Разделы презентаций


Понятие городского текста в литературе

Содержание

С чего все началосьСемиотика фиксируетсяв хронотопе на топосе,а не на хроносе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯ
vk.com/polarday51
Понятие городского текста в литературе

Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯvk.com/polarday51Понятие городского текста  в литературе

Слайд 2С чего все началось
Семиотика фиксируется
в хронотопе на топосе,
а не на

хроносе.

С чего все началосьСемиотика фиксируетсяв хронотопе на топосе,а не на хроносе.

Слайд 3Городской (петербургский) текст пишется разными авторами, но воспринимается как единый

текст.
Основная идея — лиминальность: символическая смерть — символическое возрождение (миф).
Город

— высшая реальность.


(по Топорову)

Петербургский текст

Городской (петербургский) текст пишется разными авторами, но воспринимается как единый текст.Основная идея — лиминальность: символическая смерть —

Слайд 4А.С. Пушкин. Медный всадник. Пиковая дама.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести.
Ф.М. Достоевский.

Бедные люди. Двойник. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот.

Подросток.

(по Топорову)


Примеры петербургских текстов

А.С. Пушкин. Медный всадник. Пиковая дама.Н.В. Гоголь. Петербургские повести.Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Двойник. Записки из подполья. Преступление

Слайд 5Борис Зайцев;
Иван Шмелев;
Михаил Булгаков;
Андрей Платонов.

Концепция московского текста появилась позже,
но

и специфический «московский текст»
представлен произведениями не Золотого,
а Серебряного века

русской литературы.

Московский текст

Борис Зайцев;Иван Шмелев;Михаил Булгаков;Андрей Платонов.Концепция московского текста появилась позже, но и специфический «московский текст»представлен произведениями не Золотого,

Слайд 6Региональные тексты: дробление

Региональные тексты: дробление

Слайд 7Региональные тексты: дробление

Региональные тексты: дробление

Слайд 8Другие варианты региональных текстов
Северный текст;
Уральский текст;
Кавказский текст

и т.д.

Отдельно выделяется эмигрантский

текст.

Другие варианты региональных текстовСеверный текст;Уральский текст;Кавказский тексти т.д.Отдельно выделяется эмигрантский текст.

Слайд 9«застывшее» время; сакральный характер пространства, его мифопоэтическая, сказочная природа; - мотивы

пути, поиска, испытания, преображения; - сквозные образы, прежде всего, архетипические —

мифопоэтические и фольклорные (море, река, берег, дорога, дом, камень, Лукоморье и др.)».

О каком регионе говорит исследователь?
2/3 статьи исследователь поясняет, что такое «текст» вообще (Бахтин и Лотман упомянуты)

Условность регионального текста

«застывшее» время; сакральный характер пространства, его мифопоэтическая, сказочная природа; - мотивы пути, поиска, испытания, преображения; - сквозные

Слайд 10Кафка не был в Америке;
Шекспир не был в Италии;
Пушкин не

был в Египте;
Достоевский не был в Исландии.


СТАВРОГИН. Положим, вы жили

на луне, вы там, положим, сделали все эти смешные пакости... Но теперь вы здесь и смотрите на луну отсюда: какое вам дело здесь до всего того, что вы там наделали, и что тамошние будут плевать на вас тысячу лет?
КИРИЛЛОВ. Не знаю, я на луне не был.

Где родился, там и пригодился?

Кафка не был в Америке;Шекспир не был в Италии;Пушкин не был в Египте;Достоевский не был в Исландии.СТАВРОГИН.

Слайд 11Указания на топонимы;
«Локальные мемы»;
Диалектизмы;
«Образ (дух) места» (Genius loci);
Пейзаж;
Топос как действующее

лицо.
Что привязывает текст к месту?

Указания на топонимы;«Локальные мемы»;Диалектизмы;«Образ (дух) места» (Genius loci);Пейзаж;Топос как действующее лицо.Что привязывает текст к месту?

Слайд 12Дискуссионный вопрос, нужно ли отражать на письме особенности фонетики: «гэканье»,

«оканье», акценты, диалектизмы вроде «дак да».

Что подумает читатель?

«Это п’осто п’ек’асное,

‘ационаjистичнейшее п’едложение!», — сказал Ленин.
«Бэзусловна так, савэрщенно сагласен», — поддержал Сталин.

Фонетический уровень

Дискуссионный вопрос, нужно ли отражать на письме особенности фонетики: «гэканье», «оканье», акценты, диалектизмы вроде «дак да».Что подумает

Слайд 13Штампованное:
КУРА, ГРЕЧА, БОРДЮР, ПОРЕБРИК, ПАРАДНОЕ
Омонимическое:
ВЗЯЛ в значении КУПИЛ и т.п.
Локальный

сленг (не диалектизмы):
ГОНЯТЬ = 1) носить (одежду); 2) состоять в

отношениях

Лексический уровень

Штампованное:КУРА, ГРЕЧА, БОРДЮР, ПОРЕБРИК, ПАРАДНОЕОмонимическое:ВЗЯЛ в значении КУПИЛ и т.п.Локальный сленг (не диалектизмы):ГОНЯТЬ = 1) носить (одежду);

Слайд 14Интересен ли текст, населенный стереотипами?

Шел вдоль поребрика, кушая булку под

дождем…
Повернули к подъезду Николаича, перекрестившись на Кремль…
И Обь блестела ему

и подмигивала, точно живая…
С сопки весело глядел Алёша…

И вновь о стереотипах

Интересен ли текст, населенный стереотипами?Шел вдоль поребрика, кушая булку под дождем…Повернули к подъезду Николаича, перекрестившись на Кремль…И

Слайд 15Локальный текст: за и против

Локальный текст: за и против

Слайд 16Город жив. Практически как Цой

Город жив. Практически как Цой

Слайд 17Создание позитивного образа через локальный текст чревато появлением официозного текста.
Некоторые

делают это сознательно («благие намерения» или ради грантов разных).
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
В

вашем тексте отсутствует критическое
осмысление пространства?
Текст полон оптимизма относительно
будущего / сетований об утраченном прошлом?
Город больше его горожан?
Если да, то сколько литературы в этом тексте?

Но есть и подвох!

Создание позитивного образа через локальный текст чревато появлением официозного текста.Некоторые делают это сознательно («благие намерения» или ради

Слайд 18«все соборы покажу, и Честное-Древо, и Христов Гвоздь, все будешь

разуметь. И на колокольню свожу, и Царя-Колокола покажу, и Крест

Харсунской, и с хрустальной, сам Царь-Град прислал. Самое наше святое место, святыня самая»

Практикум: угадайте город (классики)

«все соборы покажу, и Честное-Древо, и Христов Гвоздь, все будешь разуметь. И на колокольню свожу, и Царя-Колокола

Слайд 19«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены,

на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые тоже едва сводят

зуб об зуб от сырости, на обнаженный мокрый гранит тротуаров, как будто со зла растрескавшийся под ногами прохожих»
«А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым»

Практикум: угадайте город (классики)

«Мне так грустно смотреть иногда на его сырые, огромные стены, на его мраморы, барельефы, статуи, колонны, которые

Слайд 20«О том, что это место — дно,
Где просто весь рельеф

знакомый.
Твой мозг и «микраши» — одно,
А «Оборона» — икс искомый.

Вид

Зареки: простор саднит,
Как будто там — за окоемом,
Откроется чудесный вид,
Где воспаришь освобожденный»

Практикум: угадайте город (современники)

«О том, что это место — дно,Где просто весь рельеф знакомый.Твой мозг и «микраши» — одно,А «Оборона»

Слайд 21«Подняв своё измученное тело,
как из капкана вылезшая мышь,
по

Малышева шляясь ошалело,
ты думаешь: всё кончено, малыш...

Не поняли

тебя, не оценили,
прогнав метафизическим пинком…
В унынье ты заходишь в пиццу-мию,
заказываешь крылышки с пивком... »

Практикум: угадайте город (современники)

«Подняв своё измученное тело, как из капкана вылезшая мышь, по Малышева шляясь ошалело, ты думаешь: всё кончено,

Слайд 22«Спортивная, восемь. Жилая многоэтажка. Кузьмич выбивалкой охаживает ковёр, в зубах у него

самокрутка, в кармане - фляжка - заначка, удачно припрятанная. Во

двор выходят Алёшка и следом - сестра Наташка, что нянчится с ним от рождения до сих пор. Идут до песочницы молча. Алёшка плачет. Алёшке семь лет, и в руке у него светляк.»

Практикум: угадайте город (современники)

«Спортивная, восемь. Жилая многоэтажка. Кузьмич выбивалкой охаживает ковёр, в зубах у него самокрутка, в кармане - фляжка

Слайд 23Иллюзорно («Чапаев и пустота»);
«Церебрально» (постконцептуализм);
Универсально (не обязательно массовая литература):

«Я знал,

что защищаю не только всю страну, но и вот этот

ее маленький и самый милый для меня уголок – и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи за рекой, и даже кота Архипа»
(Паустовский)


В каждом из случаев наблюдается разрушение хронотопа — но не всегда сознательное.

Возможно ли «отвязать» текст от места?

Иллюзорно («Чапаев и пустота»);«Церебрально» (постконцептуализм);Универсально (не обязательно массовая литература):«Я знал, что защищаю не только всю страну, но

Слайд 24Лишение текста «почвы» лишает и читателя впечатлений, вызывая вопросы:
Где это

происходит?
Когда это происходит (эпоха, время года и т.д.)?
Знает ли автор,

о чем говорит?

Пространство «заземления»

Лишение текста «почвы» лишает и читателя впечатлений, вызывая вопросы:Где это происходит?Когда это происходит (эпоха, время года и

Слайд 25«Изображение воспринимается не последовательно во времени, но одновременно, как в

пространственном искусстве»;
«Писатели в идеале рассчитывают на то, что читатель воспримет

их произведения не в хронологическом, а в пространственном измерении, в застывший момент времени»
(по Джозефу Фрэнку)

Пространственная форма*

* «пространственная форма» — свойство организации модернистского текста. Фрэнк применял его к Джойсу, Прусту, Паунду, Элиоту и др. Она связана с монтажом и точкой зрения в нарратологич. смысле

«Изображение воспринимается не последовательно во времени, но одновременно, как в пространственном искусстве»;«Писатели в идеале рассчитывают на то,

Слайд 26а) не используя рассмотренные ранее приемы;
б) используя рассмотренные ранее приемы.
Практикум:

напишите абзац «городского текста»

а) не используя рассмотренные ранее приемы;б) используя рассмотренные ранее приемы.Практикум: напишите абзац «городского текста»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика