Слайд 1
Поэма Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
(1863-1876)
Слайд 2
«Я задумал изложить в связном рассказе все, что я
знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст
его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Н.А.Некрасов.
Слайд 3Жанр «эпопея»
Эпопея- это обширное эпическое повествование в стихах
или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
Слайд 4Композиция поэмы
Экспозиция
В каком году — рассчитывай,
В какой
земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Сошлися — и заспорили:
Кому
живется весело,
Вольготно на Руси?
Слайд 5Композиция поэмы
Завязка поэмы- это клятва героев не возвращаться
домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
Слайд 6Композиция поэмы
Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится
с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся
своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа…
Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш»), «Крестьянка»).
Слайд 7Композиция поэмы
Кульминация. Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова,
борца за народное счастье.
Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить
свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
Финал. Заканчивается поэма «Пиром на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.
Слайд 8Образы крестьян в поэме
В ряде мест поэмы показана
безрадостная, голодная жизнь народа. Мужицкое «счастье» – «дырявое с заплатами,
горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет.
Слайд 9Образы крестьян в поэме
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только
расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся
вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый,
Еле Калина бредет.
Слайд 10Образы крестьян в поэме
Яким Нагой
«В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..»
Слайд 11Образы крестьян в поэме
Савелий
Савелий- один из тех крестьян, которые
«за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни
каторга, ни ссылка. Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями.
Слайд 12Образы крестьян в поэме
Ермил Гирин
К нему подходишь к первому,
А
он и посоветует,
И справку наведёт;
Где хватит силы- выручит,
Не спросит благодарности,
И
дашь, так не возьмёт
Слайд 13«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков
в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.
Слайд 14Разбойник Кудеяр
Кудеяр- атаман – «великий грешник», герой легенды, рассказанной Божьим
странником Ионушкой в главе «Пир на весь мир».
Слайд 15Образ народного заступника
Гриша Добросклонов
Гриша Добросклонов- борец за крестьянские интересы,
за всех «обиженных и «униженных». Он хочет быть первым там,
«…где трудно дышится, где горе слышится».
Слайд 16Песня Гриши Добросклонова «Русь»
В главу "Пир на весь
мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд,
их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":
Рать подымается - Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Слайд 17Образ женщины-крестьянки
На судьбе Матрены Тимофеевны поэтом показана типичная биография
русской крестьянки. Радостной ее жизнь была только в раннем детстве
и то потому, что ей
«… счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья…-говорит Матрена Тимофеевна. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
Слайд 18Образ женщины-крестьянки
Матрена Тимофеевна Корчагина.
Выйдя замуж, она «попала с девичьей
холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои,
вечный каторжный труд, раннее вдовство- вот как сложилась ее жизнь.
Матрена Тимофеевна говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!».
Слайд 19Образы помещиков
Гаврила Афанасьевич
Оболт- Оболдуев
«Ни в ком противоречия,
Кого хочу-
помилую,
Кого хочу-казню».
«Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар
скуловорррот!»
Слайд 20Образы помещиков
Князь Утятин
Это барин, который «весь век чудил, дурил».
Слайд 21Значение поэмы в контексте мировой культуры
В произведении воплощен народный дух
через нетипичный лексический набор: автор использует просторечия, диалектизмы и речевые
конструкции из простого крестьянского обихода. Фольклорные мотивы (символы, метрика, ритм, способ построения) роднят поэму с устным народным творчеством, а письменный формат и авторство связывают ее с традиционной поэзией 19 века
Слайд 22Значение поэмы в контексте мировой культуры
Поэту удалось отразить наиболее
актуальные социальные и политические проблемы своего времени, но еще больше
его мастерство проявилось в изображении вечных тем свободы и счастья. Это произведение можно назвать подлинной картиной национальной русской самобытности.