!

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС!

Слайд 44Федеральный проект «Современная школа»
Оценка читательской грамотности. Стандартизированные материалы
Что ждать от

2019/20 учебного года учителям биологии

Федеральный проект «Современная школа»Оценка читательской грамотности. Стандартизированные материалыЧто ждать от 2019/20 учебного года учителям биологии

Слайд 45ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРОВ












16.12.2019 (16.00–17:30)
«Как сделать так, чтобы уроки по биологии

стали самыми любимыми?»
Токарева Марина Викторовна, ведущий методист редакции биологии и

естествознания Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение»

18.12.2019 (09.30–11:00)
«Какие проблемы возникают при выполнении заданий на ОГЭ»
Скворцов Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, председатель предметной комиссии ГИА — 9 по г. Москве, автор пособий издательства «Просвещение»

24.12.2019 (09.30–11:00)
«Проблемы экологического образования на современном этапе»
Приорова Елена Михайловна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры социальной безопасности МГОУ, автор пособий издательства "Просвещение"









ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРОВ16.12.2019 (16.00–17:30)«Как сделать так, чтобы уроки по биологии стали самыми любимыми?»Токарева Марина Викторовна, ведущий методист

Слайд 47academy.prosv.ru

academy.prosv.ru

Слайд 482019
Спасибо за внимание!

2019Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика