Слайд 1
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Обзор содержания карманного справочника ВОЗ и
проведение учебного курса
Слайд 22000 г.
ВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА С СЕРЬЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ ИЛИ ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ
ПИТАНИЯ
Слайд 3Зачем нужны клинические рекомендации?
Качество оказания помощи детям в периферических больницах
нуждается в значительном повышении
Оказание помощи больным детям осуществляется главным образом
средними медицинскими работниками и врачами общего профиля
Применение стандартных клинических методов обладает наибольшей эффективностью
Необходимость иметь ориентиры для определения возможных путей совершенствования оказания помощи
Ресурсы (препараты, оснащение и т.п.), необходимые для внедрения рекомендаций
Навыки и знания медицинских работников
Системы и организация
Слайд 4В чем идея карманного справочника?
Расширенное содержание (не только серьезные инфекции
и тяжелое нарушение питания)
Врачам районных больниц приходится иметь дело с
любыми видами патологии
(с неонатальной, хирургической и др.)
Справочник можно носить в кармане!
Слайд 5Структура справочника
Глава 1: Сортировка и неотложные состояния
Неотложные признаки
Приоритетные признаки
Отсутствие неотложных
или приоритетных признаков
Глава 2: Диагностический подход к больному ребенку
Синдромный принцип
Дифференциальный
диагноз
Упрощенный подход для условий, где нет врачей-специалистов
Глава 3. Проблемы новорожденных и младенцев раннего возраста
Глава 4. Кашель или затрудненное дыхание
Глава 5. Диарея
Глава 6. Лихорадка
Слайд 6Структура справочника
Глава 1: Сортировка и экстренные состояния
Неотложные признаки
Приоритетные признаки
Отсутствие неотложных
или приоритетных признаков
Глава 2: Диагностический подход к больному ребенку
Синдромный принцип
Дифференциальный
диагноз
Упрощенный подход для условий, где нет врачей-специалистов
Глава 3. Проблемы новорожденных и младенцев раннего возраста
Глава 4. Кашель или затрудненное дыхание
Глава 5. Диарея
Глава 6. Лихорадка
Уход во время обычных родов
Реанимация новорожденного
Профилактика неонатальных инфекций
Перинатальная асфиксия
Опасные признаки у новорожденных
Тяжелая бактериальная инфекция
Менингит
Поддерживающий уход
Низкая масса тела при рождении
Некротизирующий энтероколит
Желтуха
Конъюнктивит
Врожденные аномалии
Врожденный сифилис
Младенцы от матерей с туберкулезом
Младенцы от матерей с ВИЧ-инфекцией
Дозировки лекарств для лечения
новорожденных
Слайд 7Структура справочника
Глава 7. Тяжелое нарушение питания
Глава 8. Дети с ВИЧ/СПИДом
Глава
9. Распространенные хирургические проблемы
Глава 10. Поддерживающий уход
Глава 11. Наблюдение за
динамикой состояния ребенка
Глава 12. Консультирование и выписка
Приложения
Процедуры
Лекарственные средства
Инфузионные растворы
Оценка состояния питания ребенка
Учетные формы и наглядные схемы
Игрушки и игровая терапия
Слайд 8Структура справочника
Глава 7. Тяжелое нарушение питания
Глава 8. Дети с ВИЧ/СПИДом
Глава
9. Распространенные хирургические проблемы
Глава 10. Поддерживающий уход
Глава 11. Наблюдение за
динамикой состояния ребенка
Глава 12. Консультирование и выписка
Приложения
Процедуры
Лекарственные средства
Инфузионные растворы
Оценка состояния питания ребенка
Учетные формы и наглядные схемы
Игрушки и игровая терапия
Меры, принимаемые до,
во время и после операции
Расщелина губы и неба
Кишечные обструкции
Дефекты брюшной стенки
Миеломенингоцеле
Врожденный вывих бедра
Косолапость
Ожоги
Обработка ран
Черепно-мозговая травма
Травмы груди и живота
Острый аппендицит
Инвагинации
Паховые грыжи
Выпадение прямой кишки
Абсцессы
Остеомиелит и
септический артрит
Слайд 9Акцент на лечебно-диагностические процессы
Сортировка (первичная оценка состояния)
Экстренное лечение
Анамнез и физикальное
обследование
Лабораторные исследования, по показаниям
Диагноз (основной и дополнительные)
Лечение
Наблюдение и поддерживающий уход
Повторная
оценка состояния
Планирование выписки
Последующее наблюдение
Слайд 10Принципы оказания экстренной помощи показаны на схемах
Слайд 11Пример: дифференциальный диагноз при кашле и затруднениях дыхания
Пневмония
Бронхиолит
Малярия
Тяжелая анемия
Сердечная недостаточность
Туберкулез
Коклюш
Инородное
тело
Круп
……
Слайд 13Симптомы и степень тяжести пневмонии
Слайд 14Примеры изменений на рентгенограммах
Слайд 15Глава 11 – Наблюдение
Персональные данные
Показатели жизнедеятельности
Водный баланс
Клинические признаки, осложнения, результаты
анализов
Проводимое лечение
Кормление / питание
Исход
Слайд 16Приложение 1. Лечебно-диагностические процедуры, например дренирование плевральной полости
Слайд 17Приложение 2. Таблица дозировок лекарственных средств
Слайд 18Приложение 2: Структура таблиц по лекарственным средствам
Лекарственное средство
Рекомендуемые дозировки в
мг/кг на 1 дозу и число доз в день
Расчетные дозы
для пяти весовых категорий
Пути введения
Выпускаемые формы препаратов
Примечания: случаи, где необходима предосторожность, отклонения от типовых рекомендаций
Слайд 19Оснащение
Источники и приспособления для подачи кислорода
Инфузионные растворы и оснащение для
в/в вливания
Ингаляторы
Нагреватели
Оснащение для измерения массы тела и роста
Карты наблюдения
больного
Наборы для переливания крови
Назогастральные зонды
Плевральные дренажи
(рентгенология)
(кухня)
Слайд 20Лабораторные исследования
Определение гемоглобина и гематокрита
Мазки крови на возбудители малярии
Микроскопия ЦСЖ
и мочи
Уровень глюкозы в крови (тест-полоски)
Группы крови и перекрестная совместимость
Тестирование
на ВИЧ
Слайд 21Стандартные требования: Лекарственные средства
В больнице используется список основных лекарственных средств
Лекарственные
средства, входящие в список, позволяют адекватно лечить наиболее распространенные виды
патологии
Препараты основных лекарственных средств имеются в достаточных количествах в отделениях, в том числе в отделении оказания экстренной помощи
Препараты не просрочены
Препараты используют таким образом, чтобы в первую очередь расходовать те, что имеют более давний срок изготовления
Цена препарата не должна быть препятствием для его применения
Не следует назначать одновременно избыточное количество препаратов (полипрагмазия)
Слайд 22Стандартные требования: оснащение и расходные материалы
Основные виды оснащения и расходных
материалов имеются в достаточном объеме, с детскими размерами соответствующих деталей
Основная
аппаратура поддерживается в безопасном и рабочем состоянии
Стоимость оснащения и расходных материалов не является препятствием для их применения
Имеются возможности для проведения основных лабораторных исследований
Слайд 23Клинические стандарты, например по лечению пневмонии
Медицинские работники правильно ставят диагноз
пневмонии и определяют степень ее тяжести
При кашле антибиотики назначаются строго
по показаниям (в случае пневмонии, но не при простуде/ОРВИ)
При пневмонии применяются адекватные дозы и длительность курса антибиотикотерапии
Полипрагмазия не практикуется
Обеспечивается поддерживающий уход, включая при необходимости кислородотерапию
Проводится наблюдение за динамикой состояния
Проводится планирование выписки
В необходимых случаях осуществляется последующее наблюдение
Слайд 24Резюме
Карманный справочник содержит научно обоснованные рекомендации по диагностике и лечению
всех наиболее распространенных видов детской патологии
Базируется на минимальном наборе основных
лекарственных средств и лабораторных исследований
Приводит современные стандарты оказания помощи
Делает акцент на лечебно-диагностические процессы, а не только на лекарственные назначения
Слайд 25Необходимые условия для проведения учебного курса
Принятое решение о внедрении
клинических рекомендаций ВОЗ
Осведомленность об имеющихся проблемах в оказании помощи
Обычно на
основе систематической оценки состояния больничной помощи
Адаптация (при необходимости):
Клинических рекомендаций ВОЗ с учетом местной структуры заболеваемости
Набора учебных материалов (компакт-диска)
с учетом проблем, выявленных при оценке больничной помощи
Слайд 26Компакт-диск
Нацелен на то, чтобы способствовать обучению медицинских работников пользоваться клиническими
рекомендациями в повседневной лечебной практике.
Приведены клинические случаи, иллюстрирующие каждую раздел
рекомендаций
Слайдовые презентации
Описания клинических случаев
Фотографии, схемы и видеосюжеты, иллюстрирующие важные клинические признаки и проведение процедур
Слайд 27Структура и цели курса
Акцент на лечебно-диагностические процессы:
Сортировка (первичная оценка состояния)
Экстренное
лечение
Анамнез и физикальное обследование
Лабораторные исследования, по показаниям
Диагноз (основной и дополнительные)
Лечение
Наблюдение
и поддерживающий уход
Повторная оценка состояния
Планирование выписки
Последующее наблюдение
Слайд 28Методика обучения
Проблемный подход к изучению клинических ситуаций, иллюстрирующих положения основных
разделов Карманного справочника
Практические занятия по использованию Клинических рекомендаций в повседневной
практике (проводятся в детских стационарных отделениях)
Обращение особого внимания на проблемы, выявленные в ходе местных проверок качества оказания помощи
Обсуждение вопросов повышения качества медицинского обслуживания и решения насущных проблем
Слайд 29Принципы обучения
Заинтересованное участие
Интерактивный подход
Базируется на клиническом материале
Помнить о целевой
аудитории
Не стесняйтесь, если вы чего-то не знаете!
Получайте удовольствие от учебы!