Разделы презентаций


ПОНЯТИЯ О ВИДАХ ИСКУССТВА

Содержание

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОНЯТИЯ
О ВИДАХ ИСКУССТВА

ПОНЯТИЯ О ВИДАХ ИСКУССТВА

Слайд 2Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила

муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово

муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук.

Музы являются дочерями Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон.

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в

Слайд 3Семья муз Аполлона
Аполлон – древнегреческий бог солнца и покровитель искусств.

Обитал на горе Парнас, всегда находился в окружении 9-ти муз.

Кто

же составляет окружение Аполлона?
Семья муз АполлонаАполлон – древнегреческий бог солнца и покровитель искусств. Обитал на горе Парнас, всегда находился в

Слайд 4Евтерпа (др.-греч. «увеселяющая») - муза лирической поэзии и музыки.
Изображалась

с сирингой (древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. ) в

руках.

Евтерпа (др.-греч. «увеселяющая») - муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с сирингой (древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной

Слайд 5Талия (др.-греч. от θάλλω «цвету», «разрастаюсь») — в греческой мифологии

муза комедии .
Изображалась с комической маской в руках и венком

из плюща на голове.
Талия (др.-греч. от θάλλω «цвету», «разрастаюсь») — в греческой мифологии муза комедии .Изображалась с комической маской в

Слайд 6Эрато́ (др.-греч.) — муза любовной лирики.
Атрибут музы – кифара.

Эрато́ (др.-греч.) — муза любовной лирики.Атрибут музы – кифара.

Слайд 7Терпсихо́ра (др.-греч.) — муза танцев и хорового пения.
Изображалась в

виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе

танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.
Терпсихо́ра (др.-греч.) — муза танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице

Слайд 8Урания — в древнегреческой мифологии муза астрономии.
Атрибутами Урании являлись: небесный

глобус и циркуль. 

Урания — в древнегреческой мифологии муза астрономии.Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. 

Слайд 9Каллиопа – самая старшая из сестёр, муза поэзии (в руках

дощечка, покрытая воском и острая палочка для письма - стило)


Каллиопа – самая старшая из сестёр, муза поэзии (в руках дощечка, покрытая воском и острая палочка для

Слайд 10Мельпоме́на (др.-греч.) — в древнегреческой мифологии муза трагедии.
Изображалась в

виде женщины с повязкой на голове и в венке из

листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).
Мельпоме́на (др.-греч.) — в древнегреческой мифологии муза трагедии. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и

Слайд 11Полиги́мния (др.-греч. Πολυύμνια) или Поли́мния (Πολύμνια) — в греческой мифологии

муза торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы.

Полиги́мния (др.-греч. Πολυύμνια) или Поли́мния (Πολύμνια) — в греческой мифологии муза торжественных гимнов, а также сельского хозяйства

Слайд 12Кли́о (др.-греч.) — муза истории.

Сопутствующими атрибутами этой музы являются  свиток

пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о

том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Кли́о (др.-греч.) — муза истории.Сопутствующими атрибутами этой музы являются  свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами.

Слайд 13Вы, наверное, обратили внимание, что в свите Аполлона нет муз,

покровительствующих пластическим искусствам — архитектуре, живописи, скульптуре. Это не случайно:

в те далёкие времена эти виды творческой деятельности рассматривались как ремесло и поэтому не занимали почётного места на Парнасе. Нас также не должно удивлять, что среди муз были две покровительницы наук — истории и астрономии. Муза истории Клио воспринималась как родная сестра поэзии, а наука астрономия считалась близкой к искусству музыки. Древние греки были убеждены, что небесный свод представляет собой совокупность хрустальных сфер, которые, передвигаясь, издают приятные, гармонические звуки. Человек их не слышит, но это самый высокий, божественный вид музыки.
А ещё вы, конечно, обратили внимание на то, что у греков было четыре музы, покровительствующие поэзии. Теперь они представляют один вид искусства — литературу.
Вы, наверное, обратили внимание, что в свите Аполлона нет муз, покровительствующих пластическим искусствам — архитектуре, живописи, скульптуре.

Слайд 14Современная классификация искусств

Современная классификация искусств

Слайд 15 Итак, древнегреческих муз, обитавших на горе Парнас, было девять. Сегодня

семья искусств значительно увеличилась. Хотя современные музы и не обрели

звучных имён, это не мешает им вдохновлять творческих людей на новые свершения и открытия. В настоящее время существует множество классификаций видов искусства. В каждой из них свои подходы и принципы. Мы же в первую очередь обратимся к той, в основу которой положена система человеческих чувств (ощущений). Как известно, их пять:
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Вкус.
Итак, древнегреческих муз, обитавших на горе Парнас, было девять. Сегодня семья искусств значительно увеличилась. Хотя современные музы

Слайд 16Обратите внимание, что только первые два из них (зрение и

слух) дают материал для художественных обобщений. А поэтому все виды

искусства мы разделим на пространственные, то есть те, которые видим (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временны́е, которые слышим (музыка), и пространственно-временны́е (синтетические) — литература, театр, опера, балет, кино, телевидение, цирк, эстрада.
В последнее время в семью искусств пытаются включить светомузыку, возникшую на основе синтеза музыки и света (цвета). Интересно, что мысль о возможном возникновении новой формы художественного творчества была высказана ещё в XVIII в. выдающимся русским учёным М. В. Ломоносовым. Появление светомузыкального искусства было связано с исследованиями учёных и художественным замыслом русского композитора Александра Николаевича Скрябина (1871—1915). В симфонической «Поэме огня» («Прометей») впервые в мировой музыкальной практике была воплощена идея расширения границ музыки и её слияния с другими видами искусства. И хотя автору не удалось полностью осуществить свой замысел (не был изготовлен необходимый для этих целей аппарат), это произведение вскоре было исполнено так, как мечтал композитор. В нём был воплощён синтез звука, цвета, театрального действа и поэзии. В настоящее время светомузыка широко используется в массовых зрелищных представлениях, сценической площадкой для которых становятся архитектурные памятники и мемориальные комплексы (пирамиды и храмы в Египте, Версальский дворец во Франции, Парфенон в Греции, Колизей в Риме, здание МГУ в Москве, Петропавловская крепость и Зимний дворец в СанктПетербурге и др.).
Обратите внимание, что только первые два из них (зрение и слух) дают материал для художественных обобщений. А

Слайд 17Заслуживает внимания и другая классификация, в основу которой положены изобразительные

и выразительные возможности искусства. Как заметил русский художник П.  Н.

Филонов, человек обладает двумя формами зрения: «глазом видящим» и «глазом знающим». «Глаз видящий» воспринимает цвет и внешнюю форму предметов окружающего мира. «Глаз знающий» — скрытое внутреннее движение атомов, их истинную сущность. Он связан с миром чувств, переживаний, эмоциональных состояний, воспоминаний, мечтаний и грёз человека. Отсюда деление искусств на изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр, кино) и выразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, танец, музыка, лирическая поэзия).
Конечно, и эта классификация условна, так как эмоции и мысли человека могут не только выражаться, но и изображать. Исполнение «Поэмы огня» («Прометей») А. Н. Скрябина. Если, например, первичной основой искусства музыки является выражение духовного мира человека, то это вовсе не означает, что музыка не может изображать предметный мир. В XX в. особой популярностью пользовалась так называемая конкретная музыка, имитирующая звуки падающих капель воды, шум поездов, голоса птиц, скрип двери, стоны или крики, звук человеческих шагов и т. д.
Заслуживает внимания и другая классификация, в основу которой положены изобразительные и выразительные возможности искусства. Как заметил русский

Слайд 18ВИДЫ ИСКУССТВА

ВИДЫ ИСКУССТВА

Слайд 19Тайны художественного образа

Тайны художественного образа

Слайд 20Тайны художественного образа
Известное выражение русского критика В. Г. Белинского об

искусстве как о «мышлении в образах» давно уже стало классическим,

полностью исчерпывающим суть этого понятия.
В чём же заключается особенность художественного мышления? В чём состоит секрет творческой фантазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события и решаются судьбы людей? Великая тайна искусства кроется в особенностях познания окружающего мира и в отношении к нему художника-творца...
Тайны художественного образаИзвестное выражение русского критика В. Г. Белинского об искусстве как о «мышлении в образах» давно

Слайд 21«Мышление в образах»
Художественный образ — понятие ёмкое и многозначное. Обычно

он ассоциируется с каким-либо конкретным персонажем, героем художественного произведения. Например,

образ Христа в средневековом изобразительном искусстве, образ героя-романтика на театральной сцене, образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина. В то же время это может быть образ какого-либо предмета или явления.
Например, разбушевавшейся морской стихии или тихого летнего утра, образ тяжёлого, подневольного труда людей простого сословия или безудержного веселья народного праздника. Это могут быть образы,
связанные с проявлением эмоций и переживаний человека: любви и ненависти, радости и печали, добра и зла, счастья и горя.
«Мышление в образах»Художественный образ — понятие ёмкое и многозначное. Обычно он ассоциируется с каким-либо конкретным персонажем, героем

Слайд 22В искусстве художественный образ — это наглядное выражение идеи при

помощи средств искусства. Как же создаётся художественный образ? Процесс этот

зависит от индивидуальности художника, он может носить объективный или субъективный, сознательный или интуитивный характер, — каких-то определённых правил здесь не существует. Результатом наблюдений и размышлений, озарений и фантазий творца становится созданный им художественный образ, в котором преломляются его собственные чувства, переживания, фантазии и впечатления.
Дальнейшая жизнь художественного образа связана с его восприятием зрителями, читателями или слушателями.


Каковы характерные черты и свойства художественного образа?

Главным среди них является типизация -
художественное обобщение наиболее важных и существенных черт, присущих многим людям, явлениям или предметам действительности.
Попробуем раскрыть это свойство на примере древнеиндийской притче о слоне.

В искусстве художественный образ — это наглядное выражение идеи при помощи средств искусства. Как же создаётся художественный

Слайд 23В результате все попытки слепцов дать точное определение оказались тщетными,

так как познавали они не сущность, а случайные, разрозненные части

целого. Истинный художник всегда стремится увидеть самое существенное, характерное в любом человеке, явлении или предмете действительности.
В результате все попытки слепцов дать точное определение оказались тщетными, так как познавали они не сущность, а

Слайд 24Каждый художественный образ оригинален, конкретен и неповторим.
Например, архитектурный облик

китайских пагод никогда не спутаешь с египетскими пирамидами.
Даже когда несколько

художников обращаются к одной и той же теме или сюжету, они создают совершенно разные произведения.

Пагода Люхэ  

Египетские пирамиды

Каждый художественный образ оригинален, конкретен и неповторим. Например, архитектурный облик китайских пагод никогда не спутаешь с египетскими

Слайд 25Абсолютно по-разному может увидеть художник одного и того же человека.

Французский художник-импрессионист Огюст Ренуар трижды обращался к портрету французской актрисы

Жанны Самари. Но как не похожи эти портреты один на другой.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г.

Первый портрет был создан в 1877 году по заказу родителей Жанны.

В 1878 году художник изображает Жанну в полный рост в бальном платье.

Абсолютно по-разному может увидеть художник одного и того же человека. Французский художник-импрессионист Огюст Ренуар трижды обращался к

Слайд 26Каждая культурно-историческая эпоха открывает новые грани уже существующего художественного образа,

дает собственную трактовку произведению искусства и его новое прочтение.
Известно, что

в 17-18 веках к готической архитектуре отношение было резко отрицательное. Но уже в эпоху романтизма (конец 18 – нач.19 века) готический стиль обрел новую жизнь в неоготике -в утонченности ее архитектурных форм, искусной отделке фасадов, ажурности многоцветных витражей. Пример: Здание Парламента в Лондоне.
Каждая культурно-историческая эпоха открывает новые грани уже существующего художественного образа, дает собственную трактовку произведению искусства и его

Слайд 27В разные времена по-разному трактовался и образ бессмертного Гамлета, принца

датского. В 18 веке он был воплощением пустослова и болтуна, в

19 в. Он представал перед публикой возвышенным интеллигентом, а в 20в. В трактовках Пола Скофилда, Иннокентия Смоктуновского и Владимира Высоцкого принц Гамлет стал непримиримым борцом со злом.

Гамлет - Иннокентий Смоктуновский
кадр из фильма «Гамлет», СССР, 1964г.
Режиссер Г.М. Козинцев

Гамлет – В.В. Высоцкий
Спектакль театра на Таганке, 1971г.
Режиссер Ю.П. Любимов

В разные времена по-разному трактовался и образ бессмертного Гамлета, принца датского. В 18 веке он был воплощением

Слайд 28Характерными особенностями художественного образа являются метафоричность, иносказательность, недоговорённость.
Не случайно Э.

Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом, у которого видна лишь

вершина, а основная часть скрыта под водой. Возможности постижения художественного образа не всегда лежат в плоскости логических ассоциаций. Именно это обстоятельство и заставляет читателя, зрителя и слушателя быть активным соучастником происходящего.

Нередко автор ставит нас в ситуацию, когда нужно самим додумать продолжение сюжета. Особенно интересны картины великого голландского художника Рембрандта на библейские сюжеты – «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына», «Ослепление Самсона».
Отсутствие эпилога, метафоричность, незавершенность рассказа о судьбе героя заставляют нас додумать, дорисовать в своем воображении художественный образ.

Характерными особенностями художественного образа являются метафоричность, иносказательность, недоговорённость.Не случайно Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом, у

Слайд 29С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства художественных произведений.

Самый простой – выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь.

Если похоже – хорошо. Если очень похоже – талантливо. А если так похоже, что невозможно отличить – гениально. Однако, подобная оценка не бесспорна.

И.В.Гёте «О правде и правдоподобии в произведениях искусства»

Аристотель считал, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в подражании природе, « искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать»

«…Художник, признательный природе… приносит ей… обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную».

С давних времен люди по-разному определяли степень совершенства художественных произведений. Самый простой – выяснить, насколько произведение искусства

Слайд 30Таким образом, художник не должен стремится к абсолютно точному воспроизведению

действительности. Даже очень точная копия безжизненна и неинтересна. В отличие

от неё, художественный образ – всегда тайна, разгадка которой доставляет истинное удовольствие.

И.К.Айвазовский:
«Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда!

Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…».

Таким образом, художник не должен стремится к абсолютно точному воспроизведению действительности. Даже очень точная копия безжизненна и

Слайд 31История искусства приводит пример о правде и правдоподобии (художественном вымысле).
Когда

однажды Микеланджело (живописец эпохи Возрождения) упрекнули в недостатке сходства его

портретов с оригиналами, он гордо произнёс: «Кто заметит это через тысячу лет?»

Микеланджело на портрете 
Даниэле да Вольтерра. (ок. 1544)

Даже такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт, «не терпит» слепого копирования природы. Глядя на превосходные натюрморты русского  художника И. Ф. Хруцкого, не перестаешь восхищаться сходством с натурой и образностью мысли художника, сумевшего выразить свое отношение к изображенному.

История искусства приводит пример о правде и правдоподобии (художественном вымысле).Когда однажды Микеланджело (живописец эпохи Возрождения) упрекнули в

Слайд 32До каких же пределов позволителен вымысел в искусстве?

Интересна в этом

отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши:
«Писать надо так,

чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Чересчур похоже - передразнивание природы, мало похоже – отсутствие уважения к ней»
До каких же пределов позволителен вымысел в искусстве?Интересна в этом отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши:

Слайд 33Условность в искусстве
Условность в искусстве – это изменение привычных форм

предметов и явлений по воле художника – это сознательное нарушение

правдоподобия – это то, что не встречается в природе.
Например, можно заострить внимание на каких-то сатирических или комических объектах, преувеличить или приуменьшить отдельные черты, свойства предметов или явлений. А можно, наоборот, чрезмерно приуменьшить или деформировать их до неузнаваемости, до абсурда…

Ярким примером условности в сценическом искусстве может служить индийский театр или Пекинская опера, японский театр Но и Кабуки, в котором режиссеров меньше всего заботит сходство происходящего на сцене с реальной жизнью. Это всего лишь игра, где все условно и иллюзорно.
Каждая поза или жест актера, костюмы, грим и декорации – это язык, полный символики и определенного смысла.

Вот на сцену театра Кабуки выходят несколько актёров и жестами изображают сражение или показывают, как на ощупь ищут друг друга в кромешной  темноте.
А тем временем главный герой переодевается прямо на сцене, и зрители понимают, что в жизни героя произошли важные перемены. 

Условность в искусствеУсловность в искусстве – это изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника –

Слайд 34Условность присуща и изобразительному искусству. Посмотрите на картину нидерландского художника

16 в. Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев».
Поначалу она кажется далекой

от реальности, но ее условный язык надо уметь расшифровать.
Наш взгляд привлекают фигуры трех лежащих на земле ленивцев: солдата, крестьянина и писателя (возможно, странствующего студента). В картине множество занятных подробностей, которые замечаешь не сразу.

Частокол, сплетенный из колбас, гора сладкой каши окружают страну изобилия. Бегает по лугу жареный поросенок с ножом в боку, будто предлагает нарезать себя на куски, сросшиеся лепешки, напоминающие кактус, яйцо на ножках... А крыша, служащая укрытием от солнца в виде круглой столешницы, продета сквозь ствол дерева и уставлена всевозможными яствами...
Все эти художественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время аллегорически воплощают вечную мечту об изобилии, благоденствии, мирной и беззаботной жизни.

Условность присуща и изобразительному искусству. Посмотрите на картину нидерландского художника 16 в. Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев».Поначалу

Слайд 35Условность – это средство, с помощью которого художник передаёт свои

мысли.
П. Пикассо высказал свои мысли по этому поводу:
«Мы все знаем,

что искусство не есть истина. Искусство – ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайне мере, ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь».
Условность – это средство, с помощью которого художник передаёт свои мысли.П. Пикассо высказал свои мысли по этому

Слайд 36Художник и окружающий мир

Мир «сквозь магический кристалл»
… вечных мучеников чувства,
Показавших

на земле
Свет небес в юдольной мгле,
Бронзу в неге, мрамор в

муках,
Ум в аккордах, сердце в звуках,
Бога в красках, мир в огне,
Жизнь и смерть на полотне!
В.Г.Бенедиктов

Художник видит мир, ярко, живо, образно.

Художник и окружающий мирМир «сквозь магический кристалл»… вечных мучеников чувства,Показавших на землеСвет небес в юдольной мгле,Бронзу в

Слайд 37«Художник» –понятие многозначное. Чаще всего это слово соотносят с авторами

произведений изобразительного искусства: живописцами, скульпторами или графиками
В широком смысле художник

– творческая личность, мастерски владеющая своей профессией, умеющая изображать «невидимое посредством видимого».
Художниками нередко называют создателей произведений различных видов искусства.

Как же стать художником? Какие условия необходимы для этого? Как шутливо утверждал в «Театральном разъезде» Н.В.Гоголь, чтобы стать художником, не требуется особых усилий:

«Садись только у окна да записывай всё, что и делается, - вот и вся штука!»
Действительно, чего проще? Сиди у окна наблюдай и спокойно изображай все, что видишь и слышишь вокруг. Но это только на первый взгляд.

«Художник» –понятие многозначное. Чаще всего это слово соотносят с авторами произведений изобразительного искусства: живописцами, скульпторами или графикамиВ

Слайд 38Все звуки и краски мира художник переводит на особый язык

искусства. Его восприятие окружающего мира гораздо богаче нашего, вот почему

нередко он выступает первооткрывателем Вселенной.

То, что ускользает от нашего слуха и зрения, он способен услышать и увидеть. Он не пройдет мимо мельчайших подробностей и деталей, сумеет определить отличительные свойства предметов и явлений. Этот талант особый, который присущ только настоящим художникам.

Именно о них писал А.К.Толстой:

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний
И слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто сумеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Все звуки и краски мира художник переводит на особый язык искусства. Его восприятие окружающего мира гораздо богаче

Слайд 39В художественном произведении все находится во власти творца. Любая случайность

заранее предопределена автором.
Поэт Б. Л. Пастернак однажды заметил:
«И

чем случайней, тем верней слагаются стихи навзрыд».

Эту особенность художественного творчества отметил и русский критик Николай Александрович Добролюбов:

«В нем, как в магическом зеркале отражаются и по воле его останавливаются, застывают, отливаются в твердые неподвижные формы – все явления жизни во всякую данную минуту. Он может, кажется остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтобы мы вечно на него смотрели, поучаясь или наслаждаясь»

В художественном произведении все находится во власти творца. Любая случайность заранее предопределена автором.Поэт Б. Л. Пастернак однажды

Слайд 40Жизнь художника обычно протекает в двух сферах – бытовой и

художественной. При создании произведения искусства находит отражение не бытовая, а

художественная сторона жизни. Автор и герой – не одно и то же лицо. Об этом нужно всегда помнить, анализируя художественное произведение.

Многое в художественном произведении определяет эпоха, время, в которое живет художник. Немалую роль играют его взгляды на жизнь, его отношение к людям, обществу в целом. Эта связь между художником и эпохой, особенности его мировоззрения во многом определяют оригинальность присущих ему творческой манеры и стиля.

Ян Вермеер, ок. 1666г.
Мастерская художника (Аллегория живописи)

У. Заннони, 1873г.,Скульптура Маленький скульптор

Жизнь художника обычно протекает в двух сферах – бытовой и художественной. При создании произведения искусства находит отражение

Слайд 41Талант и мастерство художника.
Часто можно услышать, что в каждом человеке

живет художник. Но, как известно, далеко не каждый им становится.

Необходимым условием для художественного творчества является наличие таланта – врожденного качества видеть мир «сквозь магический кристалл», образно мыслить, проникая в сущность предметов и явлений.
Об этом важнейшем качестве для художника говорили и спорили еще в Древней Греции.

Например, Аристотель считал, что талант- это природный дар, естественная способность человека к успешному выполнению какого-либо дела; один в большей степени пригоден к ратному подвигу, другой – к труду, третий делает научные открытия, а четвертый имеет склонности к ремеслу.

Талант и мастерство художника.Часто можно услышать, что в каждом человеке живет художник. Но, как известно, далеко не

Слайд 42Составляющими таланта художника являются:
Проницательный взгляд на мир, особая восприимчивость к

красоте, эмоциональность, острота и зоркость видения, наблюдательность, фантазия и интуиция.
Если

у человека нет этого природного дара, то одного желания стать художником явно недостаточно.

Римский поэт Гораций говорил, что искусство не терпит посредственности.

Составляющими таланта художника являются:Проницательный взгляд на мир, особая восприимчивость к красоте, эмоциональность, острота и зоркость видения, наблюдательность,

Слайд 43Художественная одаренность нередко видна уже в детском возрасте. Чем раньше

человек проявит свой талант, тем больше у него возможностей стать

великим поэтом, художником или писателем. Пример: Вольфганг Амадей Моцарт. (1756 -1791гг.)

Кармонтель. Леопольд Моцарт со своими детьми. Акварель. 1763г. Музей Конде. Франция

Его имя стало легендой с самых ранних лет жизни. В четыре года ему требовалось всего полчаса, чтобы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе со своим отцом Леопольдом Моцартом успешно гастролировал с концертами по странам Европы, в одиннадцать – сочинил первую оперу, а в четырнадцать – дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почетное звание академика музыки Болоньи.

Художественная одаренность нередко видна уже в детском возрасте. Чем раньше человек проявит свой талант, тем больше у

Слайд 44Однако, природный талант не может гарантировать полного успеха в художественной

деятельности.
Творческие способности нужно развивать и постоянно оттачивать.
«И при гениальном

таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» И.Е.Репин

«Нельзя думать, что талант сел за рояль в первый раз и сыграл симфонию – этого не бывает.»
Жизнь каждого мастера –это вдохновенный и упорный труд.
Говорил художник К. А. Коровин

Однако, природный талант не может гарантировать полного успеха в художественной деятельности.Творческие способности нужно развивать и постоянно оттачивать.

Слайд 45Как-то И. С. Баха спросили, как ему удается так блестяще

играть, он ответил шутливо:
« Ничего особенного, нужно только вовремя попадать

пальцами на нужные клавиши».

Таким образом, мастерство, как и талант, является необходимым условием художественного творчества.

Мастерство – это свободное, виртуозное владение выразительными средствами и приемами определенного вида искусства. О безграничности процесса совершенствования мастерства было сказано еще в манускриптах древних египтян:

«Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?»

За каждым шедевром искусства, как правило, стоит огромный труд его создателя. Художник А. А. Иванов над картиной «Явление Христа народу».
А. А. Иванов работал более двадцати лет. За это время было создано около 10 эскизов и 600 этюдов к будущей картине. Поистине вдохновенный, титанический труд художника!

Как-то И. С. Баха спросили, как ему удается так блестяще играть, он ответил шутливо:« Ничего особенного, нужно

Слайд 46Лев Николаевич Толстой создал свыше 30 вариантов произведения «Анна Каренина».
Николай

Васильевич Гоголь создал шесть редакций комедии «Ревизор», над которыми трудился

в течение восьми лет.
Лев Николаевич Толстой создал свыше 30 вариантов произведения «Анна Каренина».Николай Васильевич Гоголь создал шесть редакций комедии «Ревизор»,

Слайд 47Одаренность художника обычно проявляется в каком-то одном виде художественного творчества:

скульптуре или живописи, музыке или поэзии. Но история искусства знает

немало примеров, когда художник реализовывал свой талант сразу в нескольких видах творчества. Эпоха Возрождения, например, выдвинула блестящую плеяду таких художников

Леонардо да Винчи (1452 -1519 гг.) – живописец, скульптор, архитектор, ученый, изобретатель, писатель, обладал незаурядным талантом музыканта.
Писал баллады и сонеты, был непревзойденным организатором театральных зрелищ. Ему принадлежат научные открытия, а также инженерные проекты, опередившие его время.

Одаренность художника обычно проявляется в каком-то одном виде художественного творчества: скульптуре или живописи, музыке или поэзии. Но

Слайд 48Микеланджело Буонароти (1475-1564) – живописец, скульптор, поэт, архитектор, мыслитель. По

его проектам и чертежам в Риме создан купол собора Святого

Петра.
Микеланджело Буонароти (1475-1564) – живописец, скульптор, поэт, архитектор, мыслитель. По его проектам и чертежам в Риме создан

Слайд 49Секреты художественного творчества
В этих поэтических строках из стихотворения «Осень» А.

С. Пушкин рассказал нам о том, как в минуты творческого

вдохновения рождается художественный образ.
Секреты художественного творчества В этих поэтических строках из стихотворения «Осень» А. С. Пушкин рассказал нам о том,

Слайд 50Одним из первых заговорил о роли вдохновения в творчестве древнегреческий философ Платон.
Согласно

его учению, талант, вдохновение и интуиция — это дары божественные, а потому творческую деятельность он рассматривал

как вид благородной одержимости, присущей только избранным людям.
Одним из первых заговорил о роли вдохновения в творчестве древнегреческий философ Платон. Согласно его учению, талант, вдохновение и интуиция — это дары божественные, а потому творческую

Слайд 51Вдохновение – это такое состояние души, разума и сердца, когда

художник всецело отдаётся творчеству.
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. Прощание А.С. Пушкина

с морем. 1887 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Вдохновение – это такое состояние души, разума и сердца, когда художник всецело отдаётся творчеству.И.К. Айвазовский, И.Е. Репин.

Слайд 52Минуты творческого озарения играют большую роль в жизни художника.
Иногда

окончательные решения возникают неожиданно.
В. И. Суриков, работая над картиной

«Боярыня Морозова», долгое время не мог подобрать краски. Но случайно увидев черную ворону на белом снегу, он сразу нашел колористическое решение картины.

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Минуты творческого озарения играют большую роль в жизни художника. Иногда окончательные решения возникают неожиданно. В. И. Суриков,

Слайд 53Рождение художественного образа нередко сопровождается каким-то видением, сном, а порой

и галлюцинацией. Предложив собственный метод в живописи, испанский художник Сальвадор

Дали (1904-1989) воспроизводил в своих картинах мир причудливых воспоминаний, кошмарных сновидений и волшебных фантасмагорий.
Рождение художественного образа нередко сопровождается каким-то видением, сном, а порой и галлюцинацией. Предложив собственный метод в живописи,

Слайд 54Вдохновение не исчерпывает всей полноты творческого процесса. Это лишь один

из важнейших его этапов. Так что не следует уповать на

отсутствие вдохновения и ждать эти счастливые мгновения. За всем всегда стоит огромный труд и напряжение мысли художника.

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»
П.И. Чайковский

Вдохновение не исчерпывает всей полноты творческого процесса. Это лишь один из важнейших его этапов. Так что не

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика