Слайд 1Познавательные психические процессы
Память
процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения информации
Слайд 4Основные виды памяти
1. По продолжительности закрепления и сохранения материала :
А.
Мгновенная (сенсорная память)
Б. Кратковременная
В. Оперативная
Г. Буферная
Д. Долговременная
Слайд 5Виды памяти
А. Мгновенная ( сенсорная) память – это «отпечаток»
воспринятых стимулов.
Ориентирована на определенную модальность, связана с восприятием.
Продолжительность
: 0,1- 1,0 сек
Б. Кратковременная память - краткое сохранение воспринимаемой информации
Продолжительность : 20 сек – 30 сек.
Объем кратковременной памяти 7 ± 2 –число Миллера.
Слайд 6Виды памяти
В.Оперативная память – вид памяти , обслуживающей определенные действия,
операции, например: решение примера, задачи и т.д. Продолжительность: от нескольких
секунд до нескольких дней.
Г.Буферная память - промежуточное звено на пути перехода информации из кратковременной памяти в долговременную : несколько часов.
Д. Долговременная память - длительное хранение большого объема информации (месяцы, годы)
Слайд 7Виды памяти
2. В зависимости от времени возникновения
А.Генетическая
Б.Прижизненная
В. Импритинг
Слайд 8Виды памяти
А.Генетическая (наследственная) сохраняет информацию, определяющую анатомическое строение организма в
процессе развития, а также врожденные формы видового поведения (инстинкты). Хранится
в молекулах ДНК
Б.Прижизненная – запоминание информации в течение жизни
Слайд 9Виды памяти
В. Импритинг (запечатление) – наблюдается в ранний период развития,
сразу после рождения.
Это запечатление , установление связи между животным
или ребенком и объектом окружающей среды.
Зоопсихолог Конрад Лоренц известен своими знаменитыми опытами по импритингу.
Слайд 12Виды памяти
3. По характеру психической активности
А.Двигательная ( моторная)
Б.Эмоциональная
В.Образная
Г.Словесно -логическая
Слайд 13Виды памяти
Двигательная (или моторная) память это запоминание, сохранение и
воспроизведение движений.
Является основой для формирования практических и трудовых навыков, навыков
ходьбы, письма и т. д.
Слайд 14Виды памяти
Эмоциональная память - способность
запоминать,
сохранять и воспроизводить
чувства и эмоции.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства
выступают в виде сигналов, либо побуждающих к
действию, либо удерживающих от действий.
Эмоции влияют на успешность запоминания
Слайд 15Виды памяти
Образная память — память на образы, события, картины
природы и жизни.
Образная память в зависимости от типа воспроизводимых
представлений, может быть:
зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.
Человек запоминает 20 % того ,что слышит и 50 % того, видит и слышит.
Слайд 16Виды памяти
Словесно-логическая память - запоминание и воспроизведение мыслей. Главная
роль отводится второй сигнальной системе.
Данный вид памяти специфичен для
человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным.
Развиваясь в течение жизни человека, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти.
Слайд 17Виды памяти
4. По характеру целей деятельности
А.Непроизвольная –запоминание и воспроизведение информации,
осуществляется автоматически, без волевых усилий человека.
Б. Произвольная - ставится
специальная задача что-то запомнить или припомнить
Слайд 19Основные процессы памяти
Запоминание
Сохранение
Воспроизведение
Забывание
Слайд 20
Запоминание – это процесс запечатления воспринятой информации.
Виды запоминания:
Непроизвольное
Произвольное
Запоминание, как процесс памяти
Слайд 21
Непроизвольно запоминается информация
Оказавшая эмоциональное воздействие
Находящаяся в центре внимания
Соответствующая потребностям человека
Слайд 22Произвольное запоминание
На эффективность произвольного запоминания влияют :
1) Цель, установка
на запоминание.
Установка должна быть такой: запомнить надолго.
Слайд 23Произвольное запоминание
2) Приемы заучивания.
Механическое дословное многократное повторение материала
неэффективно.
При логической обработке информации эффективность запоминания в 20 раз выше.
3) Использование образных приемов и ассоциаций.
Слайд 24Использование образных приемов и ассоциаций.
Слайд 25Произвольное запоминание
4) Учет «эффекта края» - начало и конец любой
информации запоминаются лучше.
5) Учет времени суток : максимальная продуктивность запоминания
между 8 и 12 часами утра
Слайд 26Произвольное запоминание
6) Закон Зейгарник Б.М.
Закон незавершенности действий:
лучше
всего запоминается любое незавершенное действие, что связано с психическим напряжением,
возникающим в процессе выполнения задания.
7) Мнемотехнические приемы запоминания
Слайд 27Мнемотехнические приемы запоминания
Мнемос – память.
Мнемотехнические приемы – это специальные приемы,
которые используются для повышения эффективности запоминания.
1. Метод мест –
для запоминания ряда терминов используются объекты опорного ряда , состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых предметов.
Слайд 28Мнемотехнические приемы запоминания
Например: последовательность комнат в квартире, предметов в комнате,
или домов на своей улице.
Сначала заучивается опорный ряд, затем
используют его элементы, чтобы сопоставить с ним элементы заучиваемого ряда слов или терминов.
Слайд 29Мнемотехнические приемы запоминания
2.Метод словесных посредников. Опорный ряд представляет собой смысловую
фразу.
Например: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
( последовательность
цветов в радуге)
Слайд 31Сохранение , как процесс памяти
Сохранение - процесс накопления материала
в структуре памяти, на основе определенным образом организованного усвоения, включая
переработку, логическое структурирование материала.
Слайд 32Воспроизведение, как процесс памяти
Воспроизведение - процесс воссоздания образа предмета или
материала , воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Воспроизведение
может быть: непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).
Слайд 33Забывание, как процесс памяти
Забывание - невозможность восстановить ранее воспринятую
информацию.
Наблюдается при:
отсутствии возможности актуализации информации
возрастных изменениях
длительном
времени хранения
действии защитных механизмов личности
Слайд 34Опыты Эббингауза
Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия,
а в дальнейшем забывание идет медленнее. Через час после заучивания
13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %.
Слайд 36
Мышление -
процесс опосредованного и обобщенного отражения связей и отношений
между предметами
Слайд 37Мышление
Обобщенное – это способность отражать общие и потому наиболее существенные
свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи.
Опосредованное-
это способность устанавливать причинно-следственные зависимости, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному познанию.
Слайд 38Мышление
Пример опосредованности мышления.
Чтобы понять, что идет дождь, нам достаточно
посмотреть за окно.
Слайд 391.Возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко
выходит за его пределы
2.Через ощущения и восприятия непосредственно связано с
внешним миром и является его отражением
3.Связано с речью
4.Социально обусловлено
Мышление
Слайд 40Виды мышления
1.Наглядно-действенное мышление
2.Наглядно-образное мышление
3.Словесно-логическое мышление
Слайд 41Наглядно-действенное мышление
1. Это особый вид мышления, заключающийся в практической деятельности,
осуществляемой с реальными предметами.
2.Решаются частные ,конкретные задачи, для решения
которых нужны правильные действия с предметом.
3.Первичный вид мышления, возникающий у ребенка (до 2-3 лет).
4. Развит у людей ,занятых производственной деятельностью.
Слайд 42Наглядно-образное мышление
1.Это вид мышления, осуществляемый непосредственно при восприятии окружающей действительности.
Основной единицей мышления является «образ».
2.Необходимые образы представлены в кратковременной и
оперативной памяти, к ним формируется определенное эмоциональное отношение без глубокого анализа реальных свойств, качеств или функций, которые есть у объекта .
3.Является доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста
( до 6-7 лет).
Слайд 43Словесно-логическое мышление
1. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с
понятиями.
2. Решая те или иные умственные задачи, человек
пользуется готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Слайд 44Общая характеристика мышления, как психического процесса
Слайд 45Формы мышления
1. Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов
и явлений, выражено в виде слова или группы слов.
Понятия могут
быть:
а) единичными (стол) и общими (мебель)
б) конкретными ( стул) и абстрактными
( свобода, любовь и т.д.)
Слайд 46Формы мышления
2.Суждение – отражение связей между предметами и явлениями.
Суждения
могут быть истинными и ложными:
Истинное : лимон- кислый
Ложное: сегодня 32
апреля.
Слайд 47Формы мышления
3.Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких
суждений формулируется определенный вывод.
Могут быть:
а) индуктивными и б)
дедуктивными.
а) Индуктивные–вывод делается от частного к общему.
Слайд 48Формы мышления
Пример индуктивного умозаключения:
Железо – твердое тело, медь –
твердое тело, золото – твердое тело, платина – твердое тело.
Следовательно, все металлы – твердые тела.
б) Дедуктивные – вывод делается от общего к частному.
Слайд 49Основные мыслительные операции
1.Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на
составляющие его части или характеристики.
2.Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить
от частей к целому.
Слайд 50Основные мыслительные операции
3.Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от
несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного,
главного признака.
4.Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Движение мысли от общего к частному
Слайд 51Основные мыслительные операции
Например:
Рассказывая об общих признаках всех деревьев, мы
затем можем конкретизировать эти положения, приведя пример какого-либо конкретного типа
деревьев
Слайд 525.Сравнение – мыслительная операция, основанная на сопоставлении предметов и явлений,
их свойств и отношений друг с другом и установлении таким
образом сходства и различия между объектами.
6.Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).
7.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Основные мыслительные операции
Слайд 53Свойства мышления.
1.Продуктивность – способность мыслить логично, в результате процесса мышления
формируются новые знания.
2.Гибкость и подвижность- способность быстро отказаться от ранее
принятых решений, если они не соответствуют изменившейся ситуации или обстоятельствам, и найти новые.
Слайд 54Свойства мышления
3.Широта – кругозор, способность использовать в процессе мышления разнообразные
факты и знания
4. Глубина – способность проникать в суть
явлений и событий.
5. Критичность – умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности, а также способность выявлять недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.
Слайд 55Свойства мышления
6.Оригинальность – способность выдвигать новые задачи и находить пути
их решения, не прибегая к помощи других людей.
7.Обобщенность – способность
определять главный существенный признак предмета или явления и отсеивать второстепенный.
Слайд 56Классификация видов мышления
1. По типу решаемых задач :
а) теоретическое
оперирование теоретическими знаниями без подключения практики
б) практическое
получение результата в ходе практических действий
Слайд 57Классификация видов мышления
2. По степени развернутости
а) аналитическое
развернуто во времени,
имеет четко выраженные этапы, осознается человеком
б) интуитивное
Быстро протекает,
отсутствуют четко выраженные этапы, минимально осознается человеком
Слайд 58Классификация видов мышления
3. В зависимости от направленности:
а) реалистическое
ориентировано на внешний
мир, регулируется логическими законами, воссоздается адекватная картина внешнего мира
б) аутистическое
Оторвано
от реальности, ориентируется на субъективную систему норм и правил, не воссоздается адекватная картина внешнего мира
Слайд 59Классификация видов мышления
4. По степени новизны:
а) продуктивное – присутствует степень
новизны
б)репродуктивное - воспроизведение уже имеющейся информации, отсутствует степень новизны
Слайд 60Классификация видов мышления
5. По содержанию используемых средств
а) Вербальное – характерно
для лиц, хорошо справляющихся со знаково-символическими задачами, но плохо даются
образные задачи.
б) Невербальное – характерно для лиц, хорошо справляющихся с образными задачами, но плохо даются знаково-символические задачи
Слайд 61Воображение.
Создание новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представления,
полученных в предшествующем опыт
а) Осуществляет переход за границы воспринимаемого.
б) «Оживляет»
для человека то, что было ранее.
Слайд 62Воображение.
Бывает:
1.Пассивное (сновидения и грезы)
2.Активное :
а)воссоздающее (создание образа предмета по
описанию) и
б) творческое (создание новых образов)