Слайд 1Подготовили:
Яшенева Дарья
Куновская Людмила
Гришанов Иван
Научный руководитель:
Бокова Татьяна Анатольевна,
доцент, кандидат педагогических наук.
Государственные программы как инструмент планирования и управления
Слайд 2По мнению специалистов программно- целевой метод является одним из наиболее
эффективных методов государственного управления и решения комплексных проблем общества.
Программно-целевой подход
Слайд 3Зарубежный опыт
Почему США?
Длительная история разработки и применения программно-целевых методов управления
эффективностью расходов федерального бюджета, а именно с 60-х годов.
Системы:
Планирование –
программирование – бюджет
Бюджетирование на нулевой основе
Методы:
Стоимость – выгода
Стоимость – эффективность
Реализация Закона «об измерении результатов работы федерального правительства», наиболее проработанный из всех мер по внедрению стратегического управления и управлению эффективностью в центральных правительствах стран Запада.
Слайд 4Зарубежный опыт
1). Чрезмерные и неэффективные федеральные затраты
2). Руководство не
имело возможности повысить эффективность расходования бюджетных средств.
3). Ненадлежащее внимание к
эффективности программ и их результатам
Подрыв уверенности американцев в действиях федерального правительства по адекватному удовлетворению потребностей общества
Т.е. не всегда ставились четкие, измеримые цели
Снижение качества государственных расходов
Слайд 5Зарубежный опыт
Цели:
Повышение уверенности американцев в эффективности своей деятельности Федерального правительства
– отчетность по результатам работы над госпрограммами.
Начать реформу управления эффективностью
программ с «Пилотных» проектов – Четкая постановка целей и их измерение с опубликованием результатов.
Фокусировка на результат
Обеспечение эффективного управления экономикой по средствам госпрограмм.
Слайд 6Зарубежный опыт
Бюджетное планирование производится Офисом менеджмента и бюджета, ранее Бюджетное
бюро. ( стар. Бюджетное бюро США).
Смена названия несет в себе
значительное расширение функций и изменение бюджетного планирования и значительного усиления программно-целевого подхода.
Согласно Бюджету США расходы делятся на:
1). Санкционируемые
2). Обязательные – один раз на длительный период ( 10 -15 лет и более)
Именно санкционируемые расходы принимаются на основе программно-целевого метода, а именно в отношении 12 законов.
Слайд 7Зарубежный опыт
12 законов, санкционируемые расходы:
Сельское хозяйство, развитие сельских территорий
Торговля, Юстиция,
Правосудие, Научные исследования
Оборона
Энергетика и водоснабжение
Финансы и общегосударственные расходы
Обеспечение безопасности внутри
страны
Внутренние дела и окружающая среда
Труд, здравоохранение, социальное обеспечение, образование
Расходы законодательной власти
Военное строительство, ветераны
Зарубежные операции, финансирование экспорта, поддержка штатов
Транспорт, обеспечение жильем и развитие городов
Слайд 8ГОЭЛРО
Программы оборонного, террит. И промышленного хар-ра
Целевые программы
( 70-е
годы)
ФЦП (1995 год)
Национальные проекты (2005 годы)
Государственные программы ( 2012 годы)
ВЦП
(2005 год)
1
5
4
3
2
Социально-экономическое программирование
Слайд 9Предпосылки создания государственных программ
накопленные за 2000-е годы резервы сыграли свою
роль, но уже практически исчерпаны, нарастают риски;
расходы за 2000-е годы
существенно выросли, но без увязки с приоритетами, происходит торг за ресурсы и размывание бюджетной дисциплины;
сохраняются стимулы увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для повышении эффективности бюджетных расходов;
Слайд 10стратегическое планирование слабо увязано с бюджетным планированием, структура и динамика
расходов слабо увязаны с целями государственной политики;
отсутствует комплексная оценка
действия инструментов государственной политики (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования);
Слайд 11Государственная программа -
– это система (взаимосвязанных по целям, задачам, срокам
осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках
реализации ключевых государственных функций, достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. (Постановление Правительства РФ №588 от 02.08.2010)
Слайд 12Структура государственной программы
Слайд 13На современном этапе переход к государственным программам осуществляется неравномерно. Не
все субъекты Российской Федерации перешли к программно-целевому методу.
16 субъектов
РФ утвердили государственные программы, предусмотренные перечнями государственных программ, подлежащих разработке (19,3 % от общего количества субъектов РФ). Это: Брянская, Орловская, Тверская, Тульская области, Москва; республика Коми, Архангельская область; республика Марий-Эл, Чувашия, Кировская область; республика Алтай, республика Бурятия; Республика Саха (Якутия), Приморский край; Хабаровский край, Сахалинская область.
Региональный опыт
Слайд 14
Переход на программный бюджет на 2014-16 год
Саха(Якутия) 34 программы –
93 % расходов бюджета
Вологодская область 21 программы – 86
% расходов
Тверская область 27 программ – 83 %
Карелия 17 программ – 94 % ( перейдут на программный формат с 2015 года)
Слайд 15Преимущества программного бюджета
Возможность применения конкурентных принципов распределения бюджетных ресурсов между
программами на основе оценки их результативности и обоснованности;
Четкая ориентация
расходов на выполнение определенных целей и результатов;
Возможность мониторинга, контроля за выполнением программ через систему индикаторов реализации программ ( контроль за ресурсами, продуктами, эффектом программы);
Позволяет увязать стратегическое и бюджетное планирование ( при помощи гос. Программ)
Слайд 16Приоритетные направления ФЦП и Госпрограмм
ФЦП ( 7)
Госпрограмма
(5)
Развитие социальной структуры
Развитие
транспортной инфраструктуры
Новое поколение
Безопасность и экология
Развитие науки и технологий
Развитие регионов
Развитие государственных
институтов
Новое качество жизни
Инновационное развитие и модернизация экономики
Обеспечение национальной безопасности
Сбалансированное региональное развитие
Эффективное государство
Слайд 17Сравнительный анализ (на примере «развития образования»)
Слайд 20Выводы по таблице
Госпрограммы в РФ – это новое явление, которое
только еще вписывается в бюджетную систему.
Госпрограмма – это более широкий
и объемный документ, который включает в себя как и нацпроекты, ФЦП и ВЦП.
Финансирование осуществляется из различных источников.
Не все госпрограммы имеют четко выработанную систему оценки эффективности, а создаются унифицированные системы, т.е. общие правила оценки эффективности.
Управление рисками – только в гос. программах присутствует данная категория(но не во всех)
Слайд 21Оценка эффективности государственных программ
Слайд 22Принцип эффективности использования бюджетных средств
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает,
что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в
рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств(экономности) и( или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст.34 БК РФ)
Слайд 23Ст.179 БК РФ
По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе
субъекта Российской Федерации, ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной
оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.
Слайд 24Для оценки эффективности главное научиться правильно определять результат, которого должен
достичь тот объект, который оценивается.
Слайд 25Ответственны исполнитель
Оценка эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем государственной программы.
Слайд 26Этапы оценки эффективности
Оценка эффективности государственных программ (подпрограмм, мероприятий) проводится на
следующих этапах:
на этапе планирования;
на этапе реализации;
по завершению;
после того, как пройдет период ожидания конечных результатов реализации программы.
Слайд 27Условие и критерии оценки эффективности
Обязательным условием оценки эффективности госпрограммы является
успешное и полное выполнение запланированных на период ее реализации целевых
индикаторов и показателей госпрограммы, и мероприятий в установленные сроки.
В качестве основных критериев эффективности реализации госпрограммы применяются:
критерий экономической эффективности
критерий социальной эффективности
Слайд 28
Методика оценки эффективности
Реализация госпрограмм предполагает проведение следующих оценок:
степень достижения целей
и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
степень соответствия запланированному уровню затрат
и эффективности использования средств;
степень реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Слайд 29Оценка эффективности государственной программы «Развитие образования» в различных субъектах РФ
Слайд 30Проблемы методик оценки эффективности госпрограмм
Отсутствие в бюджетном законодательстве РФ основных
понятий программного бюджетирования, приводит к тому, что многие ответственные исполнители
не понимают разницу между результативностью и эффективностью, что не позволяет разработать полноценные системы оценки эффективности.
Во многих методиках нет оценки эффективности подпрограмм
Не учитывается социальная эффективность(в основном сравниваются фактические показатели с плановыми)
Отсутствие в некоторых программах критериев оценки
Часть методик используют оценку только степени достижения результатов. Не производится сопоставление результата с затратами ресурсов.
Нельзя на основе степени полноты расходов сделать вывод об эффективности(может средств надо меньше или больше?)
Слайд 31Необходимо:
Для каждого из уровней госпрограммы в идеале должны быть свои показатели достижения
результата
Наряду с полнотой освоения бюджетных средств надо оценить эффективность расходов
Оценку
эффективности надо производить снизу-вверх, в противном случае будет средний показатель.
Необходимо проводить оценку планируемой эффективности
Слайд 32Аудит эффективности в отношении госпрограмм должен выявить недостатки в госпрограммах
с целью их устранения и минимизировать риски.
Слайд 33Оценить эффективность реализации государственных программ по первым результатам с использованием тех методик,
которые утверждены, попробовать оценить их корректность, при необходимости доработать, но не отбрасывать саму
идею оценки эффективности.
Главное на сегодня:
Слайд 34Недостатки госпрограмм
Нечеткость, размытость формулировок целей, задач индикаторов и ожидаемых
результатов государственных программ
Избыточное количество задач госпрограмм и подпрограмм, а
также целевых индикаторов
Отсутствие информации о согласовании госпрограмм с соисполнителями
Неудачно подобранные показатели госпрограмм, не позволяющие оценить эффективность их реализации
Отсутствие информации об участии субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц в реализации госпрограмм
Отсутствие на данный момент результатов мониторинга оценки эффективности госпрограмм