Разделы презентаций


Понимание деятельности в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф

Содержание

Понимание деятельности в работах А.Н. Леонтьева

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Понимание деятельности в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,

Б.Ф. Ломова
Лекция 2.

Понимание деятельности в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,    Б.Ф. ЛомоваЛекция 2.

Слайд 2
Понимание деятельности в работах А.Н. Леонтьева

Понимание деятельности в работах А.Н. Леонтьева

Слайд 3
Анализ теоретических взглядов А.Н. Леонтьева на деятельность проведем по его

работам:

Проблемы деятельности в психологии
Проблемы развития психики
Генезис деятельности
Деятельность. Сознание. Личность

Анализ теоретических взглядов А.Н. Леонтьева на деятельность проведем по его работам:Проблемы деятельности в психологииПроблемы развития психикиГенезис деятельностиДеятельность.

Слайд 4«Почти всякую теоретическую работу, - замечает Леонтьев, - можно прочитать

по-разному, подчас совершенно иначе, чем она представляется автору»*
*Леонтьев А.Н.

Деятельность. Сознание. Личность. С.190-191.
«Почти всякую теоретическую работу, - замечает Леонтьев, - можно прочитать по-разному, подчас совершенно иначе, чем она представляется

Слайд 5деятельность → действия → операции

↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности

Когда говорят (или пишут) о деятельности в понимании А.Н. Леонтьева, то представляют ее двухуровневую структуру:

деятельность → действия → операции      ↨

Слайд 6«В общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее

высших, опосредованных психологическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные)

деятельности – по критерию побуждающих их мотивов.

Далее выделяются действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям.

Наконец, операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели


Сам А.Н. Леонтьев по этому поводу пишет:

«В общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психологическим отражением проявлениях, анализ выделяет,

Слайд 7Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Особенности анализа,

который приводит к их выделению, состоит в том, что он

не пользуется расчленением живой деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения»*

*Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии. В кн.: «Психологические основы профессиональной деятельности» Хрестоматия. Составления и общая редакция проф. В.А. Бодрова. PerSe. М, 2007.С.89

Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Особенности анализа, который приводит к их выделению, состоит в

Слайд 8Что бы Вы могли сказать по поводу этого отрывка?

Что бы Вы могли сказать по поводу этого отрывка?

Слайд 9Обратим внимание на фразу «в общем потоке деятельности, который образует

человеческую жизнь»
!!!

Обратим внимание на фразу «в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь» !!!

Слайд 10!!!
Далее обратим внимание, что Леонтьев выделяет «отдельные (особенные) деятельности»

!!!Далее обратим внимание, что Леонтьев выделяет «отдельные (особенные) деятельности»

Слайд 11Что бы это могло означать?

Что бы это могло означать?

Слайд 12«Единичные (отдельные, индивидуальные) – определяют отдельный предмет, ограниченный в пространстве

и времени; всеобщие (общие) – сходное, отвлеченное от единичных и

особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т.н. абстрактно-всеобщее); особенные - единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенные из взаимосвязи мира единичное.
Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное - всеобщее, реализованное в единичном»*

* Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Н.М. Прохоров М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. С.390

«Единичные (отдельные, индивидуальные) – определяют отдельный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщие (общие) – сходное, отвлеченное

Слайд 13Уточнение, что деятельности понимаются как особенные, позволяет рассматривать деятельность как

всеобщее, отвлеченное от отдельных деятельностей, понятие, и одновременно, как

единичную, конкретную деятельность в ее конкретной целостности, в ее единичности
Уточнение, что деятельности понимаются как особенные, позволяет рассматривать деятельность как всеобщее, отвлеченное  от отдельных деятельностей, понятие,

Слайд 14Без этого понимания деятельности как особенного, многое в подходах Леонтьева

становится непонятным и противоречивым
!!!

Без этого понимания деятельности как особенного, многое в подходах Леонтьева становится непонятным и противоречивым!!!

Слайд 15!!!

Остановимся теперь на фразе: «анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные)

деятельности – по критерию побуждающих их мотивов»

!!! Остановимся теперь на фразе: «анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности – по критерию побуждающих их мотивов»

Слайд 16Но такими же критериями являются и цель деятельности, и условия

деятельности

Но такими же критериями являются и цель деятельности, и условия деятельности

Слайд 17
В условиях совместной деятельности,

у А.Н. Леонтьева :

и совместная деятельность рассматрива-ется как

деятельность (всеобщая)
и индивидуальная деятельность рассматривается как деятельность (действие)
В условиях совместной деятельности,        у А.Н. Леонтьева :и  совместная

Слайд 18Но если действие рассматривается как деятельность, то и операция должна

рассматриваться как деятельность в конкретных условиях

Но если действие рассматривается как деятельность, то и операция должна рассматриваться как деятельность в конкретных условиях

Слайд 19
Таким образом, у А.Н. Леонтьева :

и конкретная (совместная) деятельность
и

действие (индивидуальная деятельность)
и операция (индивидуальная деятельность в конкретных

условиях)
рассматривается как деятельность


Таким образом, у А.Н. Леонтьева :и  конкретная (совместная) деятельностьи  действие (индивидуальная деятельность)и  операция (индивидуальная

Слайд 20Практически никто на это не обращает внимания. И это понятно.
Тогда

исчезает структура деятельности

Практически никто на это не обращает внимания. И это понятно.Тогда исчезает структура деятельности

Слайд 21Обратимся теперь к более подробному рассмотрению понимания мотива деятельности А.Н.

Леонтьевым

Обратимся теперь к более подробному рассмотрению понимания мотива деятельности А.Н. Леонтьевым

Слайд 22По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии «предмет деятельности есть ее действенный

мотив …
Такое суждение понимания мотива как того предмета (вещественного или

идеального), которое побуждает и направляет на себя деятельность, отличается от общепринятого, но здесь не место вдаваться в полемику по этому вопросу»
По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии «предмет деятельности есть ее действенный мотив …Такое суждение понимания мотива как того

Слайд 23Ранее мы приводили понимание мотива по статье Леонтьева «Проблемы деятельности

в психологии»*

Сейчас обратимся к одной из ранних работ Леонтьева

«Генезис деятельности» **

*Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 136-165.
** Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 373-388.

Ранее мы приводили понимание мотива по статье Леонтьева «Проблемы деятельности в психологии»* Сейчас обратимся к одной из

Слайд 24Работа подготовлена по стенограмме, датированной 11 марта 1940 года и

издана впервые в 1983 году, а затем в 1994.

В

данной работе Леонтьев рассматривает деятельность как совместную. Проблема эта не потеряла своей актуальности и сегодня
Работа подготовлена по стенограмме, датированной 11 марта 1940 года и издана впервые в 1983 году, а затем

Слайд 25Леонтьев уже в этой работе под мотивом понимает предмет, на

который направлена деятельность. Таким образом, такое понимание мотива для Леонтьева

не случайно
Леонтьев уже в этой работе под мотивом понимает предмет, на который направлена деятельность. Таким образом, такое понимание

Слайд 26За счет такого понимания совместная деятельность, движимая «мотивом – предметом»,

разделяется на «деятельности – действия», направляемые «целью»

За счет такого понимания совместная деятельность, движимая «мотивом – предметом», разделяется на «деятельности – действия», направляемые «целью»

Слайд 27Отнеся мотив к предмету деятельности,

А.Н. Леонтьев попал в трудную ситуацию. Этим был исключен из

рассмотрения результат, который первоначально, в идеальном виде, выступает как цель.
Одновременно, отнеся мотив к предмету деятельности, он лишил мотива субъекта деятельности
Отнеся мотив к предмету деятельности,      А.Н. Леонтьев попал в трудную ситуацию. Этим

Слайд 28В рассуждениях Леонтьева задана как бы обратная логика развития процесса,

вполне оправданная с позиции теории отражения, детерминации психики со стороны

«мотива-предмета» деятельности
В рассуждениях Леонтьева задана как бы обратная логика развития процесса, вполне оправданная с позиции теории отражения, детерминации

Слайд 29В понимании мотива А.Н. Леонтьевым прослеживается традиционная для советской психологии

точка зрения, что поведение детерминируется внешними факторами

В понимании мотива А.Н. Леонтьевым прослеживается традиционная для советской психологии точка зрения, что поведение детерминируется внешними факторами

Слайд 30В реальной жизни детерминация деятельности порождается мотивом (в качестве которого

могут выступать потребности, переживания, идеалы, вера и др.)
Мотив определяет

активность человека, превращая его в субъекта конкретной деятельности
В реальной жизни детерминация деятельности порождается мотивом (в качестве которого могут выступать потребности, переживания, идеалы, вера и

Слайд 31Леонтьев не делает попытки раскрыть внутреннюю структуру деятельностей, он предлагает

критерии для выделения деятельностей, действий, операций

В качестве таковых выступают: мотив,

цель, условия
Леонтьев не делает попытки раскрыть внутреннюю структуру деятельностей, он предлагает критерии для выделения деятельностей, действий, операцийВ качестве

Слайд 32Зачем это нужно?

Зачем это нужно?

Слайд 33Это необходимо для того, чтобы рассмотреть деятельность в ее культурно-историческом

аспекте: как деятельность совместную (всеобщую), в которую включены индивидуальные –

действия (как деятельность единичную)

!!!

Это необходимо для того, чтобы рассмотреть деятельность в ее культурно-историческом аспекте: как деятельность совместную (всеобщую), в которую

Слайд 34А это, в свою очередь, позволяет выделить: значение деятельности и

личностный смысл деятельности

А это, в свою очередь, позволяет выделить: значение деятельности и личностный смысл деятельности

Слайд 35 Деятельность может рассматриваться с позиции нормативно-одобренного способа деятельности
И

тогда на первый план выступает вопрос:

как, для чего возникла

эта деятельность, как она вписывается в культурно-исторический аспект развития производительных сил и производственных отношений?
Деятельность может рассматриваться с позиции нормативно-одобренного способа деятельности И тогда на первый план выступает вопрос: как,

Слайд 36В этом аспекте любая деятельность формируется под влиянием общественной потребности.

Ее функция определяется значимостью ее результата для социальной общности.
С

этой позиции деятельность имеет определенное значение для социальной общности, в которой она рождена
В этом аспекте любая деятельность формируется под влиянием общественной потребности. Ее функция определяется значимостью ее результата для

Слайд 37Для субъекта же деятельности она имеет конкретный смысл, связанный с

его потребностями

Для субъекта же деятельности она имеет конкретный смысл, связанный с его потребностями

Слайд 38«вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает

и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики –

разумный смысл для человека того, на что направлена его активность» *

*Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль,1965. С.272.

«вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица»

Слайд 39В процессе своего развития и оформления результат общественно-значимой деятельности фиксируется

в идеальной форме в виде цели

В процессе своего развития и оформления результат общественно-значимой деятельности фиксируется в идеальной форме в виде цели

Слайд 40Столь же важна мысль о «конкретизации» цели, в соответствии с

условиями ее реализации

Столь же важна мысль о «конкретизации» цели, в соответствии с условиями ее реализации

Слайд 41Деятельность, действия и операции представляют собой по структуре отдельные деятельности,

вложенные друг в друга, наподобие «матрешки», и в своей совокупности

они представляют деятельность, с одной стороны, как абстрактную всеобщую деятельность, с другой стороны, как единичную реализацию абстрактной деятельности
Деятельность, действия и операции представляют собой по структуре отдельные деятельности, вложенные друг в друга, наподобие «матрешки», и

Слайд 42Заметим, что сам Леонтьев отмечал, что он выделил критерии для

разделения деятельности, действий и операции.

А это не одно и

то же, что структура деятельности
Заметим, что сам Леонтьев отмечал, что он выделил критерии для разделения деятельности, действий и операции. А это

Слайд 43От анализа деятельности по А.Н. Леонтьеву необходимо переходить к психологическому

анализу единичной деятельности и содержательному анализу компонентов этой структуры

От анализа деятельности по А.Н. Леонтьеву необходимо переходить к психологическому анализу единичной деятельности и содержательному анализу компонентов

Слайд 44В заключении отметим, что А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность с позиции

развития психики человека.

И многое в его понимании и толковании

деятельности определяется этой задачей

(понимание сущности психического отражения, значения и смысла и др.)
В заключении отметим, что А.Н. Леонтьев рассматривал деятельность с позиции развития психики человека. И многое в его

Слайд 45Не видеть конечной сверхзадачи, которую решал А.Н.Леонтьев, значит, не понять

его подход к анализу деятельности

Не видеть конечной сверхзадачи, которую решал А.Н.Леонтьев, значит, не понять его подход к анализу деятельности

Слайд 46Неправомерное обобщение теоретических подходов к деятельности А.Н. Леонтьева, механическое распространение

этих подходов на производительную деятельность наносят существенный ущерб пониманию

взглядов Леонтьева
Неправомерное обобщение теоретических подходов к деятельности А.Н. Леонтьева, механическое распространение этих подходов  на производительную деятельность наносят

Слайд 47
Понимание деятельности в работах С.Л. Рубинштейна и К.А.

Абульхановой

Понимание деятельности в работах С.Л. Рубинштейна и   К.А. Абульхановой

Слайд 48деятельность → действие → операция

↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности

Рис. 1. Двухуровневая структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

Повторение

деятельность → действие → операция      ↨

Слайд 49деятельность → действие → операция

↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности

Рис. 2. Сравнение структур деятельности по А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну

деятельность → действие → операция → движение

(по С.Л. Рубинштейну)

(по А.Н. Лентьеву)

деятельность → действие → операция      ↨

Слайд 50деятельность → действие → операция

↨ ↨
мотив ↔ цель ↔ условия
деятельности

Рис. 3. Сравнение структур деятельности по А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну

деятельность → [действие → операция] → движение

(по Рубинштейну)

(по А.Н. Лентьеву)

Подцель, побуждения (мотив)

Частичные действия

совокупность действия

субъект деятельности

Направляемых мотивом и целью (представления о результате)





Задачи

Условия деятельности

деятельность → действие → операция      ↨

Слайд 51Операция, по С.Л. Рубинштейну, как частичное действие теряет собственный психологический

смысл.
Общая структура деятельности редуцируется до:
деятельность – действие (операция) – движение


Операция, по С.Л. Рубинштейну, как частичное действие теряет собственный психологический смысл.Общая структура деятельности редуцируется до:деятельность – действие

Слайд 52Если учесть, что «движения, особенно произвольные, обычно служат для выражения

действий, посредством которых осуществляется поведение», то психологическая структура деятельности сводится

до двух компонентов: деятельность и действие
Если учесть, что «движения, особенно произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение», то психологическая

Слайд 53При внешне почти одинаковом составе, Рубинштейн выделяет деятельность, действия, операции

и движенья,

психологическая структура деятельности у Рубинштейна

существенна различна со структурой деятельности Леонтьева
При внешне почти одинаковом составе, Рубинштейн выделяет деятельность, действия, операции и движенья, психологическая структура деятельности

Слайд 54Деятельность у Рубинштейна реализуется совокупностью действий, а действия распадаются на

частичные действия или операции, в свою очередь, действия и операции

реализуются через движения
Деятельность у Рубинштейна реализуется совокупностью действий, а действия распадаются на частичные действия или операции, в свою очередь,

Слайд 55*
Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб. (М., Харьков, Минск):

Изд. Питер, 1999. С. 443.

Если у Леонтьева действия выделяются по

цели, а операции по условиям,

то у Рубинштейна утверждается, что «всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанное побуждение выступает как мотив»
*  Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб. (М., Харьков, Минск): Изд. Питер, 1999. С. 443.Если у

Слайд 56*
Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб. (М., Харьков, Минск):

Изд. Питер, 1999. С. 443.

Отдельно следует остановиться на категории цели

в структуре деятельности и действий

«Так как трудовая деятельность, - пишет Рубинштейн, - это всегда деятельность, направленная на производство конкретного продукта, действие человека всегда направлено на конкретный результат»
*  Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. СПб. (М., Харьков, Минск): Изд. Питер, 1999. С. 443.Отдельно следует

Слайд 57Важным аспектом понимания деятельности выступает понятие субъекта деятельности, активно разрабатываемое

в работах ближайших учеников С.Л. Рубинштейна – А.В. Брушлинским и

К.А. Абульхановой, 

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М –
Воронеж, 1996.
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
 Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.

Важным аспектом понимания деятельности выступает понятие субъекта деятельности, активно разрабатываемое в работах ближайших учеников С.Л. Рубинштейна –

Слайд 58Важнейшим моментом становления субъекта деятельности является саморегуляция человеком своей активности,

направленной на достижения цели деятельности

Важнейшим моментом становления субъекта деятельности является саморегуляция человеком своей активности, направленной на достижения цели деятельности

Слайд 59
Понимание деятельности в работах Б.Ф. Ломова

Понимание деятельности в работах Б.Ф. Ломова

Слайд 60Б.Ф. Ломов выделяет три аспекта анализа деятельности как:
общественно-исторической категории,
индивидуальной деятельности,
деятельности

совместной

Б.Ф. Ломов выделяет три аспекта анализа деятельности как:общественно-исторической категории,индивидуальной деятельности,деятельности совместной

Слайд 61*
Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Хрестоматия. С.

96.

Предметом психологического изучения деятельности по Ломову является «вся система процессов,

состояний и свойств, которые принято обозначать как психические … Психологию интересует, прежде всего, то, каковы роль и место системы процессов психологического отражения в деятельности индивида (или группы людей)»
*  Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Хрестоматия. С. 96.Предметом психологического изучения деятельности по Ломову

Слайд 62Б.Ф. Ломов гораздо больше внимания, чем Леонтьев и Рубинштейн, обращает

внимание на изучение психических процессов, реализующих деятельность, процессов прогнозирования (антиципации),

формирование концептуальных моделей и оперативных образов, принятие решений, планирование деятельности, переработку текущей информации, оценку результатов и коррекцию действий
Б.Ф. Ломов гораздо больше внимания, чем Леонтьев и Рубинштейн, обращает внимание на изучение психических процессов, реализующих деятельность,

Слайд 63Ломов подчеркивает единство внешней стороны деятельности внутренней

Ломов подчеркивает единство внешней стороны деятельности внутренней

Слайд 64Он приводит аргументы против:

интериоризации внешней деятельности во внутреннюю,



отождествления структуры внешней деятельности и внутренней

Он приводит аргументы против: интериоризации внешней деятельности  во внутреннюю, отождествления структуры внешней деятельности и внутренней

Слайд 65Подводя итог сказанному, можно отметить, что деятельностный подход в психологии

выступал в функции парадигмы

Подводя итог сказанному, можно отметить, что деятельностный подход в психологии выступал в функции парадигмы

Слайд 66Значительное внимание уделено рассмотрению проблем:
соотношения общественно-исторического характера деятельности

и ее индивидуально-конкретного выражения;
деятельности совместной и деятельности индивидуальной;
отношения мотива и

цели, пониманию сущности мотива и цели;
выделения макроструктурных компонентов деятельности;
Значительное внимание уделено   рассмотрению проблем:соотношения общественно-исторического характера деятельности и ее индивидуально-конкретного выражения;деятельности совместной и деятельности

Слайд 67Продолжение
необходимости понимания деятельности в контексте понимания жизни;
структуры деятельности, отношении внешней

и внутренней сторон деятельности;
взаимообусловленности развития психики человека и реализации деятельности;
соотношения

значения и смысла деятельности;
субъекта деятельности;
развития способностей в деятельности;
механизма опредмечивания потребностей;
Продолжениенеобходимости понимания деятельности в контексте понимания жизни;структуры деятельности, отношении внешней и внутренней сторон деятельности;взаимообусловленности развития психики человека

Слайд 68Продолжение
детерминации деятельности: внешними или внутренними факторами;
методологического значения категории деятельности для

понимания развития психики человека;
определения роли результата в понимании системы деятельности;
взаимосвязи

деятельности и поведения;
роли саморегуляции в деятельности
Продолжениедетерминации деятельности: внешними или внутренними факторами;методологического значения категории деятельности для понимания развития психики человека;определения роли результата в

Слайд 69Несмотря на многочисленные исследования, выполненные в парадигме деятельностного подхода, наиболее

актуальной проблемой остается системное понимание деятельности, ее внутренней (психологической) сущности.

Это и станет основным предметом нашего рассмотрения
Несмотря на многочисленные исследования, выполненные в парадигме деятельностного подхода, наиболее актуальной проблемой остается системное понимание деятельности, ее

Слайд 70Вопросы для самопроверки
Назовите авторов, которые внесли вклад в разработку проблем

психологии деятельности человека
В чем заключается этот вклад, конкретизируйте по 5-ти

авторам из перечисленных Вами
Вопросы для самопроверкиНазовите авторов, которые внесли вклад в разработку проблем психологии деятельности человекаВ чем заключается этот вклад,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика