Разделы презентаций


Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра. Авторская

Содержание

«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное — интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе.

АВТОРСКАЯ  ПЕСНЯПоэзия 60-х годов.  Поиски нового поэтического языка, формы, жанра. Авторская песня. Ее место в

Слайд 2«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX

века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное

— интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.
Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии

Слайд 3Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных

молодых поэтов, как Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенкий, Р.Казакова, Н.Матвеева, В.Цыбин, Б.Ахмадулина

и др. Эти поэты без преувеличения собирали целые стадионы слушателей!
Эпоха, бурно возраставшего энтузиазма народа, на гребень волны подняла именно молодежь, чутко уловившую новые настроения. Знамением времени становилась громкая, звучащая с трибун, поэзия. К середине десятилетия четко обозначилось новое направление в поэзии. Оно определялось качественно иным стремлением осмыслить действительность, поверив ее опытом истории.
В творчестве поэтов, представителей поэзии философичной, а также так называемой "тихой лирики" наметился поворот к изучению классической традиции русского стиха. В целом во второй половине 60-х годов начался процесс нравственного возвышения личности, заметно повысивший требования гражданственности. Пожалуй, ближе всего к решению этих вопросов среди молодых подошли Н.Рубцов, В.Казанцев, А.Прасолов, А.Передреёв, А.Жигулин, "Полярные цветы".

«Тихая лирика»

Начало 60-х ознаменовалось также ярким утверждением в литературе таких разных молодых поэтов, как Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенкий, Р.Казакова,

Слайд 4Одно из главных направлений поэзии 60-х годов 20 века —

это так называемая «есенинская лирика». Именно в это время был

снят запрет на творчество поэта в России и последователи его заметно воодушевились. Пожалуй, главным среди них можно смело назвать Н.Рубцова. При жизни «певец тихой Родины» не был по достоинству оценен соотечественниками. Ведь он не выступал с трибун, не собирал полные залы и даже несколько потерялся среди поэтического бума шестидесятых. Романтизм в то время на пике моды не был. А лирический герой Рубцова, человек с твердым характером и русской душой, ищет смысл как бы неспешно и рассуждает о судьбе страны без лозунгов и транспарантов. Однако время всё расставило на свои места, поместив Николая Михайловича в один ряд с А.Фетом, Ф.Тютчевым и С.Есениным.

«Есенинская лирика»

Одно из главных направлений поэзии 60-х годов 20 века — это так называемая «есенинская лирика». Именно в

Слайд 5Еще одно популярное направление поэзии шестидесятых годов 20 века —

это трибунное следование традициям В.Маяковского. Самые яркие имена в этой

области — Е.Евтушенко и Р.Рождественский. Они, не боясь за свою судьбу, высказывались о стане резко и категорично. Их лирический герой готов сражаться до последнего, разоблачая культ личности и отстаивая правду. Не удивительно, что такая поэзия нашла отклик в массах. Новшество этого времени — так называемые поэтические встречи. Роберт Иванович, Евгений Александрович и их соратники были не просто популярны На их вечера было невозможно приобрести билеты, а книги, выпущенные миллионными тиражами, расходились с полок магазинов практически мгновенно. Правда, находились и критики. До сих пор некоторые их них не признают «маяковщины» шестидесятых, считая это направление в поэзии — дилетантским. Но сам Евгений Александрович оценивает свое творчество весьма оптимистично и в одной из своих книг утверждает, что обязательно прорвется в 21 век. Что ж, уже прорвался и даже в нем прочно обосновался.

«Трибунная лирика»

Еще одно популярное направление поэзии шестидесятых годов 20 века — это трибунное следование традициям В.Маяковского. Самые яркие

Слайд 6В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно:

новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к

своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.
Самиздат — от словосочетания «самостоятельно издавать» — перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати. Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Самиздат

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе,

Слайд 7Наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих

от разных традиций: одно от трибунной, громкой поэзии Вл.Маяковского -

Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. - и другое - от тютчевско-есенинской - Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, В.Соколов и др., скорее характеризовало необычайное богатство поэтического процесса тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности. В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма.
Но самым "дееспособным" оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее многие принимали в войне самое непосредственное участие - Е.Винокуров, С.Наровчатов, М.Луконин, О.Берггольц, А.Межиров, М.Дудин и др.
Наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих от разных традиций: одно от трибунной, громкой

Слайд 8Для поэтов-фронтовиков, а также для А.Твардовского, Л.Мартынова, В.Федорова, В.Бокова, С.Викулова,

А.Прокофьева, В.Солоухина, В.Соколова, А.Яшина и др. вторая половина 60-х годов

ознаменовалась тем, что в их творчестве особенно отчетливо наметился поворот к более глубокому освоению традиций русского классического стиха, обострился их интерес к отечественной истории, к героическому началу в человеке. Поэты стремились философски осмыслить путь советского народа к революции, к социализму. Лирика гржданского звучания в их произведениях приобрела в то время решающее значение. Поэзия наполнялась интонациями медитативного, философского характера. Неслучайно и обращение поэтов к поэме С.Викулов "Преодоление"1964, "Окнами на зарю", 1965, Е.Евтушенко "Братская ГЭС" 1965, А.Вознесенский "Лонжшо" 1963, Р.Рождественский "Реквием" 1961, "Письмо в XXX век"1965, В.Федоров "Седьмое небо" 1965-1967, А.Твардовский "За далью - даль" 1961, Е.Исаев "Суд памяти" 1963 и др.

Традиций русского классического стиха

Для поэтов-фронтовиков, а также для А.Твардовского, Л.Мартынова, В.Федорова, В.Бокова, С.Викулова, А.Прокофьева, В.Солоухина, В.Соколова, А.Яшина и др. вторая

Слайд 9еще одно направление поэзии шестидесятых годов 20 века — это

поющие поэты. Самые яркие из них — Б.Окуджава и В.Высоцкий.

О последнем можно говорить бесконечно. Не признающий никаких авторитетов, никогда не считавший себя бардом, Владимир Семенович без страха, с присущими только ему бунтарским духом и артистизмом всегда открыто высказывал свое мнение. Его творчество — это прорыв в поэзии 20 века. Сегодня остается только радоваться тому, что звезда В.С. Высоцкого зажглась в шестидесятых, а не в сталинскую эпоху.

Барды

еще одно направление поэзии шестидесятых годов 20 века — это поющие поэты. Самые яркие из них —

Слайд 10 Авторская песня, или бардовская музыка —

песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах.

Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, а также живым и неформальным подходом к теме.
Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х годах (сочинённые Павлом Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» и ранние песни М. Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957), положившего начало туристической песне: «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и другие.

Авторская песня(барды)

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века

Слайд 11русский певец-шансонье, поэт, композитор, артист. Нашел свой жанр, принесший ему

популярность, когда стал выступать в кабаре и театрах миниатюр с

«ариетками» — игровыми песенками в костюме и гриме Пьеро. Пластичное речитативное исполнение стихов А. Блока, И. Анненского, Ф. Сологуба, А. Ахматовой, Н. Гумилева и своих собственных текстов позволяло стихам оставаться именно стихами «на отдаленном фоне мелодии». Жил в Польше, Париже, концертируя во многих странах Европы и США. В 1943 году, после многочисленных попыток получить советскую визу, добился разрешения вернуться на родину. Жил в Москве, с успехом ездил с концертами по всей стране, снимался в кино

Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского. Александр Вертинский (1889—1957)

русский певец-шансонье, поэт, композитор, артист. Нашел свой жанр, принесший ему популярность, когда стал выступать в кабаре и

Слайд 12 Я стал писать

песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет. А публика, не подозревающая,

что обо всем этом можно петь, слушала их со вниманием, интересом, сочувствием. Очевидно, я попал в точку. Как и все новое в искусстве, мои выступления вызывали не только восторги, но и целую бурю негодования….

Я стал писать песенки-новеллы, где был прежде всего сюжет. А

Слайд 13русский поэт. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел

на фронт. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс.

Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски. Скончался в Париже.

Булат Окуджава (1924–1997)

русский поэт. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт. В 1945 году демобилизовался, работал,

Слайд 14
- исполнитель и автор песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист. В

1955 окончил Московский государственный педагогический институт. В том же году

написал текст к своей первой песне - Мадагаскар (музыка была заимствована из спектакля С. Образцова "Под шорох твоих ресниц"). С 1950 по 1960 сочинил около 40 песен в основе которых лежала походно-туристическая тематика.
В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции "Юность". С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал "Кругозор". Много ездит по стране, встречаясь с представителями различных профессий. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа.
С 1970 Юрий Визбор начинает работу в творческом объединении "Экран" Центрального телевидения. Участвует в создании 40 картин, среди них: "Вахта на Каме", "Братск вчера и завтра", "Год 1943" и "Год 1944" (в серии "Наша биография"). По сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: "Год дракона", "Прыжок" и др. Снимался в фильмах: "Возмездие", "Красная палатка", "Рудольфио", "Семнадцать мгновений весны".
Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга "Я сердце оставил в синих горах" (1986-89) имела тираж 250 тыс. экземпляров.

Визбор Юрий Иосифович (20.06.1934 - 17.09.1984)

- исполнитель и автор песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист. В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. В

Слайд 15Друзья мои, друзья, начать бы все сначала, На влажных берегах

разбить свои шатры. Валяться б на досках нагретого причала И

видеть, как дымят далекие костры…
Друзья мои, друзья, начать бы все сначала,  На влажных берегах разбить свои шатры.  Валяться б

Слайд 16

поэт, певец, актер. Родился в Москве 25 января 1938 года.

Детство в биографии Высоцкого прошло в Москве (улица Мещанская), затем

во время Великой Отечественной войны некоторое время жил на Урале. Снова вернулся в Москву, после чего с 1947 по 1949 жил в Германии.

Владимир Высоцкий с 1953 года был участником драмкружка. Закончив школу, поступил в инженерно-строительный институт Москвы. Буквально через полгода, эмоционально принял решение об уходе из института, стремясь поступить в театральный.

1956 по 1960 в биографии Владимира Высоцкого проходило обучение в школе-студии при МХАТ. В 1959 году впервые участвует в театральной постановке («Преступление и наказание»), впервые играет роль в кино. Следующий этап своей жизни Высоцкий посвящает игре в театре (московский драматический театр имени Пушкина). В 1961 году была написана первая песня Высоцкого. Немного проработав в театре миниатюр, стал играть в театре драмы и комедии. Трижды был женат: на Изе Жуковой, Людмиле Абрамовой, Марине Влади.

В 1968 году впервые выходят песни Владимира Высоцкого на пластинке «Песни из кинофильма «Вертикаль»». В 1975 году было опубликовано стихотворение Высоцкого в сборнике «День поэзии» (первая и последняя публикация при жизни). За всю биографию Высоцкий написал около 700 песен, которые были чрезвычайно популярны в СССР. Он снялся в 28 фильмах, дал множество концертов, оказал большое вляние на многих музыкантов.



Владимир Семёнович Высоцкий (1938 — 1980)

поэт, певец, актер. Родился в Москве 25 января 1938 года. Детство в биографии Высоцкого прошло в Москве

Слайд 17Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и

неспроста-
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль

распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне. когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют!

Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне и неспроста- Я не люблю насилье и бессилье,

Слайд 18Шестидесятые годы 20 века — это время подъема российской поэзии.

Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли

открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение.
Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого «издательского бума» в области поэзии не было никогда ни до, ни после.
«Визитные карточки» этого времени — Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь В.Высоцкий.

Вывод:

Шестидесятые годы 20 века — это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика