Слайд 1Повторение изученного о частице
Урок русского языка в 7 классе
Слайд 2
Двадцать девятое апреля
Повторение изученного о частице
Слайд 3День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи,
а в лесу в
полусветную тень
так светло западали лучи!
Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали
листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты.
И.С.Тургенев «Вариации»
Слайд 4План изучения части речи.
Грамматическое значение.
Грамматические признаки.
Роль в предложении.
Особенности правописания.
Роль в
предложении.
Слайд 5Объяснительный диктант
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до
зари? (Вы выходите на крыльцо...)На темно-сером небе кое-где мигают звезды,
влажный ветерок изредка набегает легкой волной. А заря между тем разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу. Далеко видно. Вон за рощей деревня, вон другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе.
Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны.
Слайд 6Составьте текст на тему «Весна» (6-7 предложений)
М! «Скорей бы
весна пришла» (с отрицательными и формообразующими частицами).
Д! «Вот и
весна пожаловала» (с использованием смысловых частиц).
Слайд 7Правописание частиц.
Словарная диктовка!
Слайд 8Правописание частиц.
Проверим!!!
Сад так же прекрасен, как и усадьба; сходи-ка, внучок,
за хлебом; что бы придумать интересного; руку-то убери;
Нельзя не восхититься;
ни разу не ошибся, ни рыба ни мясо, не раз бывал в столице, что только не слышал я о нём!
Слайд 9Правописание частиц.
1) Раздельное написание частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ.(!!! Что(бы) так(же),
то(же))
2) Дефисное написание частиц –КА , -ТО, -ТАКИ
3) правописание отрицательных
частиц НЕ и НИ
Слайд 11Частицы НЕ и НИ придают отрицание
предложению
или отдельным его
членам.
Их употребление зависит от смысла,
который они вносят в предложение.
Слайд 12Проверим домашние упражнения!
На море …волн, …ветра. 2. Здесь…место и …время
вести разговоры. 3. Из леса…доносилось …единого звука. 4. …звука, кроме
вздохов моря. 5.Трудно было понять, какой породы щенок: …бульдог, …такса, …пудель.
1. На море НИ волн, НИ ветра. 2. Здесь НЕ место и НЕ время вести разговоры. 3. Из леса НЕ доносилось НИ единого звука. 4. НИ звука, кроме вздохов моря. 5.Трудно было понять, какой породы щенок: НИ бульдог, НИ такса, НИ пудель.
Слайд 13Проверим домашние упражнения!
1) Н…раз от скуки он свои мечты мне
поверял.
2) Все эти дни я н… разу не пропустил
уроки.
3) Н… одна группа экскурсантов посетила сегодня выставку.
4) Н… один не отказался от предложения участвовать в конкурсе
1) НЕ раз от скуки он свои мечты мне поверял.
2) Все эти дни я НИ разу не пропустил уроки.
3) НЕ одна группа экскурсантов посетила сегодня выставку.
4) НИ один не отказался от предложения участвовать в конкурсе
Слайд 14Проверим домашние упражнения!
ИЗ ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.
Куда бы вы НИ держали
путь по своим землям, НЕ давайте слугам причинять вред НИ
сёлам, НИ посевам, чтобы НЕ стали люди проклинать вас. Везде, куда вы НИ пойдёте и где НИ остановитесь, напоите и накормите просящего. НЕ давайте сильным губить человека. НИ правого, НИ виновного НЕ убивайте и НЕ повелевайте убить его. Гордости НЕ имейте в сердце и уме. Старых чтите, как отца, а молодых – как братьев. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам НИ пришёл. Если НЕ можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём.
Что умеете хорошего, того НЕ забывайте, а чего НЕ умеете, тому учитесь.
Слайд 15Домашнее задание!
Сочинение-миниатюра о весне.-7б (см. слайд №6)
Упр.95 -7а
2) Составить сложный план о частице (пп.66-73), подобрав к
каждому пункту примеры из учебника литературы. (указываем автора и название произведения)
3) Изучить новое правило
Никто иной не…\ничто иное не…
Не кто иной, как…/ не что иное, как…
Слайд 16План изучения части речи.
1.Грамматическое значение.
1. Частица –служебная часть речи, которая
____________
Пример: Вот (усиление)откуда они, голубые искры, что являются перед грозой…
(М.Горький «Данко» )
2. Частица имеет следующие грамматические признаки
А) пост.-
Б) непост.-
3. Частица (?) является отдельным членом предложения.
4. Особенности правописания.
А)
Б)
В)
5. Чаще всего частица употребляется в ….. и в …….стиле (ях)
ВНИМАНИЕ! ПРИМЕРЫ ПРИВОДИМ НА КАЖДЫЙ ПУНКТ\подпункт!