Слайд 1Предмет и назначение философии
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Особенности философского знания и
предмет философии.
Строение философского знания и стили философствования.
Основные методы философии.
Функции философии.
Слайд 2Философия от греч. phileo – любовь, стремление, жажда, sophia –
мудрость; т.е. дословно переводится – любовь к мудрости.
Слайд 3
благоговейное отношение к жизни –
вот что может помочь
России (1921 г.)
любовь к знанию,
воля к производительному (физическому и
умственному) труду,
Слайд 43 уровня знаний:
обыденное, стихийно-эмпирическое знание;
конкретно-научное знание (добывается усилиями ученых в
области природы, общества, техники, человека, языка и др.);
мировоззренческое знание –
стихийное и сознательное («проклятые вопросы»).
Слайд 5Мировоззрение – это совокупность обобщенных представлений о мире и человеке,
о месте человека в мире, о цели и смысле его
существования. Мировоззрение включает знания, ценностные ориентации и установки к действию. Именно поэтому мировоззрение является также программой действий человека, социальной группы или общества в целом
Слайд 6Исторические типы мировоззрений
Слайд 7
Характерные черты мифологического мировоззрения
синкретизм – нерасчлененность естественного и сверхъестественного миров;
2)
антропоморфизм – рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком;
при этом человек не выделяется из природы;
3) допонятийность – чувственное мировосприятие;
4) анонимность: миф – продукт коллективного творчества;
5) связь с магией как духовно-практическим отношением человека к миру: миф включает элементы ритуально-магических техник;
6) миф – не простое повествование: живут в мифе и мифом.
Слайд 8Характерные черты религиозного мировоззрения
1) раздвоение мира на естественный и сверхъестественный;
2)
теоцентризм; вера в сверхъестественное связана с культом;
3) социоантропоморфизм – рассмотрение
явлений природы по аналогии с человеком и обществом; человек выделяется из природы и противопоставляется ей как телесное существо, наделенное бессмертной душой;
4) преобладание образно-эмоционального мировосприятия;
5) разделение веры и знания, разум подчинен вере;
6) догматизм и авторитаризм. Религиозное мировоззрение основывается на Священном Писании и знаниях, открытых богоизбранным лицам путем Откровения. Рациональная критика этих «основ» и их пересмотр исключаются.
Слайд 9Характерные черты философского мировоззрения
1) антропоцентризм – сфокусированность всех проблем на
человеке;
2) рациональное (категориально-логическое) мировосприятие («мышление в понятиях»);
3) мир как поле
действия объективных сил;
4) разум ставится выше веры; основывается на знании;
5) методологическая оснащенность поиска истины;
6) критичность и антидогматизм, опора на знание (а не веру и догматы). Философствование раздвигает горизонты жизненного мира человека с помощью критики сложившихся представлений о природе, человеке и обществе. Критика – форма бытия философии;
7) свободомыслие, терпимость к иномыслию и открытость новому знанию;
8) ориентирует человека на коммуникацию и самореализацию без мистико-магических ритуалов и обрядов.
Слайд 10Структура философского мировоззрения
3 области знания:
гуманитарные (человек)
естественнонаучные (природа)
технические знания (техника)
Слайд 11Объект философии – отношение «человек и мир».
Предмет философии – предельные
основания (конечные цели, смыслы) отношения человека к миру.
Рефлексия (от позднелат.
reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
Слайд 12Философия – вид интеллектуальной деятельности человека, связанный с осмыслением предельных
оснований культуры и отношения человека к миру.
Слайд 13Истинное призвание философии состоит в ответе на вопросы:
1) что я
могу знать?
2) Что я должен делать?
3) На что
я смею надеяться?
4) «Что есть человек?»
Слайд 14Философия выступает как знание (миропонимание, мирообразы, философемы), стиль мышления, мироощущение
(чувственно-эмоциональное переживание), система ценностей и образ жизни (жизнь «под знаком
вечности»).
Особенности философского знания: всеобщность (философия как «учение о тотальности бытия» Э. Кассирера), рефлексивность, аксиологичность, антропоцентричность
Слайд 17Типы философии:
по характеру рациональности: полигисторский (доксографический), технический, эпистемный, софийный.
Неизменность софийного ядра философии;
по решению основного вопроса философии: материализм и
идеализм. Виды материализма: наивный, механистический, диалектический, научный; виды идеализма: субъективный, объективный.
по числу «первоначал»: монизм, дуализм, плюрализм;
по характеру ментальности (образ мышления): интеллектуализм (разум) и волюнтаризм (воля);
по предметной ориентированности: космизм, антропоцентризм, теоцентризм, натурализм, философия духа, философия техники, философия языка;
по историческим эпохам: философия Древнего мира (VI в. до н.э. – начало VI в. после н.э.); Средневековая философия (V – ХIV вв.), философия Возрождения (ХV – ХVI вв.), философия Нового времени (ХVII – ХVIII вв.) и философия Новейшего времени (сер. ХIХ – ХХ вв.).
по типам рациональности: классическая философия, неклассическая философия, постнеклассическая философия («философия постмодерна»).
Слайд 19Способы понимания философии
«софийный» тип;
«эпистемический» тип (от греч. -
«точно установленное знание», «наука»);
«технематическим» (от греч. - «искусное
произведение», «изобретение», «выдумка», «ловкий трюк» и т.п.)
Слайд 20Основные методы философии
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика
•
материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
Слайд 21Функции философии
Мировоззренческая функция – связана с формированием индивидуального или коллективного
мировоззрения.
2. Методологическая функция – связана с разработкой общих принципов и
методов познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека. Включает логико-гносеологическую и прогностическую подфункции.
3. Аксиологическая функция – связана с осмыслением и формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок («принципов жизни») на их реализацию.
4. Коммуникативная функция – связана с осознанием общности и взаимопонимания между людьми, способствует рационализации коммуникативного опыта и сбалансированию общественного бытия, обосновывая идеалы и нормы коммуникации, свободной от господства.
Слайд 225. Социально-критическая функция – содействует выявлению и развенчанию негативного опыта,
привычек, идолов, предрассудков и стереотипов, сковывающих ищущую мысль и преобразующее
действие, а также способствует прояснению скрытых допущений, идей, побуждений и влечений, обусловливающих формы организации и реализации общественно-исторической деятельности.
6. Гуманистическая (или культурно-воспитательная) функция – связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод, а также с выявлением, обобщением и передачей (трансляцией) от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества, помогающих человеку адаптироваться в окружающем мире.
7. Интеллектуально-терапевтическая функция – состоит в укреплении внутреннего духовного «стержня» и развитии способности стойко преодолевать жизненные трудности, а также в исцелении и утешении человека философским словом: «Философия как целительница души» (Цицерон).
Слайд 23Определения философии:
образ жизни (кинизм, эпикуреизм, конфуцианство);
«целительница души» (Эпикур, Цицерон, Сенека,
Боэций);
«помышление о смерти» (Сенека, патристика, христианская философия);
мировоззрение;
методология познания;
знание о мире
в целом (античная досократическая философия, философия Возрождения, новоевропейский рационализм);
анализ «условий возможности опыта» (Кант);
«эпоха, схваченная в мысли» (Гегель);
форма идеологии; наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления (марксизм);
нерационализируемое постижение жизни и «исповедь философа» (Ницше);
«терапия языка» (лингвистическая философия);
учение о бытии человека «в общем виде» (экзистенциализм);
критическое прояснение и обоснование структур «человеческого опыта мира» (филос. антропология»); виды и структура миропонимания (Э. Кассирер).
интеллектуальная игра, непонятная для обычного человека, занятого устроением жизни и выживанием. (Отсюда насмешливое и злобное отношение к философии и преподавателям философии!? Это, скорее, от неустроенной российской жизни).