Слайд 1Предмет и методы медицинского и фармацевтического товароведения.
Потребительные стоимости товара
Слайд 2 Определение, предмет, цель, задачи товароведения.
2. Исторический экскурс.
3. Методы и
разделы товароведения.
4. Характеристика дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение».
Слайд 3Товароведение
это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские
стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.
это научная дисциплина,
изучающая потребительные стоимости товара, которые образуют присущие только этому товару свойства или качества.
Слайд 4Потребительная стоимость (свойство) - способность товара удовлетворять конкретные потребности человека.
Совокупность таких свойств - потребительская ценность товара.
Слайд 5Предмет товароведения –
потребительные стоимости товаров, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.
Цель товароведения –
изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его
потребительную стоимость, а также возможных их изменений на всех этапах товародвижения.
Слайд 6Основные задачи товароведения:
- определение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительную стоимость
-
систематизация товаров с применением методов классификации и кодирования
- управление ассортиментом
организации
- товароведческая характеристика конкретных товаров
- товароведческий анализ и экспертиза товаров
- информационное обеспечение товародвижения от производителя до потребителя
Слайд 7Исторический экскурс
Этапы истории товароведения:
I этап (XVI - начало XVIII
в.) - товарно-описательный (квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с
их назначением, основными свойствами)
II этап (начало XVIII - середина XX в.) - товарно-технологический (изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия)
III этап (с середины XX в.) - товарно-формирующий (изучаются свойства товаров с целью формирования товаров с заданной общественной потребительной стоимостью)
Слайд 8Разделы товароведения
Общее товароведение
Изучается обобщенная и систематизированная товароведческая характеристика ассортиментных групп,
видов и разновидностей товаров, анализируются состояние и перспективы развития конкретного
рынка.
Рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любых товаров и частных разделов
Частное товароведение
Медицинское и фармацевтическое
товароведение
Слайд 9Методы товароведения
Методы научного познания
Методы практической товароведческой деятельности
Эмпирические (измерительные и
органолептические)
Аналитические
(методы управления и систематизации)
Методы экспертизы товаров, рекомендуемые
НТД для оценки качества
Технологические методы (упаковка, маркирование, хранение)
Слайд 10Медицинское и фармацевтическое товароведение – наука, изучающая потребительские свойства медицинских
и фармацевтических товаров.
Цель МФТв
изучение ассортимента медицинских и фармацевтических товаров,
их товароведческий анализ и маркетинговые исследования товаров в системе товародвижения. (Н.Б.Дремова)
- формирование товароведческого мышления и выработка умений и навыков по товароведческому анализу медицинских и фармацевтических товаров и факторов, влияющих на их потребительские свойства.
(С.З.Умаров и др.)
Слайд 11 Предмет изучения МФТв:
потребительские стоимости медицинских и фармацевтических товаров,
применяемых по отдельности или в сочетании между собой в целях:
профилактика, диагностика, лечение заболеваний и реабилитация
проведение медицинских процедур и исследований, замена или модификация тканей и органов человека, восстановление или компенсация нарушенных или утраченных физиологических функций
воздействие без химических, фармакологических, иммунологических или иных взаимодействий на организм человека.
Слайд 125. Товар: определение, классификация
Слайд 13Товар (product)
все, что может удовлетворить потребности или нужду
и предлагается рынку с целью привлечения внимания,
приобретения,
использования потребителем
Слайд 14Продукция
- совокупность продуктов производства или отдельный продукт производства
Слайд 15Классификация товаров
Товары
Индивидуального (широкого) потребления
Производственного (промышленного) назначения
Длительного пользования
Краткосрочного пользования
Услуги
Товары эксклюзивного ассортимента
Материалы
и детали
Капитальное строительство
Вспомогательные материалы и услуги
Слайд 16длительного пользования - приобретаются редко, выдерживают многократное пользование.
2) краткосрочного пользования
- приобретаются часто, потребляются за один или несколько циклов использования.
Слайд 17 3) услуги - объекты продажи в виде действий, выгод.
Услуги могут быть связаны с товарами в их материальном виде,
а также могут оказываться и в нематериальной форме.
4) товары эксклюзивного ассортимента - если товар отсутствует, то покупатель ждет, пока он не появится на рынке; если покупатель не находит такого товара, то не покупает вообще.
Слайд 186. Потребительcкие свойства товаров
Слайд 19Потребительная стоимость (свойство)
- способность товара удовлетворять конкретные потребности человека.
Совокупность таких свойств - потребительская ценность товара.
К потребительским свойствам относят:
эффективность использования изделий по назначению
социальная значимость
практическое применение
удобство пользования
безвредность и эстетическое совершенство.
Слайд 20Типы потребительских свойств товаров
Потребительские свойства товаров
Социальные
Функциональные
Надежность
Эргономические
Эстетические
Экологические
Безопасность
Слайд 21Социальные свойства – это соответствие товара потребностям общества или его
общественную значимость для различных групп потребителей.
Функциональные свойства - это показатели
соответствия изделия выполнению основной функции или использованию его по назначению.
Слайд 22Надежность изделий в потреблении - это способность товаров выполнять заданные
функции в течение определенного времени.
Эргономические свойства - это показатели
удобства и комфорта в процессе эксплуатации изделия, это соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им.
Слайд 23Эргономические свойства товара:
гигиенические - соответствие требованиям условий эксплуатации (температура, влажность,
гигроскопичность и т. д.)
антропометрические - соответствие конструкции изделия форме и
массе тела человека
физиологические и психофизиологические - соответствие конструкции органам чувств и мышечной энергии человека
психологические - соответствие изделий восприятию, мышлению и памяти человека
Слайд 24Эстетические свойства – это отражение информационной выразительности и гармоничности, рациональности
формы, конструкции, внешнего оформления, целостности композиции, совершенства исполнения.
Экологические свойства –
это защита окружающей среды от выделений вредных веществ при производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации товара.
Безопасность потребления – это обеспечение безопасности человека при пользовании изделием.
Слайд 25"Жесткие" параметры используются для оценки важнейших функций товара и связанных
с ними основных характеристик, заданных конструктивными принципами изделия:
технические (классификационные, технической
эффективности, конструктивные)
экономические (себестоимость, цена и т. п.)
нормативные (соответствие стандартам, нормативам и т. п.).
"Мягкие" параметры применяют для характеристики эстетических свойств товара (дизайн, цвет, упаковка и т. п.)
Слайд 267. Основные характеристики товара
Слайд 27ассортиментная
Характеристики товара
качественная
количественная
стоимостная
Слайд 28Ассортиментная характеристика - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков
товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.
Качественная характеристика - это
безопасность, экологичность и др.
Слайд 29Количественная характеристика - это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с
помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.
Стоимостная
характеристика отражает реальные затраты на производство и доведение товара до потребителя.