Слайд 1Повелительное наклонение глаголов
6 класс
Слайд 2Знать: как образуются и
изменяются формы
повелительного наклонения;
Об употреблении форм
повелительного наклонения.
Уметь : находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы
повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
Слайд 3Синтаксическая пятиминутка
Если бы исследователи оказались на Марсе, то они увидели
бы под собой почву красно-бурого цвета
* Подчеркните грамматические основы предложения.
*
Составьте схему предложения.
* Разберите по составу глагол оказались бы
Слайд 4Наклонения глаголов
Изъявительное
Повелительное
Условное
Слайд 5Определите наклонение выделенных глаголов
Наблюдал я вчера картину. Около большой дождевой
лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в
лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
Слайд 6Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят
или будут происходить
на самом деле, - это глаголы
в изъявительном наклонении.
Слайд 7Определите наклонение выделенных глаголов
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на
весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит
её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
Слайд 8Условное наклонение обозначает действия, которые желательны или возможны
при определённых условиях.
Глаголы в условном наклонении отвечают
на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ?
Образуется оно так:
Глагол в прош. вр.+ частица БЫ(Б)
Сказал бы, помог бы
Слайд 9Определите наклонение выделенных глаголов
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не
давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минуту досуга
С другом
рядом побудьте!
О. Высотская.
Слайд 10Глаголы в повелительном наклонении
обозначают такие действия, которые кто-то
приказывает или просит
выполнить.
Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)?
ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)?
Берегите, приходи, выучи, садитесь.
Слайд 11Смысловые оттенки предложений
с глаголами в повелительном наклонении:
Принеси, пожалуйста, тетрадь
Быстро
принеси тетрадь!
Принеси-ка тетрадь.
Не мог бы ты принести тетрадь?
Просьба
- Приказ, требование
-
Просьба с оттенком
дружеского пожелания
- Вежливая просьба
Слайд 12Исправьте ошибки
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие предмета .
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2 лица
множественного числа.
Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффиксов -и, -й.
Глаголы в повелительном наклонении имеют в единственном числе нулевое окончание, а во множественном – -ите.
Слайд 13
Вставьте орфограммы. Найдите глаголы в повелительном наклонении. Выделите суффиксы и
окончания.
Не пр...выкайте к ч…десам, -
Д…витесь им, д...витесь!
Не пр...выкайте к н...бесам,
Глазами
к ним т...нитесь.
Пр...глядывайтесь к ...блакам,
Пр...слушивайтесь к птицам,
Пр...кладывайтесь к р...дникам,-
Н...что не повт...рит...ся.
За мигом миг, за шагом шаг
Вп...дайте в изумлен...е.
Всё будет так - и всё не так
Через одно мгновен...е.
В. Шефнер
Слайд 15Сравните глаголы
проверься
обнаружь
обеспечьте
отправьте
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных
и шипящих пишется буква Ь.
Мягкий знак в повелительном наклонении
сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием -ТЕ.
проверяйся
обнаруживай
обеспечивайте
отправляйте
Слайд 16Вставьте подходящие по смыслу омонимы
Если волку прикажешь: “_________!» ,
Раздаётся протяжный _________.
Пролетает пчелиный __________ -
Ты быстрее канаву __________.
Ты безутешно не __________,
Никому не поможет твой __________.
На камешке растет ____________,
Его ты жизни не ____________.
Автомобиль этот не_______,
Его напрасно ты не_________.
Слайд 17Запишите текст.
Встаньте пораньше утром, быстро сделайте зарядку, позавтракайте и отправляйтесь
на речку. На берегу выберите удобное местечко и раскиньте удочки.
Наберитесь терпения. Вот удочка вздрогнула. Не теряйте времени, а то рыбы склюет наживу и оставит вас с носом.
Слайд 18Подчеркните глаголы, определите их форму.
Найдите фразеологический оборот. Как вы его
понимаете?
Вспомните и запишите фразеологические обороты со словом НОС, поставив глаголы
в повелительном наклонении. Объясните значение обротов.
Слайд 19Проверьте
Заруби себе на носу,
Не вешай носа,
Держи нос по ветру,
Три к
носу,
Не води нас за нос,
Не задирай носа
Слайд 20Занимательная задача.
В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С.
Маршака?
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с
сынком,
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Слайд 21Выполнить упр. 549, выучить параграф 93