Слайд 1Подбор этапов обучения решению арифметических задач к программному содержанию
Слайд 2I этап — подготовительный.
Цель: организовать систему упражнений по выполнению
операций над множествами.
Подготовкой к решению задач на сложение являются
упражнения по объединению множеств. Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение часть — целое, доводится до понимания смысл выражений больше на, меньше на.
Слайд 4II этап. Познакомить со структурой задачи. Учить отличать задачи от
других текстов.
Структура арифметической задачи:
Условие
На аэродроме стояло 5 самолетов. Затем
вернулся ещё один самолёт.
Вопрос
Сколько самолётов стоит на аэродроме?
Слайд 5II этап. Учить отличать задачи от других текстов
«На стоянке стояли
3 машины. Приехала ещё одна. На стоянке много машин». Я
думаю это задача: есть два числа, её можно решить.
Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. нет вопроса.
«На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. Есть ещё места на стоянке?». Это задача?
Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. вопрос не арифметический. Вопрос должен начинаться со слова «сколько».
Слайд 6«На стоянке стояли 3 машины. Приехали ещё машины. Сколько машин
стало на стоянке?». Это задача?
Рассуждая с детьми, приходим к
выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. Здесь всего одно число, а должно быть хотя бы два.
Предлагает составить задачу по этим рассказам правильно.
На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. Сколько машин стало на стоянке?».
Слайд 7III этап. Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и
вычитания, записывать их с помощью знаков и цифр.
Работа с
задачей иллюстрацией
Составляем совместно с детьми задачу: «На поляне гуляли 3 ежа. К ним пришёл ещё один ёж. Сколько ежей стало на поляне?»
Слайд 8Рассуждение по задаче:
Как вы узнали, что стало 4 ежа?
Больше
или меньше стало ежей, когда прибежал 1 ёж? ( Больше)
Почему? (К трём ежам прибавить одного ежа , получится 4 ежа).
(Всё показывает указкой на иллюстрации).
Это действие называется действием сложения.
На какое действие эта задача? (на сложение)
После освоения задач на сложение, аналогичным образом знакомим с действием вычитания.
Слайд 9 На этом же этапе учим детей анализировать задачи внешне похожие,
но арифметические действия у них разные.
- «На дереве сидели 3
птички, прилетела ещё одна. Сколько птиц стало на дереве?» (Иллюстрация)
- «На дереве сидели 3 птички, одна улетела. Сколько птиц осталось на дереве?» (Иллюстрация)
- Чем отличаются эти задачи? ( 1. Действиями птиц ( прилетела, улетела); 2. Арифметическими действиями (сложение, вычитание); 3. Разные вопросы; 4. Разные результаты)
- Чем похожи эти задачи? (1. Действия происходят с птицами; 2. Одни и те же числа).
Слайд 10После того, как дети научатся различать действия, учим записывать решение
задачи
Модели записи арифметического действия
Модель записи действия вычитания:
Слайд 11После того, как дети научатся различать действия, учим записывать решение
задачи:
«На дереве сидели 3 птички, прилетела ещё одна. Сколько птиц
стало на дереве?» (Иллюстрация)
У детей на столах карточки с цифрами и знаками +, -, =.
- Сколько сначала сидело птиц? Какой цифрой покажем? Положите цифру 3 перед собой.
Слайд 12Сколько птиц прилетело? Какой цифрой покажем?
Положите цифру 1немного подальше
от цифры 3.
Сколько птиц стало на дереве? Какой цифрой
покажем?
Положите цифру 4 немного подальше от цифры 1.
Слово «прибавить» люди заменяют знаком плюс (+). Возьмите карточку с этим знаком. Обследуем знак «+»: проведение пальчиком по знаку, прорисовка в воздухе, устное описание.
Слайд 13Поставьте знак + после цифры 3. (3+1)
Слово «получилось» записывают
знаком равно (=).Поставьте знак = между цифрами 1 и 4)
Читают так: три плюс один равно четыре. Аналогично знакомим со знаком «минус».
Слайд 14IV этап. Цель: учить приёмам отсчитывания и присчитывания, когда второе
число больше единицы. Работа по формулам: n+2; n-2; n+3 ;
n-3.
Составляем задачу по иллюстрации.
- «На поляне гуляли 3 ежа. К ним пришёл ещё два ёжа. Сколько ежей стало на поляне?» Рассуждаем по задаче.
- Как вы узнали, что на поляне стало 5 ежей? Как мы будем прибавлять число 2? Число два будем прибавлять по единице. Сколько единиц в числе2? Два – это 1 и 1.