Слайд 1Понятие о норме литературного языка.
Типы норм.
Слайд 2Что такое нормы
литературного языка?
Нормы – это относительно устойчивые
правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых
Слайд 12Расставьте ударения в словах
Звонит, красивее, каучук,
банты, сливовый, премировать, баловать, закупорить, жалюзи, бензопровод, зубчатый, творог, мышление.
Слайд 13Проверьте ударения в словах
ЗвонИт, красИвее, каучУк,
бАнты, слИвовый, премировАть, баловАть, закУпорить, жалюзИ, бензопровОд, зубчАтый,
твОрог
- творОг,
мЫшление - мышлЕние.
Слайд 14В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно
употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
1) Большинство отрицательных
героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.
2) Вокруг
голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин.
3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на
литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
Слайд 15В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно
употребить ЕДИНИЧНЫЙ?
3) М. Горький
советовал критикам обращать внимание на
литературу в целом, а не на
ЕДИНЫЕ явления её.
3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на
литературу в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ явления её.
Слайд 16В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить
ЗЛОСТНЫЙ?
1) Здесь было так неуютно и страшно, как
в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.
2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны.
4)Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
Слайд 17В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить
ЗЛОСТНЫЙ?
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются
уголовными преступникам и будут непременно наказаны.
3) Имейте в виду, что ЗЛОСТНЫЕ браконьеры являются уголовными преступникам и будут непременно наказаны.
Слайд 18Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью
рублями
2) высохла
3) оденьтесь теплее
4) спелых абрикосов
Слайд 19Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с пятидесятью
рублями
2) высохла
3) оденьтесь теплее
4) спелых абрикосов
Слайд 20Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более аккуратнее
2)
трое башкир
3) в аэропорту
4) в трёхстах метрах
Слайд 21Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более аккуратнее
2)
трое башкир
3) в аэропорту
4) в трёхстах метрах
Слайд 22Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива,
1) сберегаются энергоресурсы.
2) машина может развивать высокую
скорость.
3) решается задача энергосбережения.
4) одно из достоинств машины — экономичность.
Слайд 23Норма построения предложения с деепричастным оборотом.
Подъезжая к станции, я потерял
шляпу.
Ср. Я подъехал к станции и потерял шляпу.
Ошибка:
Подъезжая к станции,
у меня слетела шляпа.
Слайд 24Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива,
1) сберегаются энергоресурсы.
2) машина может развивать высокую
скорость.
3) решается задача энергосбережения.
4) одно из достоинств машины — экономичность.
Слайд 25Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Потребляя небольшое количество топлива,
1) сберегаются энергоресурсы.
2) машина может развивать высокую
скорость.
3) решается задача энергосбережения.
4) одно из достоинств машины — экономичность.
Слайд 26Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов,
1)
всё станет простым и понятным.
2) требуется внимательное
отношение к этим рекомендациям.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4)вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.
Слайд 27Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь советами специалистов,
1)
всё станет простым и понятным.
2) требуется внимательное
отношение к этим рекомендациям.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.
Слайд 28Укажите предложение с нарушением нормы. Какого типа эта норма?
1) Лексические
повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».
2) Рассказы могут
создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
4)Интернет сохраняет огромные базы данных по разным
вопросам науки и позволяет ими пользоваться.
Слайд 29Укажите предложение с нарушением нормы. Какого типа эта норма?
3) Протест
Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.
3) Протест Катерины,
отстаивающей свои человеческие права, имел общественное звучание.
Слайд 30Укажите предложение с нарушением нормы. Какого типа эта норма?
1) Одним
из самостоятельных видов искусства, существующим с конца 15 века, является
графика.
2) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих
поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре)
4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
Слайд 31Укажите предложение с нарушением нормы. Какого типа эта норма?
1) Одним
из самостоятельных видов искусства, существующим с конца 15 века, является
графика.
1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца 15 века, является графика.
Слайд 32Этико-речевые нормы
Этико-речевые нормы – это
Слайд 33 Этико-речевые нормы – это совокупность правил речевого общения (поведения),
обеспечивающих гармонизацию интересов общающихся.
Требования этических норм к речи:
доброжелательность,
уважительность,
искренность,
немногословность,
отсутствие осуждения