Слайд 1Подготовила
студентка 4 курса
411 группы
Борисенкова Е.Г
Проверила
Казанская В.Л.
Презентация на тему:
«Построение системы
упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков»
Слайд 2Обучение глухих детей произношению гласных звуков
Сурдопедагог должен вызывать голос, речевое дыхание, звуки
Слайд 4
Устная речь глухого считается полноценной только тогда, когда все
произносительные навыки автоматизированы. Это означает, что ученик правильно произносит звуки
не только в изолированном виде, но так же и в составе слогов, слов, фраз и речи в целом.
Слайд 5
Закрепление и совершенствование артикуляции осуществляется на основе использования системы упражнений.
При этом нужно руководствоваться рядом положений.
Слайд 6Систему упражнений по закреплению и совершенствованию артикуляции строить с учетом
основных дидактических принципов, фонетических законов русской речи, артикуляционных особенностей произнесения
отдельных звуков
Слайд 7
наименьшие затруднения глухие школьники испытывают при изолированном произнесении звуков.
Слайд 9
Протяжное произнесение создает условия для длительного удержания речевых органов в
необходимом положении. Тем самым создаются условия для формирования динамического стереотипа.
Слайд 10
При произнесении гласных в речи имеет место разная степень напряженности
артикуляционного аппарата.
В каких позициях напряженность сильнее?
Сильнее всего напряженность, если
гласный находится в ударной позиции или в начале слова. В связи с этим целесообразно предлагать глухим учащимся упражнения, при выполнении которых автоматизированный гласный звук находится в позиции напряженной артикуляции в позиции под ударением, а также в начале слога и слова. Ударная позиция: тата; папа; чашка, пила В начале слога слова: ат; ап; арбуз, автобус
Слайд 11
В устной речи гласные звуки встречаются в ударной и безударной
позициях. В ударной их артикуляция не меняется, в безударном может
меняться, например могут редуцироваться.
Закрепление артикуляции гласных в ударной и безударной позициях: Тата – парта, палка таТа – вода, луна таТАта – упала, устала
Но есть звук который отработывается только в ударной позиции какой?
Исключение «о» закрепление которого только в ударной позиции, т.к в безударной произносится как «а» - правило орфоэпии
Слайд 12
В устной речи гласные звуки могут находиться в различных позициях
по отношению к согласным.
Слайд 13
У устной речи в изолированном виде гласные встречаются редко. Как
правило, они находятся в сочетаниях между собой и с согласными.
Поэтому в системе упражнений следует отрабатывать гласный звук в различных комбинаторных условиях.
Слайд 14
у глухих учащихся необходимо сформировать умения дифференцировать близкие по артикуляции
гласные звуки. Поэтому необходимо давать упражнения, которые помогают различать звуки
по движению языка в глубь рта (а - у, а - о, у - а, у - о, а - о - у, и – ы) и по подъему спинки языка (а – и, а – э, и – э, а – э – и).
Слайд 15
При определении последовательности упражнений, по отработке гласных звуков, надо исходить
из того, что первоначально должны формироваться грубые дифференцировки, а затем
более тонкие. Так, например, если речь идет о различении по движению языка в глубь рта, то прежде всего необходимо формировать умение различать а – у, при произнесении которых это движение выражено более ярко, а потом: а –о, где оно выражено в меньшей степени. Так же и в отношении подъема языка: вначале следует предлагать дифференцировать звуки а – и, и – а, а затем и – э, э – и, а – э, э – а, так как в последних случаях разница в подъеме языка менее значительна.
Это основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при построении системы упражнений на закрепление артикуляции гласных. На основе этих принципов можно изготовить наглядные пособия: