Слайд 2Зачем изучать регионы:
современные тенденции глобализации общественного развития,
тенденция к
расширению прав субнациональных территориальных общин (территориально-административных единиц разного уровня);
усиление
роли региональных факторов в общественном производстве (тенденции формирования региональных экономических группировок, использующих местные этнокультурные и другие особенности в качестве фундамента новых стратегий развития).
Слайд 3Глобализация-
возникновение новой системы мирового хозяйствования, заключающейся в слиянии национальных
экономики в единую общемировую систему, основывающуюся на новой ступени либерализации
движения товаров и капитала, новой информационной открытости мира, технологической революции, возникновении социальных движений, интернационализации образования, что сопровождается стандартизацией процессов глобального управления, политических интересов, культуры и ценностей, информационных и коммуникационных потоков и выражается в параллельно идущих процессах регионализации и фрагментации мира
(Воскресенский А.Д.)
Слайд 4Что такое регион?
В географии: определенная часть территории, относительно однородная
по тем или иным географическим параметрам
В экономической теории: территория,
относительно однородная по экономическим показателям ( в экономической географии – по экономическим и географическим параметрам)
В политологии: территория, относительно однородная по тем и иным политологическим параметрам.
Слайд 5
В экологии: территория, относительно однородная по экологическим параметрам
В геополитике :
относительная целостность геополитических пространств. (Регион – «группа стран, которые по
многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами К.Дэйч)
Слайд 6Что такое регион и регионоведение ?
Понятие «регион» обычно детерминируется
тем вопросом, изучением которого занимается исследователь»
Уолтер Айзард
Слайд 7В широком смысле регион – это
определенная территория, представляющая собой
сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаками
наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.
Слайд 8
Историко-культурные регионы (историко-культурные параметры) :
Китайский
Корейский
Вьетнамский (Вьетнам, Лаос, Камбоджа)
Индийский (Индия,
Бутан, Непал, Шри-Ланка)
Индо-иранский (Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан)
Тюркский (6
государств)
Арабский (17 государств)
Российский (Россия Украина, Белоруссия)
Европейский (13 стран)
Североамериканский
Латиноамериканский
Африканский
Слайд 9Виды регионов
- Географические макрорегионы (Азия, Африка, Америка, Австралия и
Океания, Европа )
Мезорегионы (Центральная, Северная, Южная Америка, Северо-Восточная , Западная,
Южная и Центральная Азия , Северная (арабская) Африка и Африка южнее Сахары)
Субрегионы (Америка: Северная, Центральная, Южная; Европа Северная, Восточная (?), Центральная (?), Южная (Северная, Западная, Восточная); Юго-Западная Азия (Ближний и Средний Восток + Египет, Судан)
Слайд 10Культурно-религиозные (цивилизационные ) регионы :
Конфуцианско-буддийский
Индуистский
Мусульманский
Православный
Западно-христианский
Латиноамериканский
Африканский
Тихоокеанский (японский)
Слайд 11Международно-политические регионы
- Зоны действия таких организаций как НАТО, АСЕАН,
СНГ, Организация американских государств, Организация центрально-американских государств и т.д.)
Слайд 12
Геоэкономические и геополитические регионы - регионы
Геоэкономические регионы ( высокая интенсивность
политических, экономических, культурных, военно-политических связей)
Слайд 13Северная Америка (США)
Западная Европа
Восточная Азия (КНР, Япония)
Южная Азия
(Индия)
Исламский полумесяц
Слайд 14Геоэкономические регионы
Американский
Европейский
Азиатско-тихоокеанский
Слайд 17Регионоведение
Часть географической науки
(Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И.)
САМОСТОЯТЕЛЬНО!
(Воскресенский
А.Д.)
Междисциплинарное, комплексное, синтезирующее
Слайд 19Регионоведение - это комплексная, интегральная дисциплина, изучающая закономерности и особенности
процесса формирования и функционирования всех систем региона, а также его
место и роль в процессе мирового общественного развития. Регионоведение призвано заниматься рассмотрением регионов (региональных группировок, стран и их регионов) как сложного социально-экономического и политического образования, субъектов международных отношений.
Предметом регионоведения являются закономерности и особенности социального, экономического, политического, культурного воспроизводства, функционирования и развития регионов.
Слайд 20ФУНКЦИИ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
Описательная
Информационная
Научно-исследовательская
Практически – прогнозная (предплановые качественные комплексные
территориальные характеристики с целью реализации различных целевых программ; развитие внешнеэкономических
и внешнеполитических связей; выработка стратегии)
Культурно-просветительская
Слайд 21ОПИСАНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ, ПРЕДСКАЗАНИЕ!!!!!!
Слайд 22
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ/СТРАНОВЕДЕНИЕ/КРАЕВЕДЕНИЕ
Страноведение : знания физической и социально - экономической
географии о стране.
Изучает: ключевые территориальные проблемы экономики, населения, использования
природных ресурсов и экологии страны. В его основе географическое мышление, привязанное к территории, на основе выявления различий от места к месту.
— Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру отдельной части страны или населенного пункта.
— Методологической основой регионоведения является регионалистика — междисциплинарная наука, синтезирующая пространственные подходы и изучающая объективные процессы регионализации (политической, экономической, культурной) международных отношений под воздействием факторов глобализации.
— Регионоведение особое внимание уделяет повышению качества жизни территориальных общин за счет активного участия регионов в международном разделении труда и использования различных форм трансграничного сотрудничества.