Слайд 1Познавательные универсальные учебные действия
Слайд 3
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 4Знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Слайд 5Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
Кодирование \ замещение (
использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и
предметов);
Декодирование/считывание информации;
Умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач;
Умение строить схемы, модели и т.п.
Слайд 8В моделировании выделяется ряд этапов:
выбор (построение) модели, работа с моделью
и переход к реальности. Аналогичные этапы (компоненты) входят в состав
учебного моделирования:
предварительный анализ текста задачи;
перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
построение модели;
работа с моделью;
соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Слайд 9Требования к знаково-символическим средствам представления информации.
абстрактность,
лаконичность,
обобщение и унификация,
четкое выделение элементов,
несущих основную смысловую нагрузку,
автономность,
структурность,
последовательность представления элементов.
По абстрактности различают следующие
знаково-символические средства:
предметно-конкретные;
упрощенно-графические изображения обозначаемых объектов;
условно-образные (геометрические фигуры и др.);
условные знаки, индексы (буквенно-цифровая символика).
Слайд 10Работа с моделью может вестись в двух направлениях:
а) достраивание
схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных задачи;
б) видоизменение
схемы, ее переконструирование.
Соотнесение результатов работы на модели с текстом. Моделирование осуществляется для того, чтобы получить новые данные о реальности или ее описании, поэтому необходимым моментом деятельности моделирования является соотнесение
результатов с текстом.
Из практики известно, что учащиеся после решения задачи так или иначе проверяют свои ответы для доказательства того, что полученные ответы удовлетворяют условиям и требованиям задачи.
Слайд 11Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие,
выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их
обоснование.
Слайд 12Синтез (составление целого из частей)
Слайд 14Общий прием решения задач включает:
знания этапов решения (процесса),
(способов) решения,
оснований
выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи,
владение
предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Слайд 15При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам
решения можно выделить следующие компоненты общего приема:
Анализ текста задачи. (семантический,
логический, математический)
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Слайд 16Анализ текста задачи
Работа над текстом задачи включает семантический, логический и
математический анализ.
1. Семантический анализ, направленный на обеспечение понимания содержания текста,
предполагает:
выделение и осмысление:
отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,
грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.),
количественных характеристик объекта, задаваемых словами – кванторами («каждого», «какого-нибудь», «любое», «некоторое», «всего», «все», «почти все», «одинаковые», «разные», «столько же», «поровну», «большинство», «меньшинство» и т.д.).
2. Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.
3. Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).
Слайд 17Анализ текста задачи
Анализ условия направлен на выделение:
а) объектов (предметов, процессов):
рассмотрение
объектов с точки зрения целого и частей,
количества объектов и их
частей.
б) величин, характеризующих каждый объект.
в) характеристик величин:
- однородные, разнородные,
- числовые значение (данные),
- известные и неизвестные данные,
- изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,
- отношения между известными данными величин.
Анализ требования:
- выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).
Слайд 18Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Слайд 19Характеристика результатов формирования
Познавательных УУД
на разных этапах обучения в
начальной школе
Слайд 24Приемы педагогической техники
Свои примеры
Удивляй
Фантастическая добавка
Пересечение тем
Дай себе помочь
Повторяем
с контролем
"Да" и "Нет“ говорите
Опрос "по цепочке«
Опрос-итог
Тренировочная контрольная
работа
Блицконтрольная