Слайд 1Предмет и задачи сурдопедагогики
Слайд 2
Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - составная часть специальной
педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с
нарушениями слуха.
Предметом сурдопедагогики является решение конкретных вопросов обучения, воспитания и социализации людей с нарушениями слуха
Слайд 3Основные задачи сурдопедагогики:
изучение особенностей развития личности, имеющей нарушения слуха, в
тесном сотрудничестве со смежными дисциплинами, такими как медицина, педагогика, психология,
социология и др.
разработка и совершенствование существующих программ, направленных на диагностирование и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушениями слуха;
разработка и внедрение новых методов и приемов обучения лиц, имеющих нарушения слуховой деятельности, а также усовершенствование уже существующих;
Слайд 4осуществление образовательной деятельности для лиц с нарушениями слуха с учетом
особенностей их нарушения и применением специализированных методик, совершенствование части существующей
системы специального образования, связанной с изучением нарушений слуха;
усовершенствование технических средств, способствующих компенсации и коррекции утраченной и нарушенной функции слуха, и т.д.
Слайд 5Причины нарушений слуха
причины и факторы наследственного характера, которые приводят к
изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости.
факторы эндо–
или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости.
факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.
Слайд 6Диагностика нарушений слуха
Основным методом диагностики нарушения слуха является аудиометрия.
Тональная аудиометрия
– исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простые сигналы (тоны),
изменяемые по частоте и силе звука. Способ эффективен для диагностики детей 8-10 лет.
Речевая аудиометрия – позволяет определить у слабослышащих область его речевого слуха и уровень понимания речи.
Слайд 7Существует два способа диагностики слуха у маленьких детей:
От года и
до трёх лет – метод рефлекторной реакции на звук (
ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре и поднять глаза, попробовать найти зрительно источник звука, совсем маленький ребёнок может заплакать).
После трёх лет – метод игровой аудиометрии. Ребёнка постепенно готовят к игре, в ходе которой обследуют слух. Например, ребёнок при каждом восприятии звука должен положить кубик в стоящую перед ним коробочку.
Слайд 8Слухопротезирование детей
Слухопротезирование – подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация
к ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического
и аудиолого-педагогического обследования.
Индивидуальные слуховые аппараты
Кохлеарная имплантация – это операция, в ходе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
л
Карманный
Заушной
Внутриушной
Слайд 9Классификации нарушений слуха Л. В. Неймана (1977)
Различают два вида слуховой
недостаточности тугоухость и глухота
А) Тугоухость – это такое снижение слуха,
при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.
Выделяют три степени тугоухости:
1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;
2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ.
Слайд 10Б) Глухота – это такая степень снижения слуха, при которой
самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.
Выделяют четыре группы
глухих:
1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125 – 250 Гц;
2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.
Слайд 11Педагогическая классификация Р. М. Боскис (1963)
Выделяются две основные группы детей
с недостатками слуха: глухие и слабослышащие
К группе глухих отнесены дети,
состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).
К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в небольшой степени.
По времени наступления потери слуха Р. М. Боскис выделила группу ранооглохших детей, т.е. тех, которые родились глухими или потеряли слух в период, предшествующий формированию речи (до двух лет), и позднооглохших, потерявших слух в период, когда речь уже была сформирована.
Слайд 12Коррекционная работа детей с нарушениями слуха
Различают два метода обучения глухих
– «жестовый» и «чистый устный» методы.
Жестовый способ предполагал обучение глухих
на основе жестового языка и дактилологии
С помощью чистого устного метода глухих учили говорить «без рук», используя только устную и письменную речь (методика Э. И. Леонгард).
Билингвистический метод основан на признании права глухого человека на выбор своего стиля жизни, способа общения, на реализацию себя как своеобразной и самоценной личности.
Верботональная методика, разработанная специалистами центра «Суваг» (Загреб, Хорватия). Коррекционно-реабилитационная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения
Слайд 13Образовательные учреждения для детей с нарушенным слухом
Детский сад компенсирующего вида
для глухих или для слабослышащих детей (принимают глухих и слабослышащих
детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на четыре года)
Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха
Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом
Слайд 14Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих,
слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку
к школе детей дошкольного возраста)
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей (в структуре данного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей)
Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.