Татарский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционная религия татар — ислам, за исключением небольшой группы татар, которые были обращены в православие в XVI—XVIII вв. Они так и называют себя: «кряшен» — «крещеные». Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные).
Праздники и обряды.
У татар есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество".
В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. В дни Курбан-байрам — праздник жертвы - старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд, и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться…
Чтобы хозяева были более щедрыми, дети нередко заранее готовили различные заклички, которые хором выкрикивали, подходя к дому. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там под руководством одной-двух пожилых женщин из собранных продуктов готовили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику — Сабантую.
Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: «Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят». Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом обход продолжался около двух часов.
В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.
На время сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов – к ним переходила вся власть в деревне, они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.
Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.
В праздновании Сабантуя в разное время принимали участие президенты РФ. Борис Николаевич Ельцин во время Сабантуя в городе Арске разбил битой горшок с первого удара, а Владимиру Владимировичу Путину удалось достать монетку из чана с катыком.
Традиционные соревнования Сабантуя:
По своей сути, Нардуган - это, практически, те же Святки. Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка. Ряженых угощали, как и на святочных колядках. В Нардугане также присутствуют гадания, характерные для святочных праздников.
Личные татарские имена по происхождению подразделяют на несколько типов. Многие современные татарские имена резко отличаются от имён других тюркских народов: они гораздо чаще сочетают в себе западноевропейские личные имена и традиционные фамилии тюрко-персо-арабского происхождения.
Все татарские фамилии представляют собой производные от имен какого-либо предка мужского пола с добавлением русских окончаний. Из фамилий, образованных от профессий можно выделить Урманчиев - "лесник" и Аракчеев - "аракчи" (т.е. любитель выпить, от тюркского слова araq - водка).
Отчества у древних предков современных татар Поволжья и Приуралья появились ещё со времен принятия ислама. Отчество образуется от имени отца: в татарской транскрипции после имени отца добавляется «улы» (сын) или «кызы» (дочь).
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть