Слайд 1 Политическая философия классического типа
Ермолин ИВ – к.п.н., доцент кафедры политологии
и социологии
Слайд 2Основные черты классического типа политической философии
Что такое классический тип рациональности?
Монизм
Логоцентризм
Телеологизм.
Слайд 3Основные черты античной политической философии
Натурализм и космологизм.
Тесная связь политики
и этики.
Телеологизм.
Деонтологичность.
Диалектика иерархий.
Слайд 4Основные черты политической философии Средних Веков
Логоцентризм и телеологизм в творчестве
Аврелия Августина и Фомы Аквинского
Два града – два типа
власти
Слайд 5Основные черты политической философии эпохи Возрождения
Принцип антропоцентризма: идея Человека как
центра Вселенной (дела Мирандола, Макиавелли)
Деонтология и антропоцентрический монизм (Эразм Ротердамский:
«Воспитание христианского государя»)
Политический монизм (Ж. Боден «Шесть книг о республике» (1576)
«Культ разума» и переход к рационализму (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк)
Натуралистическая парадигма политической философии (теории естественного права и теории общественного договора)
Слайд 6Основные черты политической философии эпохи Просвещения
Монизм и Логоцентризм
идея государства Разума
Телеологизм идея прогресса как главного
вектора развития всего человечества.
Слайд 7Основные черты политической философии эпохи Просвещения
Просветительская парадигма:
Гуманизм
Идея неотчуждаемых прав
человека, важнейшим из которых является право на свободу как естественной
человеческой потребности, в стремлении к исправлению нравов путем воспитания, просветительской работы. Главным источником несчастий людей и государства считалось невежество.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780), Д. Дидро, Ж. Л. Д`Аламбер, Ф. М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах
Сциентизм
Наука как высшей форме человеческого знания и источнике человеческого прогресса.
Слайд 8Основные черты политической философии эпохи Просвещения
Концепция просвещенной власти:
Ш. Л.
Монтескье рационализм государственного устройства воплощался в идее разделения властей, для
К. А. Гельвеция – в принятии властью справедливых законов, для П. А. Гольбаха – в соблюдении условий общественного договора между правителями и гражданами.
Слайд 9Немецкая классическая политическая философия
И. Кант и Г. В. Гегель
В
центре внимания оказались следующие вопросы:
вопрос о связи необходимости и свободы
в политической практике и в истории человечества в целом,
вопрос о взаимоотношениях государства и гражданина,
вопрос о соотношении объективного и субъективного в политическом процессе,
проблема взаимосвязи политики и морали,
проблема достижения правового государства и гражданского общества.
Слайд 10Немецкая классическая политическая философия. И. Кант
Рассмотрение политики и политического процесса
с позиции выявления противоречий общественной жизни и общественного сознания.
Кант: основное противоречие политической
жизни между принципом свободы личности и реальной политической практикой. Основная причина разрыва между теорией и практикой, по Канту, - в отсутствие критического суждения. Критический метод Канта:
Соединение идеи естественного права с правом политическим, гражданским.
Политическое право выступает гарантом соблюдения естественного права и способом разрешения политических противоречий.
Самыми трудными политическими проблемами в плане их возможного успешного разрешения, по Канту, являются проблемы достижения всеобщего правового гражданского общества и Вечного мира.
Слайд 11Немецкая классическая политическая философия. ГВ. Гегель
Концепция «Абсолютного Духа»:
Cвобода – атрибут
объективного первоначала – Абсолютного Духа, который стадиально-поступательно разворачивает себя в
истории и в праве. Степень осознания свободы – главный критерий общественного прогресса. Государство и государственные деятели – политические орудия «Абсолютного Духа» в деле реализации идеи свободы. Поскольку в государстве как политическом институте и духовном инструменте идея права также получает свое воплощение, то право и есть реализация свободы. Любые типы свобод (прежде всего гражданские) – основная ценность политического
Слайд 12Немецкая классическая политическая философия. ГВ. Гегель
Идея свободы
идея диалектической связи между
господином и рабом («Феноменология духа»: господство и рабство): раб становится свободным господином
Логоцентризм панлогизм (моделировании всех сфер общественного бытия по законам диалектической логики)
Телеологизм пронизывает все феноменологические воплощения человеческого духа (история, право, мораль, искусство, наука, религия), поскольку развитие истории, права, морали рассматривается как объективное шествие Абсолютной идеи, направленное на осознания самой себя.
Слайд 13Гегельянство
Гегельянство = классическая философия
В то же время, появились философские
направления, критически настроенные по отношению к гегельянству – позитивизм, неокантианство,
марксизм. Гегельянство, согласно его критикам, оказалось воплощением конца философии классического типа.
Слайд 14Постклассическая политическая философия
В ряде философско-политических учений второй половины Х1Х века
и ХХ века классический тип политического философствования оказался достаточно четко
представлен. Это относится, например, к классическому марксизму, где можно обнаружить все черты, характерные для классического типа рациональности. Принцип монизма представлен в марксизме концепцией противоречий внутри способа производства материальных благ как источника общественного прогресса. Логоцентризм выступает в виде идеи взаимосвязи базиса и надстройки, обусловленности общественного сознания общественным бытием. Телеологизм представлен идеей неотвратимости коммунизма как высшей стадии развития человечества.