Слайд 1Понятие рынка, его характеристика, модели, структура и виды
Выполнила Печенина М.
Слайд 2ПОНЯТИЕ РЫНКА
Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения
неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной
и многогранной.
В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Слайд 3Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях
между производителями товаров (услуг) и потребителями
Слайд 51.Рынок потребительских товаров.
На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России
больше, чем на половину состоит из импорта разных стран: будь
то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины.
Слайд 62.Рынок средств производства.
Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты,
непосредственно участвующие в общественном процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления
услуг.
Слайд 73.Рынок капитала и капитальных активов.
Рынок капитала и капитальных активов -
это составная часть рынка средств производства. К капитальным активам относятся:
все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического
содержания.
Слайд 84. Рынок инноваций
Во многих странах мира широко развит рынок научно-технических
разработок (или рынок инноваций). Ведущие позиции на нем занимают мелкие
и средние фирмы, которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и технологии, внедряют НИОКР по заказам других гигантских компаний и государства.
Слайд 95.Рынок труда
Рыночное хозяйство стало развиваться в полной мере тогда, когда
возник наемный труд, люди получили возможность свободно распоряжаться своей рабочей
силой. Раб не мог выступать на рынке в качестве продавца услуг своего труда, так как он юридически зависел от рабовладельца и сам выступал в качестве объекта купли-продажи.
Слайд 10
Рассмотрим 4 модели рынка
1.монополия;
2.чистая конкуренция;
3.олигополия;
4.монополистическая конкуренция.
Слайд 111.Монополия - это такие условия, когда компания располагает уникальным продуктом,
то есть ситуация на рынке, при которой все предложение товаров
или услуг сосредоточено в руках одного продавца. При этом предприятие-монополист получает возможность самостоятельно регулировать цены, качество продукции, объем сбыта и другие параметры своей деятельности. Имеются естественные монополии, обусловленные природными факторами, но большинство монополий поощряются государством - путем выдачи патентов, авторских прав, торговых марок и франшиз.
Слайд 122.Чистая конкуренция. Эта модель имеет ряд особенностей, в том числе
наличие большого количества продавцов и покупателей, то есть конкуренция, возникающая
между предприятиями, продающими одинаковые товары. При этом цены на товары определяются соотношением спроса и предложения. Их настолько много, что ни продажа, ни покупка не могут существенно повлиять на цену и количество продукта, выставленного на продажу. Это один из наиболее ярких примеров свободного рынка, поскольку ограничивающие факторы отсутствуют, пока в дело не вмешивается правительство.
Слайд 133.Олигополия. Эта модель отличается от рассмотренных выше. Первая и главная
ее особенность - наличие на рынке ограниченного количества производителей. Обычно
эти компании производят аналогичный, но не одинаковый продукт, имеют большой объем производства, и каждая из них контролирует значительную долю рынка. Примерами олигополии являются производители цветных металлов (особенно алюминия), стали, автомобилей, табачных изделий, некоторых видов спиртных напитков и т.д.
Слайд 144.Монополистическая конкуренция. Эта модель одна из наиболее интересных. Здесь имеется
несколько больше компаний, чем в олигополистической модели, но меньше, чем
в модели чистой конкуренции. Монополистическая конкуренция наиболее часто встречается среди магазинов розничной торговли в определенном регионе, для нее характерны очень схожие продукты и практически одинаковая структура затрат.
Слайд 16Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от
количества компаний, производящих идентичные продукты.
Слайд 17Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое
количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и
слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Слайд 19Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся
уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением
процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.
Слайд 20Задачи конъюнктуры:
интеграция и дифференция рынка, типологии рыночной ситуации и градация
состояния рынка;
характеристика масштаба (типа) рынка;
оценка и анализ основных пропорций развития;
выявление,
анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
оценка цикличности и сезонности развития;
оценка рациональных различий;
оценка деловой активности;
анализ монополизации рынка и уровня конкуренции.
Слайд 21Конъюнктурообразующие факторы
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический
прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы, воздействующие на
конъюнктуру, периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
Слайд 22Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются
на:
- постоянные
- временные;
- циклические;
- нециклические.