Слайд 220 ноября –
Всемирный день прав ребенка
Слайд 3 Основные документы,
в которых записаны
права ребенка:
Декларация прав ребёнка
принята Генеральной ассамблеей ООН (20.11.1959 г.)
Конвенция о правах ребенка
принята Генеральной ассамблеей ООН (20.11.1989 г.)
в нашей стране вступила в силу 02.09.1990 г.
Конституция РФ
(Глава 2 Права и свободы человека и гражданина принята 12.12.1993г.)
Семейный кодекс РФ (принят 15.11.1997г.)
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Слайд 4 “Право” – это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей
в обществе, установленные и охраняемые государством.
Слово “право” имеет общий
корень с такими словами, как “правило”, “правда”, “справедливость”.
Первоначально понятия “хорошо” – “плохо”, действовали в виде традиций и обычаев внутри рода или племени. Затем были записаны в религиозных текстах. Во все времена главной ценностью для человека являлась и является его жизнь. Подтверждением тому является библейские заповеди. Первая из этих заповедей – “Не убий!”
Народные традиции и обычаи, религиозные представления со временем преобразовались в законы, которые действовали на определенной территории и применялись во взаимоотношениях между людьми, проживавшими на данной территории.
Слайд 5Международные документы о правах детей:
Декларация прав ребенка – официальный документ,
где записаны права ребенка. В нем задекларированы основные принципы, рекомендации.
Всего их десять.
Во Всеобщей декларации прав человека записано, что “главное право каждого человека – право на жизнь”.
Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Конвенция в переводе с латинского – договор, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Она содержит три части, 54 статьи.
Слайд 6
Конституция Российской Федерации – основной Закон нашей страны.
Основные права, можно квалифицировать на:
* личные (право
на жизнь);
* политические (право на свободу слова, совести);
* гражданские (избирательное право);
* социально-экономические (право на труд, на отдых, образование, чистую экологию);
* культурные (право на свою национальную культуру, язык).
Слайд 7
В Конституции государства закреплены и основные обязанности граждан:
* Соблюдать
законы государства
* Платить налоги, сборы
* Защищать Отечество
* Сохранять природу
* Заботится
о детях и нетрудоспособных родителях
* Беречь памятники культуры
Слайд 9
Кроме Конституции РФ, права ребенка-ученика закреплены в других законах:
Федеральном
законе “Об образовании”
Законе “Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ”
120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
Законе Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области»
Уставе ОУ
Слайд 10
Жизнь человека начинается в семье. Если в семье царит мир
и согласие, человек чувствует себя уверенно и спокойно. В Российской
Федерации семья является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни.
Семейные отношения регулируются в нашей стране семейным законодательством.
«Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)»,-3акон РФ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Слайд 12
* на получение фамилии, имени, отчества;
* жить и воспитываться в
семье;
* знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также
на заботу со стороны своих родителей, на воспитание ими и всестороннее развитие;
* на общение с родителями и другими родственниками (в случае расторжения брака между родителями, раздельного проживания родителей, нахождения в лечебном учреждении, в случае задержания, ареста, заключения под стражу);
* на защиту и восстановление своих законных прав и интересов;
* на выражение своего мнения при решении любого вопроса в семье;
* на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
* владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании;
* на жилье и защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей);
* право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования.
Ребенок в семье имеет право:
Слайд 23
С какого возраста ребенок имеет право
на выражение собственного мнения?
Законом
этот возраст не ограничен. Ребенок вправе выражать свое мнение при
решении в семье любых вопросов, затрагивающих его интересы.
По вопросам, затрагивающим интересы ребенка, обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства. При достижении ребенком 10 лет, учет его мнения в разрешении спора является обязательным и только с согласия ребенка этого возраста возможно:
* изменение его имени, фамилии;
* восстановление прав родителя, который был лишен родительских прав;
* усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка;
* передача его на воспитание в приемную семью (ст. 57 СК РФ).
Слайд 24
Кто и как обязан осуществлять
защиту прав и законных интересов
ребенка?
Защиту прав и законных интересов ребенка осуществляют родители, усыновители, опекуны,
попечители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд. При нарушении прав и законных интересов ребенка родителями, ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, а при достижении 14 лет самостоятельно в суд.
Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст.56 СК РФ).
Слайд 25
Имеют ли право родители
причинить вред здоровью детей?
Нет, не имеют.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому
и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ч.1 ст.65 СК РФ).
Слайд 26
Какие права и обязанности
по воспитанию и образованию
детей
имеют родители?
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в
отношении своих детей (родительские права) (ч.1 ст.61 СК РФ).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (ст.63 СК РФ).
организации
по защите прав личности:
Комитет по правам ребенка, ООН, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Европейский союз, Евразийское Экономическое Сообщество, ОБСЕ, Совет Европы, Комитет по правам ребенка, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
Слайд 28Российские организации по защите прав человека (детей):
“Российский детский фонд”, Детская
общественная приемная при Министерстве образования РФ, Центр развития демократии и
прав человека, Независимые российские общественные организации по защите прав детей, Городские общественные организации по защите прав женщин и детей, Молодежная Школа прав человека и правовой культуры, Центр развития демократии и прав человека, Институт прав человека, Молодежное правозащитное движение, Межрегиональная Ассоциация "За гражданское образование", Фонд защиты гласности, Российские правозащитные сети, Союз комитетов солдатских матерей, Гуманитарно-политологические Центры, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
Слайд 29Каждый должен знать и помнить, что при осуществлении собственных прав,
недопустимо нарушение прав других людей.
“Какой мерой хочешь, чтобы тебя мерили,
такой и ты мерь, и как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай” – так представляли себе взаимосвязь прав и обязанностей библейские мудрецы
Слайд 31
Все дети имеют равные права, независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо
от места рождения и положения своих родителей.
* право учиться, воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях;
* право на имя и принадлежность к стране;
* право на защиту, хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание;
* право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны государства, если родственники не могут помочь;
* право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, они не обязаны делать работу, которая затрудняет их развитие как физически, так и умственно