Слайд 2Орфоэпическая минутка
красивее
камбала
коклюш обеспечение вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить
красивее камбала
коклюш обеспечение вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углублённый облегчить
А1
Слайд 3
Орфоэпическая разминка.
Выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:
1
вар. – с ударением на первом слоге;
2 вар. – с
ударением на втором слоге;
3 вар. – с ударением на третьем слоге;
4 вар. – с ударением на четвёртом слоге.
ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МАРКЕТИНГ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.
Слайд 4Проверьте себя!
1в. – знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен
2в. – упрОчение,
танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство
3в. – обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ
4в.
– сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕнность.
Слайд 5«Корректор»
Найдите ошибки в рассуждениях:
А) В слове стрижен..ые под машинку
волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола
несов. вида стричь.
Б) Фасован..ые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида.
В) В словах деревян..ый дом и серебрян..ая ложка пишутся две буквы нн, т.к. это исключения.
Г) Загружен..ая машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова.
Слайд 8Перед вами паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с
которыми они могут сочетаться.
Глиняный Глинистый
Искусный Искусственный
Дождевой Дождливый
Слайд 9«Анализируем текст».
(1) Сегодня весь день стояла медленно сгущаясь в воздухе
какая-то мгла. (2) После полудня в ней потонули дальние горы.
(3) На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4) Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5) В тот момент когда солнце скрылось за облаками края облаков стали светиться как будто они были из расплавленного металла. (6) Прошло несколько минут и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7) Явление это продолжалось не более двух минут.
(Н.Лесков «Соборяне»)
Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.
Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.
Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.
Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
Слайд 10Спишите предложение. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
В тот
момент когда солнце скрылось за облаками края облаков стали светиться
как будто они были из расплавленного металла.
Налетели тучи и когда мы вбежали начался дождь.
По сумрачному небу носились густые тучи и хотя шел только третий час дня было темно.
Слайд 11
Постановка знаков препинания на стыке союзов.
,
что
если…
то
,
.
,
что
если…
,
.
,
…
,
Он сказал, что, если
будет болен, не придет.
Он сказал, что если будет болен, то
не придет.
Запятая не ставится если есть слова: то, но, так.
Запятая ставится если нет слов: то, но, так.
Слайд 12,
и
когда…
,
,
.
,
и когда…
,
.
то
Налетели тучи, и когда мы вбежали, то начался дождь.
Налетели
тучи, и, когда мы вбежали, начался дождь.
Слайд 13,
хотя …
,
,
и
.
По сумрачному небу носились густые
тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.
,
хотя …
,
и
.
но
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
Слайд 14«
Блиц-опрос»
Художественные средства:
И никто с начала мира не видал такого
пира. (А.С.Пушкин)
Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)
Снег, словно
мёд ноздреватый, // Лег под прямой частокол. (С.Есенин)
И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)
Не умрет твой стих могучий,//Достопамятно-живой,//Упоительный, кипучий,//И воинственно-летучий,//И разгульно-удалой. (Н.Языков)
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев)
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
Рассвет рукой прохлады росной//Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)
На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
Слайд 15Синтаксические фигуры:
Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов)
Изначальней всего остального –
любовь,//В песне юности первое слово – любовь… (О.Хайям)
Опять язвительности.
Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)
Оставь свой край глухой и грешный,//Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
Слайд 16Проверь себя!
Художественные средства:
Гипербола
Олицетворение
Сравнение
Оксюморон
Эпитет
Антитеза
Литота
Метафора
Градация
Слайд 17Синтаксические средства:
Инверсия
Эпифора
Парцелляция
Анафора
Слайд 181)любимые профессора
2)ярче солнца
3)более пятьсот миллионов
4)кратчайший путь
Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова
А3
Укажите пример, в котором нормы формообразования
не нарушены
к
трёмстам сорока четырём избирателям
едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью тремя метрами
более пятьсот миллионов
любимые профессора
ярче солнца
более пятисот миллионов
кратчайший путь
Слайд 19едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью метрами
А3
Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании
поезжайте поездом
их
детьми
пятьюдесятью метрами
Слайд 20пара сапог
пара носков
салат из помидоров
занавески из тюли
Укажите примеры с ошибкой
в образовании формы слова
А3
Укажите пример, в котором нормы формообразования
не
нарушены
1)трое подруг
2)в двух тысяча тринадцатом году
3)более красивый
4)несколько пар джинс
пара сапог
пара носков
салат из помидоров
занавески из тюля
тюли
Слайд 21А3
трое подруг
в двух тысяча тринадцатом году
несколько пар джинс
Исправьте ошибки, допущенные
при формообразовании
три подруги
тринадцатом году
в две тысячи
несколько пар джинсов
Слайд 221)на картине запечатлевается мироощущение художника.
2)художником создаётся точная его копия.
3)художник передаёт
своё представление о мире.
4)для художника важно его собственное мироощущение.
Укажите грамматически
правильное продолжение предложения
А4
Основное действие
Добавочное действие при основном действии
изображая
?
передаёт
Изображая любой предмет,
Слайд 23Пользуясь фразеологическим словарём,
1) меня поразило богатство языка.
2) сначала
читается вступительная статья.
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые
примеры вам покажутся знакомыми.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения
А4
Слайд 24Применяя новый метод,
1) были достигнуты блестящие результаты.
2) можно быстро овладеть
любым языком.
3) язык усваивается очень быстро.
4) сокращаются сроки овладения
языком.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения
А4
Слайд 25Перелистывая страницы,
Укажите грамматически правильное продолжение предложения
А4
1)книга показалась мне интересной.
2)на меня
нахлынули воспоминания.
3) я на минутку задумался.
4) мне внезапно стало весело.
Слайд 26Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была
выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для
важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
А4
Слайд 278
Типичные ошибки в построении предложений
Слайд 288
Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической
нормы) по группам
А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование
в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Поезд прибыл согласно расписания.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. Он любил и увлекался чтением.
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
Р. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».
С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека
Слайд 29А5
Типичные ошибки в построении предложений
Е, Л, Н
И
П
З, О
А, Б, В,
Г, Д, К, М, С
Ж
Слайд 30А5
Исправляем грамматические ошибки
(нарушения синтаксической нормы) в предложениях
Согласно приказу ректора
студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл
согласно расписанию.
Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Слайд 31Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарным
огонь быстро был локализован.
Он любил читать и увлекался чтением.
Следует уделять
большое внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.
Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.
Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.
Слайд 32В каких предложениях придаточные заменить нельзя ? Почему?
1. Характерная примета
художественного стиля – множество слов, которые употреблены в переносном значении.
2.
В тексте много синонимов, которые постепенно складываются в градацию.
3. Участники, которые раньше других справятся с заданием, могут перейти к следующему этапу.
4. Каждый свидетель, который пожелал бы остаться неизвестным, должен получить все гарантии сохранения инкогнито.
5. Друзья были несколько смущены тем напором, который продемонстрировали их соперники.
6. Определение стиля речи обычно не вызывает затруднения у учеников, для которых данный язык является родным.
7.В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.
А6
справятся
пожелал бы
тем
для которых
где
Слайд 33А6
Замена придаточного определительного причастным оборотом
!придаточные предложения, в которых вместо слова
КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить причастным
оборотом НЕЛЬЗЯ
Алгоритм
замены придаточного определительного
причастным оборотом
одно «ДА»
четыре «НЕТ»
придаточное заменить можно
А6
придаточное заменить нельзя
В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ употреблено в косвенном падеже (кроме винительного без предлога)?
Слайд 351. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим
лучистым взглядом, который заставлял
забывать
некрасивость её лица.
2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала
Азазелло, который стоял
у спинки кровати.
3.Камни, из которых слагаются ныне вершины
Альп или Гималаев, когда – то формировались под
водой.
4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая
трава, которую ещё не тронул иней.
заставляющим
стоявшего
не тронутая инеем
А6
Укажите предложения, в которых придаточную часть
можно заменить обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.
Слайд 365. Как показали исследования учёных, кислорода,
которым мы дышим, в составе
первичной
атмосферы Земли не было.
6. Так как мы не смогли отменить
ту нашу
встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то
было принято решение обменять билеты.
7. Сестра постоянно была занята своими какими-то
делами, которые частенько брали верх над учёбой.
8. Вечером мы были на туристической базе, которая
стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.
9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё в
Лондоне, и сразу направился в кабинет.
10. Есть люди, которые как-то по - особенному
чувствуют природу.
частенько бравшими
стоявшей
чувствующие
занимавшей