Слайд 1Практическое занятие №2
Вопросы для обсуждения, задания:
Содержание и задачи психодиагностики. Профессионально-этические
принципы в работе психодиагноста.
Требования к использованию диагностических методик.
Задания практической направленности.
Составление заключения по результатам психодиагностического обследования.
3.1.Составьте план диагностической работы, исходя из конкретного запроса.
3.2.Составьте психодиагностограмму для построения и проверки диагностической гипотезы.
3.3.Подберите адекватные методики для диагностического обследования учащегося в соответствии с психологической проблемой и предложите возможные рекомендации с ориентировкой на гипотезы.
Структура заключения
Кем составлено.
От кого поступил запрос, какой (локус-жалоба).
Медицинский, психологический анамнез.
Гипотезы.
Методы и методики.
Анализ диагностических данных.
Подтверждение гипотез(ы).
Рекомендации.
Слайд 2Запрос 1.
Инициатор обращения-классный руководитель. Мальчик, Е.К. (д.р.15.09.2009), обучается во 2
«В» классе. Семья у ребенка полная, но отец не родной.
Отец работает водителем, мать – домохозяйка. О наличии других детей в семье, классный руководитель не осведомлен. У ребенка нет никаких увлечений, однако по настоянию классного руководителя стал ходить в кружок волейбола. Друзья у мальчика непостоянные, он может побыть в одной компании в классе, потом «прибиться» к другой. На уроках ребенок постоянно отвлекается, дергает других учеников, кусается, чиркает у соседа в тетради, а когда классный руководитель делает замечания, он объясняет свое поведение тем, что сосед первый начал. Ребенок всегда не готов к уроку, не выполняет домашнее задание, только приносит тетради и учебники, особенно «тяжело» даются основные предметы – математика и русский язык.
Жалоба: ученик не усваивает программу обучения во 2 классе.
Цель: Выявление причин школьной неуспеваемости.
Слайд 3Запрос 2.
Инициатор обращения-классный руководитель. Мальчик, Г.Д. (д.р.23.12.2008), обучается в 3
«В» классе. Воспитывается в полной семье, единственный ребёнок, большое количество
времени уделяется ребёнку также бабушкой и дедушкой. Г. Д. мешает проведению уроков - шумно себя ведет, не усидчивый (кривляется, чешется, теребит одежду, бросает реплики намеренно не по теме), играет с ручками, не слушается (чаще это проявляется на уроках других педагогов), не внимателен, не усидчив. Направляющую помощь при индивидуальной работе чаще берёт, может выполнять задания под контролем, но в целом в познавательном плане слабый. Г.Д. чувствителен к ситуациям публичных проверок знаний, не любит «глупо» выглядеть, начинает проявлять в таком случае вербальную агрессию, может прибегнуть и к физической агрессии к более слабым. Любит игровые виды деятельности.
Жалоба: ребенок импульсивен, не внимателен, не слушается на уроке.
Слайд 4Заключение по результатам психологического обследования./Психологическое заключение
Дата обследования: 26.09.2016г.
Возраст: 9 лет
/мес.
Класс: 3 «В»
Школа: № 3.
Пол: мужской
Психологический анамнез. Г.Д. воспитывается в
полной, со слов классного руководителя, благополучной семье, единственный ребёнок. Большое количество времени уделяется ребёнку также бабушкой и дедушкой. Г. Д. мешает проведению уроков - шумно себя ведет, не усидчивый (кривляется, чешется, теребит одежду, бросает реплики намеренно не по теме), играет с ручками, не слушается (чаще это проявляется на уроках других педагогов), не внимателен, не усидчив. Направляющую помощь при индивидуальной работе чаще берёт, может выполнять задания под контролем, но в целом в познавательном плане слабый. Г.Д. чувствителен к ситуациям публичных проверок знаний, не любит «глупо» выглядеть, начинает проявлять в таком случае вербальную агрессию, может прибегнуть и к физической агрессии к более слабым. Любит игровые виды деятельности.
Запрос: запрос поступил от классного руководителя;
Локус - жалобы: ребенок импульсивен, не внимателен, не слушается на уроке.
Цель: выявление причин нарушения поведения на уроке
На основании запроса и с учетом психологического анамнеза выдвинуты следующие гипотезы:
Гипотезы:
1. Низкий уровень саморегуляции, произвольности, волевого контроля;
2. Низкий уровень мотивации учебной деятельности;
3. Низкий уровень развития компонентов познавательной сферы (память, внимание, мышление).
Для проверки правильности гипотез, с учетом возраста испытуемого были использованы такие методы психологического исследования как наблюдение, беседа, а также комплекс диагностических методик:
Слайд 51.Тест Тулуз-Пьерона;
Цель: изучение концентрации, переключаемости, устойчивость внимания, скорости переработки информации;
выявление ММД
2.Методика «Запоминание 10 слов» (автор А.Р. Лурия)
Цель: исследование объема
и скорости слухоречевого запоминания слов, возможности и объема отстроченного их воспроизведения.
3.Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.Лусканова )
Цель: изучение сформированности школьной мотивации.
4. Методика «Определение мотивов учебной деятельности» (автор М.Р. Гинзбург)
Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
5. Методика «Прогрессивные матрицы Равена»;
Цель: исследование невербального мышления.
6. Теппинг-тест;
Цель: определение типа нервной системы (силы-слабости).
7.Методика исследования зрительной памяти (по Н. Я. Семаго, М.М.Семаго)
Во время обследования испытуемый вел себя спокойно, был настроен на работу, но к концу диагностической встречи уставал и отвлекался, в целом – не проявлял заинтересованности к выполняемой работе.
МЕТОДИКИ пишем блоками в соответствии с заявленными гипотезами!
По результатам психодиагностического обследования можно сделать следующие выводы:
Диагностика мотивационной сферы ребенка показала, что у испытуемого преобладающий мотив - учебный, но ему нравиться не учиться, получать знания, а сам процесс учения (ему нравятся парты, книги и т.д.) свидетельствующее о преобладании внешнего мотива. Также наблюдаются и такие мотивы как, игровой и оценочный, означающее, что испытуемому нравится в школе общаться с детьми и играть. (Определение мотивов учебной деятельности» М.Р. Гинзбург; методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.Лусканова ). Таким образом, гипотеза №2 нашла своё диагностическое подтверждение.
Слайд 6Диагностика познавательных компонентов показала следующее:
Исследование слуховой памяти (Методика «Заучивание 10
слов» Лурия А.Р.) позволило, сделать вывод, что у ребенка средний
уровень развития слуховой памяти(7),кратковременного запоминания, уровень запоминания ниже возрастной нормы. То есть, ребенок с трудом запоминает, испытуемому требуется большое число повторений, чтобы запомнить весь объем слов. В начале исследования наблюдается вялость испытуемого, однако к концу усиливается активность внимания. Через некоторое время снова необходимо было воспроизвести те же слова. В результате испытуемый воспроизвел 7 слов, что свидетельствует о недостаточной прочности сохранения материала.
Исследование зрительной памяти (по Н. Я. Семаго, М.М.Семаго) позволило сделать вывод, что у испытуемого низкий уровень развития зрительной памяти (испытуемый запомнил 4 слова). Таким образом, мнемические процессы характеризуются низким уровнем развития.
При исследовании характеристик мышления (Методика «Прогрессивные матрицы Равена»), было выяснено, что у испытуемого средний уровень развития образного мышления, характеризующееся тем, что испытуемый лучше понимает и усваивает материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, но самостоятельно пользоваться схемами или рисунками не умеет. Структурно-динамический компонент визуального мышления находится на низком уровне, то есть ребенок не может преобразовывать качественную структурированную информацию в табличную (матричную) форму, так как не способен выделять основные тенденции. Содержание таблицы, изменное в виде текста, ребенок просто заучивает, также не воспринимая закономерностей, на основе которых была построена таблица. По результатам можно сказать, что такой познавательный процесс как мышление находится на среднем уровне развития.
Слайд 7Исследование слуховой памяти (Методика «Заучивание 10 слов» Лурия А.Р.) позволило,
сделать вывод, что у ребенка средний уровень развития слуховой памяти
(7); средний уровень кратковременной памяти; уровень долговременного запоминания ниже возрастной нормы, то есть, ребенок с трудом запоминает, испытуемому требуется большое число повторений, чтобы запомнить весь объем слов. В начале исследования наблюдается вялость испытуемого, однако к концу усиливается активность внимания. Через некоторое время снова необходимо было воспроизвести те же слова. В результате испытуемый воспроизвел 7 слов, что свидетельствует о недостаточной прочности сохранения материала.
Исследование зрительной памяти (по Н. Я. Семаго, М.М.Семаго) позволило сделать вывод, что у испытуемого низкий уровень развития зрительной памяти (испытуемый запомнил 4 слова). Таким образом, мнемические процессы характеризуются низким уровнем развития.
При исследовании характеристик мышления ……..ит.д.
…..
Подобным образом анализируем все показатели диагностики, пытаемся сопоставлять данные, у вас должно получится целостное представление о причинно-следственных взаимосвязях появления заявленной проблемы в жизни ребёнка!
Вывод: ,причинами нарушения поведения учащегося на уроке являются сниженный уровень развития компонентов когнитивной сферы (память, внимание, мышление), а также отсутствие познавательного мотива в структуре мотивации учебной деятельности.
Слайд 8ПРИМЕР РЕКОМЕНДАЦИЙ
Рекомендации классному руководителю
1. При работе с ребенком, выслушивайте его
терпеливо и внимательно, поддерживайте его;
2. Если ребенка дразнят в классе,
постарайтесь объяснить ему, что это говорит о проблемах тех детей, которые дразнят, а не о том, что он плохой. Советуйте ребенку игнорировать обидчиков и расширять круг доброжелателей. Помогите ребенку выбрать стандартные ответы на этот случай;
3.Необходимо включать ребенка в совместную деятельность, в которой он смог бы реализовать себя, в которой наиболее успешен, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле;
4.Никогда не говорить, что кто-то лучше, не сравнивать ребенка с другими детьми;
5.Требуя что-то, учитывайте возможности, а не то, как вам хотелось бы это видеть;
6.Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующих запоминания (заучивание стихов или текстов);
7.Тренировка переключения и распределения внимания (например, упражнение «Кто быстрее?», предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке одну букву, например «о» вертикальной чертой, другую букву, например «е» горизонтальной чертой). Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью - обводить кружком.
8.Для развития устойчивости и точности внимания можно использовать упражнение "Бегемот". Называются любые слова, ребенок их повторяет. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши. Это можно произнести в любой момент.
…….. И т.д.
Слайд 9Заключение по результатам
психодиагностического обследования учащегося 3 А класса МБОУ
СОШ № 3
Ф.И.О.: Г. Д. Д.
Дата рождения: 25.07.2007
Возраст: 9
лет 6 месяцев
Дата проведения диагностики: 27.12.16, 16.01-18.01.17
Запрос поступил от родителя: у мальчика снизилась мотивация учения.
Цель диагностики: выявление особенностей познавательной, мотивационной и личностной сфер.
Общие сведения.
В сентябре Д. получил травму правой (ведущей) руки, после месяца щадящего режима (не писал, меньше спрашивали, ограничения в двигательной активности и т.д.) мама отмечает нежелание ребёнка учится, снижение познавательного интереса, считает такое поведение последствием травмы. Мальчик воспитывается в полной семье, ребёнку уделяется большое внимание со стороны мамы, родители демонстрируют повышенные ожидания в отношении учебных успехов ребёнка, так как старшая девочка (проживает отдельно) была очень успешна в обучении и сама мама была отличницей. Педагог отмечает неуверенность, признаки тревожного поведения у учащегося, а также ожидание знаков одобрения как «сигнал» к выполнению/продолжению работы. Базовый уровень Д. усваивает на среднем уровне, в 1-2 классе был постарательнее, но особыми учебными успехами не выделялся. Нарушений в поведении нет.
Слайд 10Показатели обследования.
Особенности познавательной сферы: уровень актуального интеллектуального развития соответствует возрастной
норме; высокий уровень развития линейного визуального и норма развития структурного
визуального мышления; низкий уровень сформированности структурно-динамического аспекта невербального (визуального) мышления, то есть не всегда способен выявлять внутренние закономерности развития в наглядно представленной информации, снижено умение пользоваться табличной информацией, графиками; на среднем уровне развита способность работать по аналогии, хороший уровень развития операций обобщения, классификации.
Уровень развития слуховой – низкий, зрительной памяти – средний (ближе к низкому), средний уровень способности к заучиванию, долговременное хранение информации в пределах возрастной нормы; объём внимания – средний уровень, устойчивость – высокий уровень.
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности. Выполнение заданий учебного характера требует волевых усилий, ребёнок часто сомневается, комментирует, рассуждает вслух, требуя поддержки, одобрения своих действий. Самооценка высокая, степень дифференциации самооценки как в целом, так и относительно различных аспектов образа «Я» (социального и интеллектуального образа «Я») недостаточная. Позитивный «Я» образ. Диагностируется комфортное состояние, нормальная социально-психологическая адаптация ребёнка в классном коллективе, возможность презентации в психологически безопасных условиях своих возможностей. Познавательный мотив в учебной деятельности снижен, доминирует игровой мотив, а также для ребёнка важна сфера общения и сфера, где бы он мог продемонстрировать свои возможности.
Слайд 11Вывод: отсутствие мотивации обучения обусловлено недостаточной выраженностью познавательного мотива в
иерархии потребностей ребёнка, а также подкрепляется неадекватным самооцениванием себя, своих
качеств, поступков. Неуверенность в своих силах, возможностях, «боязнь не оправдать ожидания» ведёт к появлению тревожных тенденций в поведении.
Рекомендации родителям.
1. Оцените собственные ожидания в отношении успехов ребёнка, может это просто ваше желание, чтобы он был таковым, соответствовал, у мальчика же совершенно другие возможности, набор личностных качеств. Ситуация, когда ты должен «соответствовать» приводит к возникновению и закреплению неуверенного, тревожного поведения. Однако, это совсем не значит, что вы не можете приводить сыну в пример «образцы» успешности других людей, в том числе, связанных и со школьными успехами, в конце концов школа – это не только знания, это и возможность проявить себя, отработать различные тактики коммуницирования, выхода из сложных/конфликтных ситуаций, умение отстоять свою точку зрения и т.д.
Слайд 122. На основе высокой самооценки у ребёнка возникает идеализированное представление
о своей личности, о своих возможностях, что нередко ведёт к
игнорированию своих неудач ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков, любой неуспех ему кажется следствием неблагоприятного отношения к нему, порой он не желает признавать собственных ошибок. Поэтому анализируем в обязательном порядке ситуации, происходящие с мальчиком, таким образом, формируем адекватность самооценивания, способность воспринимать и принимать адекватно «неуспех», если таковой случился, а также «работаем» на развитие рефлексивного компонента самосознания, ответственности и самостоятельности в принятии решений.
3. Проанализируйте степень своей помощи ребёнку при подготовке домашнего задания, выделите, с чем ребёнок может справиться самостоятельно и что действительно требует вашего участия, помощи (увеличивайте долю самостоятельности, учите планированию). Обратите внимание на соотношение объема и качества выполняемых заданий, например, по окружающему миру, иногда лучше заучить определение и нужную информацию только по плану, не заучивая дополнительной информации. Спокойно воспринимайте, что оценки у ребёнка при таком подходе могут стать значительно ниже (с ребёнком, а не за него).
4.Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе – систематически говорите о важности приобретения знаний именно для Д. (зачем нужно, перспективы, как связано с дальнейшем обучением и т.д.)- «вода камень точит». Каждому человеку сложно следовать тому, что не является твоим истинным желанием, поэтому задача взрослого «включить» учёбу в жизнь, потребности школьника как необходимый компонент в структуре потребностей. Отмечайте успехи в учебном плане, особенно если они были достигнуты фактически самостоятельно ребёнком
педагог-психолог: /Н…… О.В. / 27.01.17