Разделы презентаций


Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. БФУ им. И. Канта доцент,

Содержание

Пропедевтика внутренних болезней (вступительная лекция)Краткий исторический очерк. Значение дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Понятие о врачебной деонтологии. Принципы диагностики заболеваний внутренних органов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней.

БФУ им. И. Канта доцент, к.м.н. Бут-Гусаим В.И.
Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней.

Слайд 2Пропедевтика внутренних болезней (вступительная лекция)
Краткий исторический очерк. Значение дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней».

Понятие о врачебной деонтологии. Принципы диагностики заболеваний внутренних органов.


Пропедевтика внутренних болезней (вступительная лекция)Краткий исторический очерк. Значение дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Понятие о врачебной деонтологии. Принципы

Слайд 3Внутренние болезни или терапия
Этот раздел медицины изучает этиологию, патогенез, диагностику,

лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов – сердца, легких,

желудка, кишечника , почек, желез внутренней секреции, серозных оболочек, системы крови и суставов.
Внутренние болезни или терапияЭтот раздел медицины изучает этиологию, патогенез, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов

Слайд 4Терапевт - самая распространенная медицинская специальность в мире

Терапевт - самая распространенная медицинская специальность в мире

Слайд 5ПРОПЕДЕВТИКА – и, ж. (книжн.). Предварительный круг знаний о чём–н.
прил.

пропедевтический, –ая, –ое. П. курс (краткий).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

и Н.Ю.Шведовой)

Пропедевтика (от слова «propedeu»- узнаю) – это наука
об основах диагностики внутренних болезней.

ПРОПЕДЕВТИКА – и, ж. (книжн.). Предварительный круг знаний о чём–н.прил. пропедевтический, –ая, –ое. П. курс (краткий).		(Толковый словарь

Слайд 6Пропедевтика внутренних болезней – предварительное изучение внутренних болезней или введение

в науку о внутренних болезнях
Изучая пропедевтику внутренних болезней будущий врач

обучается методам диагностики заболеваний
Пропедевтика внутренних болезней – предварительное изучение внутренних болезней или введение в науку о внутренних болезняхИзучая пропедевтику внутренних

Слайд 7Qui bene diagnoscit, bene curat.

Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и

лечит.
Основной задачей предмета Пропедевтики внутренних болезней является изучение методов обследования

больных с диагностической целью, а также изучение симптомов или признаков заболеваний
Qui bene diagnoscit, bene curat.Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит.Основной задачей предмета Пропедевтики внутренних болезней является

Слайд 8Диагностика болезней непрерывно связана с развитием медицины
Гиппократ ( 460-377гг.до н.э.)

– представитель Косской школы Древней Греции.
Гиппократ для диагностики заболеваний

пользовался «взглядом, осязанием, слухом, обонянием и вкусом» и впервые при лечении применил наблюдение у постели больного. Он выслушивал хрипы в легких, шум трения плевры, применял пальпацию печени и селезенки.

Диагностика болезней непрерывно связана с развитием медициныГиппократ ( 460-377гг.до н.э.) – представитель Косской школы Древней Греции. Гиппократ

Слайд 9В Х веке значительный вклад в развитие медицины был внесен

выдающимся таджикским врачом Абу-Али-Ибн-Синой (Авиценной). Авиценна описал симптомы многих заболеваний

– плеврита, менингита, чумы, холеры, оспы, сибирской язвы («персидский огонь»), язвенной болезни желудка, сахарного диабета и многих других.
В Х веке значительный вклад в развитие медицины был внесен выдающимся таджикским врачом Абу-Али-Ибн-Синой (Авиценной). Авиценна описал

Слайд 10Венский врач
Леопольд Ауэнбруггер (1722-1809)-впервые предложил метод перкуссии (1861г.)

Венский врач Леопольд Ауэнбруггер (1722-1809)-впервые предложил метод перкуссии (1861г.)

Слайд 11 Рене Лаэннек (1781-1821) – впервые предложил метод аускультации и

разработал первый стетоскоп.

Рене Лаэннек (1781-1821) – впервые предложил метод аускультации и разработал первый стетоскоп.

Слайд 12 «В 1816 году я был приглашен к одной молодой

даме, представлявшей общие признаки сердечной болезни, у которой прикладывание руки,

а равно и перкуссия не дали никаких результатов вследствие имевшейся у нее значительной жировой подстилки. Но так как возраст и пол больной не позволили мне предпринять описанный выше метод исследования, то мне пришло на память известное акустическое явление: прикладывая ухо к одному концу бревна, можно прекрасно расслышать дотрагивание иголкой до другого конца его. Я взял лист бумаги, сделал из него узкий цилиндр, один конец которого приставил к сердечной области и, приложив ухо к другому концу его, я был столь же удивлен, как и обрадован тем, что мог слышать удары сердца гораздо громче и точнее, чем это мне представлялось до тех пор при непосредственном прикладывании уха».

Р. Лаэннек

«В 1816 году я был приглашен к одной молодой даме, представлявшей общие признаки сердечной болезни, у

Слайд 13Стетоскопы, использовавшиеся врачами в ХХ веке

Стетоскопы, использовавшиеся врачами в ХХ веке

Слайд 14Матвей Яковлевич Мудров-
(1776-1831) внедрил в практику
метод системного обследования


больного и ведение истории
болезни

Матвей Яковлевич  Мудров-(1776-1831) внедрил в практику метод системного обследования больного и ведение истории болезни

Слайд 15Григорий Антонович Захарьин -(1829-1897) – предложил метод расспроса, блестяще владел

сбором анамнеза

Григорий Антонович Захарьин -(1829-1897) – предложил метод расспроса, блестяще владел сбором анамнеза

Слайд 16Крупнейший французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась на наблюдение,

на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту

искусства». Г.А. Захарьину принадлежит приоритет в описании и объяснении появления зон повышенной кожной чувствительности при заболеваниях внутренних органов (зоны Захарьина-Геда), разработке диагностики и классификации туберкулеза. Великий клиницист считал, что лечение заболеваний должно быть всегда комплексным, включающим гигиенические мероприятия, диету и медикаментозные средства, климатотерапию. Он подчеркивал: «Победоносно спорить с недугами может лишь гигиена».
Крупнейший французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса,

Слайд 17Сергей Петрович Боткин (1832-1883) – создал теорию диагностического мышления, был

выдающимся клиницистом. Он считается основоположником физиологического направления в медицине и

родоначальником экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России.

Сергей Петрович Боткин (1832-1883) – создал теорию диагностического мышления, был выдающимся клиницистом. Он считается основоположником физиологического направления

Слайд 18«Теория эта должна вытекать из критического разбора всех найденных фактов.

Чем шире и многостороннее образование врача, тем вернее будет критика

фактов и тем вернее, конечно, будет гипотеза – результат критического разбора всего найденного. Эта...гипотеза и составляет...распознавание (diagnozis) болезни исследуемого индивидуума»

С. П. Боткин

«Теория эта должна вытекать из критического разбора всех найденных фактов. Чем шире и многостороннее образование врача, тем

Слайд 19Василий Парменович Образцов (1849-1920) – создал терапевтическую клиническую школу. Разработал

метод глубокой, скользящей пальпации.

Василий Парменович Образцов (1849-1920) – создал терапевтическую клиническую школу. Разработал метод глубокой, скользящей пальпации.

Слайд 20Николай Дмитриевич Стражеско (1876 - 1920). Труды по патологии кровообращения

и пищеварения, ревматизму. Совместно с В. П. Образцовым дал классическое

описание клиники инфаркта миокарда.
Николай Дмитриевич Стражеско (1876 - 1920). Труды по патологии кровообращения и пищеварения, ревматизму. Совместно с В. П.

Слайд 21«Деонтология» наука о профессиональном поведении человека (deontos – должное, logos

- учение).

Медицинская деонтология - наука о моральном, этическом облике человека,

посвятившему себя благородному делу – заботе о здоровье людей; о взаимоотношениях врачей между собой, с другим медицинским персоналом, с больным и его родственниками.

Врачебная этика – наука о нормах поведения врача в обществе, об отношениях врача с больным , его родственниками, коллегами.

«Деонтология» наука о профессиональном поведении человека (deontos – должное, logos - учение).Медицинская деонтология - наука о моральном,

Слайд 22Основные деонтологические требования к врачу
1.Высокая квалификация врача
2.Понимание психологии больного
3.Высокие моральные

и душевные качества (чуткость и внимание, умение выслушать, утешить, обнадежить,

вселить в больного веру в выздоровление)
4.Чувство ответственности за пациента
5.Высокая культура врача
6.Способность принимать оптимальное решение в критических ситуациях. Решительность.
7.Способность признавать свои недостатки и ошибки.
8.Сохранение врачебной тайны


Основные деонтологические требования к врачу1.Высокая квалификация врача2.Понимание психологии больного3.Высокие моральные и душевные качества (чуткость и внимание, умение

Слайд 23Дисциплина « Уход за больными»
Создание безопасной больничной среды (поддержание благоприятной

санитарно-эпидемиологической обстановки)
Личная гигиена больного
Питание больных
Наблюдение за больными
Уход за тяжелобольными

пациентами
Подготовка и проведение лабораторных и инструментальных исследований
Применение лекарственных средств
Реанимация и оказание помощи при неотложных состояниях


Дисциплина « Уход за больными»Создание безопасной больничной среды (поддержание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки)Личная гигиена больногоПитание больныхНаблюдение за больными

Слайд 24Изучение методов наблюдения и исследования больного – овладение врачебными навыками
Изучение

признаков (симптомов) и их диагностического значения – семиотика (симптоматология)
Изучение клинической

картины болезней
Исследование особенностей мышления врача при распознавании болезни – методология диагноза

«Первое надобно познать болезнь, ибо познание болезни уже половина лечения»
М.Я. Мудров
Диагностика (diagnosticon – способность распознавать) – наука, изучающая процесс распознавания болезни.

Изучение методов наблюдения и исследования больного – овладение врачебными навыкамиИзучение признаков (симптомов) и их диагностического значения –

Слайд 25Признаки болезни (симптомы) и их диагностическое значение изучает семиотика (симптоматология)
Признак,

или симптом заболевания – это статистически значимое отклонение того или

иного показателя от границ его нормальных величин или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления.
Симптомы бывают субъективные (жалобы) И ОБЪЕКТИВНЫЕ (выявляются при физикальном, лабораторном и инструментальном исследовании
Признаки болезни (симптомы) и их диагностическое значение изучает семиотика (симптоматология) Признак, или симптом заболевания – это статистически

Слайд 26Патогномоничные симптомы свойственны строго определенному заболеванию и не встречаются ни

при каких других; в то же время данное заболевание никогда

не протекает без этого симптома (мегалобласты при В12-дефицитной анемии)
Специфические симптомы указывают на поражение какого-либо органа или системы, но встречаются при разных патологических процессах (язва желудка как симптом язвенной болезни и рака желудка)
Неспецифические (общие) симптомы обнаруживаются при разных заболеваниях и возникают вследствие функциональных расстройств нервной и сердечно-сосудистой системы (слабость, головная боль и др.)
Патогномоничные симптомы свойственны строго определенному заболеванию и не встречаются ни при каких других; в то же время

Слайд 27Синдром – совокупность симптомов, объединенных единым механизмом развития
Например: изжога, отрыжка,

тошнота и рвота представляют
синдром желудочной диспепсии.
Удушье, тахикардия , цианоз

и кашель характерны для
синдрома сердечной астмы, обусловленной снижением
функции левого желудочка сердца.

Диагноз – краткое определение сущности
патологического процесса, отражающее его
этиологию, патогенез и
характеристику этих изменений.

Синдром – совокупность симптомов, объединенных единым механизмом развитияНапример: изжога, отрыжка, тошнота и рвота представляют синдром желудочной диспепсии.Удушье,

Слайд 28Классические методы преподавания на кафедре пропедевтики внутренних болезней
Клинические лекции
Практические занятия
Тематические

разборы больных
Решение ситуационных задач
Тестирование

Классические методы  преподавания на кафедре пропедевтики внутренних болезнейКлинические лекцииПрактические занятияТематические разборы больныхРешение ситуационных задачТестирование

Слайд 29Традиционные методы преподавания на кафедре пропедевтики внутренних болезней
Обучение методам обследования студентами

друг на друге
Самостоятельная работа студентов с больными (с контролем преподавателя)
Проведение

неоднократных повторных зачетов по методам обследования
Написание контрольной истории болезни
Олимпиада по программе обучения


Самостоятельная работа студентов по изучению метода аускультации

Традиционные методы преподавания на кафедре пропедевтики внутренних болезнейОбучение методам обследования студентами друг на другеСамостоятельная работа студентов с

Слайд 30 На кафедре пропедевтики внутренних болезней студенты впервые в терапевтической клинике
Работают

в палатах непосредственно у постели больного
Осуществляют расспрос больного
Проводят непосредственное обследование

пациента
Знакомятся с дополнительными методами исследования
Анализируют выявленные симптомы болезней
Обосновывают клинический диагноз
Оформляют историю болезни
Встречаются с проблемами деонтологии
Учатся клиническому мышлению

На кафедре пропедевтики внутренних болезней студенты впервые в терапевтической клинике	Работают в палатах непосредственно у постели больного		Осуществляют расспрос

Слайд 31Заслуженной популярностью среди студентов пользуются занятия по электрокардиографии

Заслуженной популярностью среди студентов пользуются занятия по электрокардиографии

Слайд 32Методы обследования больного
Основные методы обследования
Анамнез (официальный анамнез, жалобы, анамнез заболевания,

анамнез жизни)
Физические (физикальные) методы (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация)
Дополнительные методы

исследования
Лабораторные
Инструментальные
Методы обследования больногоОсновные методы обследованияАнамнез (официальный анамнез, жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни)Физические (физикальные) методы (осмотр, пальпация, перкуссия

Слайд 33Жалобы
Основные жалобы – те, которые предъявляет сам больной
Дополнительные жалобы врач

выявляет активно, задавая вопросы больному

ЖалобыОсновные жалобы – те, которые предъявляет сам больнойДополнительные жалобы врач выявляет активно, задавая вопросы больному

Слайд 34Детализация жалоб: основные характеристики боли
Характер боли (острая, тупая и т.д.)
Локализация

боли
Распространение (иррадиация) боли
Временная или постоянная боль
Условия возникновения боли
Условия облегчения боли
Сопутствующие

симптомы


Детализация жалоб: основные характеристики болиХарактер боли (острая, тупая и т.д.)Локализация болиРаспространение (иррадиация) болиВременная или постоянная больУсловия возникновения

Слайд 35Анамнез заболевания (история настоящего заболевания - anamnezis morbi)
История заболевания –должна

отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Важно

выяснить частоту обострений,
длительность периодов ремиссии (временного ослабления болезни).
Обязательно следует расспросить больного о проводимом ранее лечении и его эффективности
Необходимо уточнить мотивы настоящего обращения к врачу: обострение заболевания, появление новых симптомов, экспертные вопросы и др.

Анамнез заболевания  (история настоящего заболевания - anamnezis morbi)История заболевания –должна отражать развитие болезни от ее начала

Слайд 36Анамнез жизни (anamnesis vitae) Анамнез жизни – медицинская биография больного и

отражает все периоды его жизни

Уточняется социальный анамнез, семейный анамнез, наследственность,

профессиональный анамнез, перенесенные болезни и операции.
У женщин выясняется гинекологический анамнез.
Выясняется аллергологический анамнез.
Уточняется наличие вредных привычек.
Анамнез жизни (anamnesis vitae) Анамнез жизни – медицинская биография больного и отражает все периоды его жизниУточняется социальный

Слайд 37«Расспрос можно считать достаточно полным, если по окончании его больной

ничего не может добавить»




Г.А.ЗАХАРЬИН

«Расспрос можно считать достаточно полным, если по окончании его больной ничего не может добавить»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика