Слайд 1
Предмет,
объект, задачи, методы и
основные
категории
педагогики
Слайд 2Педагогика
наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего
поколения к жизни и деятельности
наука и практика обучения и воспитания
человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития
Слайд 3
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате
воспитательных отношений.
.
17 век - работа Яна Амоса Коменского «Великая дидактика».
Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Слайд 4Функции педагогики
Аналитическая – теоретическое изучение, описание, объяснение сущности, противоречий, закономерностей,
причинно-следственных связей процесса воспитания; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического
опыта.
Проективно-конструктивная - разработка новых педагогических технологий, внедрение их в практику; научно- методическое управление.
Прогностическая – обеспечение научно обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания; обеспечение эффективного управления образовательной политикой.
Слайд 5Связь педагогики с другими науками
Философия
Общая педагогика
Экономика
Эстетика
Физиология
ВНД и ЦНС
Социология
Психология
Анатомия
Медицина
Этика
Этнопедагогика, семейная, военная,
социальная,
возрастная, профессиональная и другие отрасли
Сравнитель
ная
педагогика
История
образования
и пед. мысли
Теория и
методика
воспитания
Теория
обучения
(дидактика)
Специальная
педагогика
Методика
обучения
Слайд 6Пример связи педагогики с психологией:
-
- предмет исследования: законы
развития психики человека и разработка законов создания условий для развития
личности;
- общность методов исследования;
- базовые понятия психологии используются в педагогической лексике;
- есть педагогическая, возрастная психология, психология профессиональной деятельности.
Слайд 7Основные категории педагогики
(наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность
науки, ее устоявшиеся и типичные свойства)
Воспитание: отношения, мировоззрение, поведение
Образование: знания, умения и навыки.
Обучение: преподавание и учение.
Развитие.
Слайд 8Основные этапы развития педагогики и образования.
Родоначальник педагогики – Сократ.
Платон: Познание
должно приносить радость.
Спартанская и афинская система воспитания: физическое и интеллектуальное
воспитание.
Рыцарское воспитание: ездить верхом, метать копье, плавать, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать стихи.
Слайд 9Век просвещения
Джон Локк: психологические основы воспитания (ребенок – «чистая доска»)
Жан-Жак
Руссо: идея домашнего воспитания джентльменов
Слайд 1019 век
Иоганн Генрих Песталоцци – основоположник дидактики начального обучения (элементарного
образования, идея развивающего обучения)
Слайд 113 этапа развития педагогического самосознания в России
церковный
государственный
общественный
Слайд 12Институты воспитания в России
Кормильство
Дядьки
Кумовство
Мастера грамоты (Симеон Полоцкий)
М. В. Ломоносов –
«Риторика», «Российская грамматика»
Н. И. Новиков – объявил педагогику наукой
К. Д.
Ушинский – идея народности воспитания
Слайд 13Советский этап развития педагогики
20 - 30 г.г. – Павел Иванович
Блонский («Педология»)
Антон Семенович Макаренко –теория воспитания коллектива, начало социальной и
исправительно-трудовой педагогики в России, теория семейного воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский – «Воспитание гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Сердце отдаю детям».
Слайд 14Педагоги-новаторы
Шаталов: блоки-схемы
Волков: свободные мастерские
Ильин: литература – учебник жизни
Лысенкова: идея опережающего
обучения
Слайд 15Методы педагогических исследований:
Подразделяются в зависимости от:
Характера участия испытуемых (пассивные и
активные)
Времени проведения (одномоментные и длительные)
Места проведения (лабораторные в естественных условиях)
Задач:
неэкспериментальные – наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности, изучение документации;
диагностические – тесты, шкалирование;
экспериментальные – естественный эксперимент, моделирующий эксперимент, лабораторный эксперимент;
формирующие – опытная работа по формированию какого-либо качества, приема
Слайд 16Педагогическая диагностика
Сущность – педагогическая деятельность, направленная на распознавание и оценку
состояния объектов диагностики в целях управления ими.
Объекты диагностики: личность, коллектив,
семья, педагогический процесс, личность педагога и его деятельность, социум.
Основные функции диагностики:
обнаружить
объяснить
оценить
наметить перспективы развития
Слайд 17
Цель диагностики: определить состояние объекта диагностики в настоящий момент и
пути его дальнейшего развития и совершенствования
Основные задачи:
сбор информации об
объекте диагностики
анализ результатов изучения, обнаружение изменений, существенных признаков объекта и причин, их вызвавших
выявление реального состояния объекта диагностики
определение программы дальнейших действий по совершенствованию объекта диагностики
Слайд 18Тема: Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России.
Слайд 19План лекции:
1. Образование как социокультурный феномен и как общечеловеческая ценность.
2.
Образование как система. Образование как процесс
3. Содержание образования
Слайд 20
Образование – способ вхождения человека в мир науки и культуры.
Культура – предпосылка и результат образования.
Образование – процесс передачи накопленных
поколениями знаний и культурных ценностей.
Слайд 21Образовательная система России – комплекс институтов образования.
По организационно – правовым
формам в России существуют:
государственные
муниципальные
негосударственные образовательные учреждения
Слайд 22Типы образовательных учреждений:
Дошкольные – ясли
– сады, детские сады, прогимназии, центры развития.
Это подготовительный этап
начального образования.
Общеобразовательная школа: общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, дающие начальное; основное (общее); среднее (полное) общее образование (соответствует ступеням - детство, отрочество, юность).
На начальной ступени – становление личности, среднее звено – фундамент общеобразовательной подготовки, старшие классы – завершение общеобразовательной подготовки.
Слайд 23 Профессиональные образовательные учреждения
начального (ПТУ),
среднего (техникумы, колледжи)
высшего (институты,
университеты, академии) профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование.
Слайд 24Специальные образовательные учреждения: специальные школы восьми видов для детей с
нарушениями развития, обеспечивающие лечение, воспитание, обучение, адаптацию и интеграцию детей.
Учреждения
дополнительного образования: дома детского творчества, музыкальные и художественные школы СЮТ, СЮН, школы искусств, центры проф. ориентации
Учреждения для детей-сирот: дошкольные, школьные, смешанные
Слайд 25Способы получения образования:
Обучение в условиях конкретного образовательного учреждения в
коллективе учащихся (Д/О, В/О)
Экстернат – индивидуальное обучение на дому, самостоятельное
или с помощью педагогов, сдача экзаменов комиссии
Дистантное – с помощью обучающих программ
Заочное
Слайд 26Образование как процесс - динамическая характеристика образования -
это
двусторонний процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на разностороннее гармоническое
развитие личности; единый содержательно и процессуально, в котором взаимосвязаны все структурные элементы и реализуются
3 функции: образовательная, развивающая и воспитательная.
Слайд 27Свойства образования как процесса:
Гуманизация
Гуманитаризация
Фундаментализация
Дифференциация
Стандартизация
Многоуровневость
Компьютеризация
Непрерывность
Индивидуализация
Слайд 28Содержание образования с точки зрения знаниево - ориентированного подхода
совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а
также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно – воспитательной работы
Слайд 29Содержание образования с точки зрения личностно – ориентированного подхода (Лернер,
Скаткин)
– педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой
деятельности и опыта социальных отношений, усвоение которых призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.
Слайд 30Принципы отбора содержания образования:
Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения.
Принцип структурного единства
содержания образования .
Принцип фундаментализации – интеграция гуманитарного и естественно – научного знания, преемственность и междисциплинарные связи, интенсификация процесса и содержания
Принцип гуманитаризации – освоения общечеловеческой культуры
Слайд 31Государственный образовательный стандарт
система основных параметров, принимаемых в качестве системы государственной
нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности
и системы образования по достижению этого идеала
основной нормативный документ, определяющий минимально необходимый уровень образованности обучаемого
обязательство государства перед гражданами и граждан перед государством в области образования. Государство требует достижения определенного стандартном уровня образованности и гарантирует необходимый уровень образовательных услуг
Слайд 32Структура ГОС:
Федеральный компонент: определяет нормативы, обеспечивающие единство образовательного пространства России
и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент: содержит нормативы
образовательных областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями.
Вузовский (школьный) компонент: определяет содержание образования, отражающее специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Слайд 33Учебный план
Виды планов: базисный, типовой и рабочий.
Базисный утверждается Государственной
Думой,
типовой - министерством образования
рабочий – ученым советом ВУЗа
Каждый из них содержит федеральный, национально-региональный и ВУЗовский компонент.
Содержание: продолжительность обучения (общая и по ступеням), состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество времени на каждый предмет. Варианты учебного плана:
Слайд 34Учебная программа
нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и
навыков по учебному предмету и логику его изучения.
Виды учебных программ:
типовые (утверждаются министерством образования и носят рекомендательный характер)
рабочие программы (составляются на основе типовых и содержат национально-региональный компонент)
авторские (в которых предусматривается иная логика построения учебного предмета, собственные подходы и точки зрения)
Слайд 35Учебники и учебные пособия
– носители информации, в которых содержится систематический
учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу.
Функции учебника:
источник учебной информации
средство организации образовательного процесса.
Слайд 36Основные компоненты содержания учебника
информативный
репродуктивный
творческий
эмоционально – ценностный
Слайд 37Требования к учебникам:
должны соответствовать программе изучения курса
рекомендованы УМО
содержать тексты и
вспомогательные компоненты
должны отвечать дидактическим, психологическим, гигиеническим и эстетическим требования
Слайд 38Направления развития содержания образования на современном этапе
Совершенствование ГОС
Осовременивание содержания образования
Создание
вариативных учебных планов, программ, учебных пособий
Создание авторских программ, учебных пособий
Методическое
обеспечение реализации содержания образования