Слайд 1
Понимание деятельности в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
Б.Ф. Ломова
Лекция 2.
Слайд 2
Понимание деятельности в работах А.Н. Леонтьева
Слайд 3
Анализ теоретических взглядов А.Н. Леонтьева на деятельность проведем по его
работам:
Проблемы деятельности в психологии
Проблемы развития психики
Генезис деятельности
Деятельность. Сознание. Личность
Слайд 4«Почти всякую теоретическую работу, - замечает Леонтьев, - можно прочитать
по-разному, подчас совершенно иначе, чем она представляется автору»*
*Леонтьев А.Н.
Деятельность. Сознание. Личность. С.190-191.
Слайд 5деятельность → действия → операции
↨
↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности
Когда говорят (или пишут) о деятельности в понимании А.Н. Леонтьева, то представляют ее двухуровневую структуру:
Слайд 6«В общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее
высших, опосредованных психологическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные)
деятельности – по критерию побуждающих их мотивов.
Далее выделяются действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям.
Наконец, операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели
Сам А.Н. Леонтьев по этому поводу пишет:
Слайд 7Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Особенности анализа,
который приводит к их выделению, состоит в том, что он
не пользуется расчленением живой деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения»*
*Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии. В кн.: «Психологические основы профессиональной деятельности» Хрестоматия. Составления и общая редакция проф. В.А. Бодрова. PerSe. М, 2007.С.89
Слайд 8Что бы Вы могли сказать по поводу этого отрывка?
Слайд 9Обратим внимание на фразу «в общем потоке деятельности, который образует
человеческую жизнь»
!!!
Слайд 10!!!
Далее обратим внимание, что Леонтьев выделяет «отдельные (особенные) деятельности»
Слайд 12«Единичные (отдельные, индивидуальные) – определяют отдельный предмет, ограниченный в пространстве
и времени; всеобщие (общие) – сходное, отвлеченное от единичных и
особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т.н. абстрактно-всеобщее); особенные - единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенные из взаимосвязи мира единичное.
Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное - всеобщее, реализованное в единичном»*
* Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Н.М. Прохоров М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. С.390
Слайд 13Уточнение, что деятельности понимаются как особенные, позволяет рассматривать деятельность как
всеобщее, отвлеченное от отдельных деятельностей, понятие, и одновременно, как
единичную, конкретную деятельность в ее конкретной целостности, в ее единичности
Слайд 14Без этого понимания деятельности как особенного, многое в подходах Леонтьева
становится непонятным и противоречивым
!!!
Слайд 15!!!
Остановимся теперь на фразе: «анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные)
деятельности – по критерию побуждающих их мотивов»
Слайд 16Но такими же критериями являются и цель деятельности, и условия
деятельности
Слайд 17
В условиях совместной деятельности,
у А.Н. Леонтьева :
и совместная деятельность рассматрива-ется как
деятельность (всеобщая)
и индивидуальная деятельность рассматривается как деятельность (действие)
Слайд 18Но если действие рассматривается как деятельность, то и операция должна
рассматриваться как деятельность в конкретных условиях
Слайд 19
Таким образом, у А.Н. Леонтьева :
и конкретная (совместная) деятельность
и
действие (индивидуальная деятельность)
и операция (индивидуальная деятельность в конкретных
условиях)
рассматривается как деятельность
Слайд 20Практически никто на это не обращает внимания. И это понятно.
Тогда
исчезает структура деятельности
Слайд 21Обратимся теперь к более подробному рассмотрению понимания мотива деятельности А.Н.
Леонтьевым
Слайд 22По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии «предмет деятельности есть ее действенный
мотив …
Такое суждение понимания мотива как того предмета (вещественного или
идеального), которое побуждает и направляет на себя деятельность, отличается от общепринятого, но здесь не место вдаваться в полемику по этому вопросу»
Слайд 23Ранее мы приводили понимание мотива по статье Леонтьева «Проблемы деятельности
в психологии»*
Сейчас обратимся к одной из ранних работ Леонтьева
«Генезис деятельности» **
*Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 136-165.
** Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 373-388.
Слайд 24Работа подготовлена по стенограмме, датированной 11 марта 1940 года и
издана впервые в 1983 году, а затем в 1994.
В
данной работе Леонтьев рассматривает деятельность как совместную. Проблема эта не потеряла своей актуальности и сегодня
Слайд 25Леонтьев уже в этой работе под мотивом понимает предмет, на
который направлена деятельность. Таким образом, такое понимание мотива для Леонтьева
не случайно
Слайд 26За счет такого понимания совместная деятельность, движимая «мотивом – предметом»,
разделяется на «деятельности – действия», направляемые «целью»
Слайд 27Отнеся мотив к предмету деятельности,
А.Н. Леонтьев попал в трудную ситуацию. Этим был исключен из
рассмотрения результат, который первоначально, в идеальном виде, выступает как цель.
Одновременно, отнеся мотив к предмету деятельности, он лишил мотива субъекта деятельности
Слайд 28В рассуждениях Леонтьева задана как бы обратная логика развития процесса,
вполне оправданная с позиции теории отражения, детерминации психики со стороны
«мотива-предмета» деятельности
Слайд 29В понимании мотива А.Н. Леонтьевым прослеживается традиционная для советской психологии
точка зрения, что поведение детерминируется внешними факторами
Слайд 30В реальной жизни детерминация деятельности порождается мотивом (в качестве которого
могут выступать потребности, переживания, идеалы, вера и др.)
Мотив определяет
активность человека, превращая его в субъекта конкретной деятельности
Слайд 31Леонтьев не делает попытки раскрыть внутреннюю структуру деятельностей, он предлагает
критерии для выделения деятельностей, действий, операций
В качестве таковых выступают: мотив,
цель, условия
Слайд 33Это необходимо для того, чтобы рассмотреть деятельность в ее культурно-историческом
аспекте: как деятельность совместную (всеобщую), в которую включены индивидуальные –
действия (как деятельность единичную)
!!!
Слайд 34А это, в свою очередь, позволяет выделить: значение деятельности и
личностный смысл деятельности
Слайд 35 Деятельность может рассматриваться с позиции нормативно-одобренного способа деятельности
И
тогда на первый план выступает вопрос:
как, для чего возникла
эта деятельность, как она вписывается в культурно-исторический аспект развития производительных сил и производственных отношений?
Слайд 36В этом аспекте любая деятельность формируется под влиянием общественной потребности.
Ее функция определяется значимостью ее результата для социальной общности.
С
этой позиции деятельность имеет определенное значение для социальной общности, в которой она рождена
Слайд 37Для субъекта же деятельности она имеет конкретный смысл, связанный с
его потребностями
Слайд 38«вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает
и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики –
разумный смысл для человека того, на что направлена его активность» *
*Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль,1965. С.272.
Слайд 39В процессе своего развития и оформления результат общественно-значимой деятельности фиксируется
в идеальной форме в виде цели
Слайд 40Столь же важна мысль о «конкретизации» цели, в соответствии с
условиями ее реализации
Слайд 41Деятельность, действия и операции представляют собой по структуре отдельные деятельности,
вложенные друг в друга, наподобие «матрешки», и в своей совокупности
они представляют деятельность, с одной стороны, как абстрактную всеобщую деятельность, с другой стороны, как единичную реализацию абстрактной деятельности
Слайд 42Заметим, что сам Леонтьев отмечал, что он выделил критерии для
разделения деятельности, действий и операции.
А это не одно и
то же, что структура деятельности
Слайд 43От анализа деятельности по А.Н. Леонтьеву необходимо переходить к психологическому
анализу единичной деятельности и содержательному анализу компонентов этой структуры
Слайд 44В заключении отметим, что А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность с позиции
развития психики человека.
И многое в его понимании и толковании
деятельности определяется этой задачей
(понимание сущности психического отражения, значения и смысла и др.)
Слайд 45Не видеть конечной сверхзадачи, которую решал А.Н.Леонтьев, значит, не понять
его подход к анализу деятельности
Слайд 46Неправомерное обобщение теоретических подходов к деятельности А.Н. Леонтьева, механическое распространение
этих подходов на производительную деятельность наносят существенный ущерб пониманию
взглядов Леонтьева
Слайд 47
Понимание деятельности в работах С.Л. Рубинштейна и К.А.
Абульхановой
Слайд 48деятельность → действие → операция
↨
↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности
Рис. 1. Двухуровневая структура деятельности по А.Н. Леонтьеву
Повторение
Слайд 49деятельность → действие → операция
↨
↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности
Рис. 2. Сравнение структур деятельности по А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну
деятельность → действие → операция → движение
(по С.Л. Рубинштейну)
(по А.Н. Лентьеву)
Слайд 50деятельность → действие → операция
↨
↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности
Рис. 3. Сравнение структур деятельности по А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну
деятельность → [действие → операция] → движение
(по Рубинштейну)
(по А.Н. Лентьеву)
Подцель, побуждения (мотив)
Частичные действия
совокупность действия
субъект деятельности
Направляемых мотивом и целью (представления о результате)
↨
↨
↨
Задачи
Условия деятельности
Слайд 51Операция, по С.Л. Рубинштейну, как частичное действие теряет собственный психологический
смысл.
Общая структура деятельности редуцируется до:
деятельность – действие (операция) – движение
Слайд 52Если учесть, что «движения, особенно произвольные, обычно служат для выражения
действий, посредством которых осуществляется поведение», то психологическая структура деятельности сводится
до двух компонентов: деятельность и действие
Слайд 53При внешне почти одинаковом составе, Рубинштейн выделяет деятельность, действия, операции
и движенья,
психологическая структура деятельности у Рубинштейна
существенна различна со структурой деятельности Леонтьева
Слайд 54Деятельность у Рубинштейна реализуется совокупностью действий, а действия распадаются на
частичные действия или операции, в свою очередь, действия и операции
реализуются через движения
Слайд 55*
Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб. (М., Харьков, Минск):
Изд. Питер, 1999. С. 443.
Если у Леонтьева действия выделяются по
цели, а операции по условиям,
то у Рубинштейна утверждается, что «всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанное побуждение выступает как мотив»
Слайд 56*
Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб. (М., Харьков, Минск):
Изд. Питер, 1999. С. 443.
Отдельно следует остановиться на категории цели
в структуре деятельности и действий
«Так как трудовая деятельность, - пишет Рубинштейн, - это всегда деятельность, направленная на производство конкретного продукта, действие человека всегда направлено на конкретный результат»
Слайд 57Важным аспектом понимания деятельности выступает понятие субъекта деятельности, активно разрабатываемое
в работах ближайших учеников С.Л. Рубинштейна – А.В. Брушлинским и
К.А. Абульхановой,
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М –
Воронеж, 1996.
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.
Слайд 58Важнейшим моментом становления субъекта деятельности является саморегуляция человеком своей активности,
направленной на достижения цели деятельности
Слайд 59
Понимание деятельности в работах Б.Ф. Ломова
Слайд 60Б.Ф. Ломов выделяет три аспекта анализа деятельности как:
общественно-исторической категории,
индивидуальной деятельности,
деятельности
совместной
Слайд 61*
Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Хрестоматия. С.
96.
Предметом психологического изучения деятельности по Ломову является «вся система процессов,
состояний и свойств, которые принято обозначать как психические … Психологию интересует, прежде всего, то, каковы роль и место системы процессов психологического отражения в деятельности индивида (или группы людей)»
Слайд 62Б.Ф. Ломов гораздо больше внимания, чем Леонтьев и Рубинштейн, обращает
внимание на изучение психических процессов, реализующих деятельность, процессов прогнозирования (антиципации),
формирование концептуальных моделей и оперативных образов, принятие решений, планирование деятельности, переработку текущей информации, оценку результатов и коррекцию действий
Слайд 63Ломов подчеркивает единство внешней стороны деятельности внутренней
Слайд 64Он приводит аргументы против:
интериоризации внешней деятельности во внутреннюю,
отождествления структуры внешней деятельности и внутренней
Слайд 65Подводя итог сказанному, можно отметить, что деятельностный подход в психологии
выступал в функции парадигмы
Слайд 66Значительное внимание уделено рассмотрению проблем:
соотношения общественно-исторического характера деятельности
и ее индивидуально-конкретного выражения;
деятельности совместной и деятельности индивидуальной;
отношения мотива и
цели, пониманию сущности мотива и цели;
выделения макроструктурных компонентов деятельности;
Слайд 67Продолжение
необходимости понимания деятельности в контексте понимания жизни;
структуры деятельности, отношении внешней
и внутренней сторон деятельности;
взаимообусловленности развития психики человека и реализации деятельности;
соотношения
значения и смысла деятельности;
субъекта деятельности;
развития способностей в деятельности;
механизма опредмечивания потребностей;
Слайд 68Продолжение
детерминации деятельности: внешними или внутренними факторами;
методологического значения категории деятельности для
понимания развития психики человека;
определения роли результата в понимании системы деятельности;
взаимосвязи
деятельности и поведения;
роли саморегуляции в деятельности
Слайд 69Несмотря на многочисленные исследования, выполненные в парадигме деятельностного подхода, наиболее
актуальной проблемой остается системное понимание деятельности, ее внутренней (психологической) сущности.
Это и станет основным предметом нашего рассмотрения
Слайд 70Вопросы для самопроверки
Назовите авторов, которые внесли вклад в разработку проблем
психологии деятельности человека
В чем заключается этот вклад, конкретизируйте по 5-ти
авторам из перечисленных Вами