Слайд 1Презентация занятия по ВСП.03
Тема 3
Средства механизации
военно-мостовых работ.
Занятие 1. Простые грузоподъемные средства.
Автомобильные краны.
Воспитательная цель:
Формировать у студентов чувство ответственности за изучение машин в общем комплексе военно-мостовых работ.
Учебная цель:
1. Сформировать знания о назначении, классификации, области применения и ТТХ, устройстве рабочих органов и навесного оборудования табельных средств механизации военно-мостовых работ (простых грузоподъемных средств и автомобильных кранов).
2. Привить умение в соблюдении мер безопасности при работе на табельных средствах механизации военно-мостовых работ (простых грузоподъемных средствах и автомобильных кранах), в их обслуживании и ремонте.
Литература:
1.Учебник «Военная подготовка
офицеров запаса дорожных войск». Ч. 5 стр. 249-287. 2.Учебник «Дорожно-мостовая и инженерная техника» стр. 319-373.
Первый вопрос
Назначение, область
применения,
классификация и индексация
автомобильных кранов.
Второй вопрос
Общее устройство кранов с канатно-
блочным и гидравлическим приводом.
Третий вопрос
Работа автомобильного крана.
Первый вопрос
Назначение, область применения, классификация и индексация автомобильных кранов.
Автомобильные стреловые самоходные краны широко используются в дорожных войсках для механизации погрузочно-разгрузочных и монтажно-строительных работ.
Они служат для подъема и опускания груза, перемещения его на небольшие расстояния в вертикальном и горизонтальном направлениях при производстве строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных, других работ на рассредоточенных объектах с частыми и дальними перебросками, обладают высокой подвижностью, маневренностью, универсальностью и требуют минимального времени на развертывание и свертывание.
Автомобильные краны относятся к группе грузоподъемных машин циклического или прерывного действия и различаются по грузоподъемности, типу привода основных механизмов, исполнению подвески стрелового оборудования и типу базового шасси грузового автомобиля.
Слайд 7
По грузоподъемности краны разделяют на размерные группы, соответствующие следующему ряду
грузоподъемностей: 6,3, 10, 16, 25, 40 т и т. д.
По
типу привода основных механизмов различают краны с одно и многомоторным индивидуальными приводами.
У крана с одномоторным приводом все рабочие механизмы приводятся в движение одним двигателем внутреннего сгорания — двигателем автомобиля, а передача движения исполнительным механизмом осуществляется через механическую трансмиссию (кран с механическим приводом).
У крана с многомоторным индивидуальным приводом каждый механизм приводится в движение от отдельного двигателя.
В качестве источника энергии для питания этих двигателей применяют силовые установки, состоящие из двигателя внутреннего сгорания — двигателя автомобиля и генераторной (краны с электрическим приводом) или насосной (краны с гидравлическим приводом) станции.
Слайд 8
По исполнению подвески стрелового оборудования
различают краны с гибкой и жесткой подвесками.
У кранов с гибкой подвеской стреловое оборудование удерживается системой канатов, с помощью которой изменяется и угол наклона стрелы, а у кранов с жесткой подвеской— гидравлическими цилиндрами.
В качестве базы для кранов применяют автомобили повышенной проходимости, которые могут передвигаться по проселочным дорогам, бездорожью и выполнять работы в полевых условиях на неподготовленных площадках.
Полное наименование автомобильного крана должно включать в себя все перечисленные квалификационные признаки. Кроме того, следует указывать номер модели, очередность модернизации и климатическое исполнение машины.
Слайд 9
Например: автомобильный стреловой самоходный кран общего назначения, третьей размерной группы,
грузоподъемностью 10 т, на шасси автомобиля МАЗ-5335 с гибкой подвеской
стрелового оборудования и механическим приводом, модернизированный, в северном исполнении.
Для сокращения наименования каждой модели крана присваивается свой индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Слайд 10Кранам, выпускаемым заводами Минстройдормаша, с 1967 г. присваивается индекс, состоящий
из двух букв (КС — кран самоходный) и четырех цифр
Цифровая часть, которую пишут после буквенной через тире, обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра — номер размерной группы или грузоподъемность машины.
вторая — тип ходового устройства, третья — исполнение подвески стрелового оборудования и четвертая — порядковый номер модели крана. После цифр в индексе могут стоять буквы, обозначающие очередную модернизацию (А, Б, В и т. д.) и климатическое исполнение крана (север— ХЛ, тропики — Т или тропики влажные — ТВ). С помощью описанной индексации полное наименование крана может быть значительно сокращено. Рассмотрим индексацию на примере крана КС-3571АХЛ на шасси МАЗ-5335. Здесь цифры и буквы имеют следующие значения:
3 — третья размерная группа (грузоподъемностью 10 т);
5 — ходовое устройство, включающее в себя шасси автомобиля;
7 — жесткая подвеска стрелового оборудования;
1 —порядковый номер модели крана с механическим приводом; А—первая модернизация; ХЛ — северное исполнение.
Слайд 11 Индекс кранов, выпускаемых другими министерствами и ведомствами,
состоит из трех букв и цифр, отражающих, как правило, основное
назначение крана и его грузоподъемность-(СМК-Ю-10 - специальный монтажный кран грузоподъемностью» 10 т, МКА-16 — монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 16 т).
В дорожных войсках широкое применение находят автомобильные краны с электрическим и гидравлическим приводами,, которые позволяют более просто обеспечивать независимое регулирование скоростей рабочих движений, а также широко применять автоматическое управление краном.
Второй вопрос
Общее устройство кранов с канатно- блочным и
гидравлическим приводом .
Слайд 13 1 — ходовое устройство (шасси базового автомобиля), 2 —
коробка отбора мощности, 3 — выносные опоры, 4, 8 —
ходовая и поворотная рамы, 5 — промежуточный редуктор, 6 — стабилизатор, 7 — опорно-поворотное устройство, 9 — противовес, 10 — двуногая стойка, 11, 22 — стреловой и грузовой канаты, 12, 25 — блоки головок двуногой стойки и стрелы, 13 — стреловая лебедка, 14 — реверсивно-распределительный механизм, 15 — кабина, 16, 26 — стреловой и грузовой полиспасты, 17 — механизм поворота, 18 — траверса, 19 — канатное предохранительное устройство, 20 — ограничитель грузоподъемности, 21 — основная не выдвижная стрела, 23 — оттяжка, 24 — сигнализатор опасного напряжения, 27 — крюковая подвеска, 28 — опорная стойка, 29 — кожух, 30 — гидроцилиндр подъема стрелы, 31 — телескопическая стрела .
Автомобильные стреловые самоходные краны:
А) — с механическим приводом
Б) — с гидравлическим приводом
3
1
5
3
4
7
7
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
3
2
1
4
3
7
8
9
29
22
15
30
28
31
25
25
26
27
Слайд 14Автомобильный кран КС-3572 состоит из неповоротной и поворотной частей, связанных
между собой опорно-поворотным устройством, которое передает нагрузки от поворотной части
крана на неповоротную, а также обеспечивает возможность вращения поворотной части относительно неповоротной
Слайд 15Неповоротная часть крана — это ходовое устройство и шасси 8
со смонтированными на нем выносными опорами 9.
Ходовое устройство — шасси
грузового автомобиля КрАЗ-255Б.
В связи с необходимостью размещения на нем механизмов и узлов крановой установки в конструкцию шасси вносят ряд изменений: вместо кузова на раме автомобиля закрепляют ходовую раму, дополнительно устанавливают коробку отбора мощности, опорную стойку стрелы 1, а также стабилизаторы или выключатели упругих подвесок механизма блокировки 10.
У кранов с гидравлическим приводом дополнительно устанавливают масляный бак 3. При необходимости изменяют место расположения топливных баков и запасных колес.
Ходовая рама — пространственная сварная конструкция, которую крепят на шасси автомобиля и на которой устанавливают опорно-поворотное устройство. Ходовая рама передает нагрузки от поворотной части на основные через шасси автомобиля или выносные опоры.
Слайд 16
Поворотная часть крана — это поворотная платформа, на которой размещены
исполнительные механизмы, кабина машиниста и стреловое оборудование.
Поворотная платформа 5 представляет
собой поворотную раму (основание поворотной части крана), установленную на опорно-поворотном устройстве 7.
На конце поворотной рамы закреплен противовес (дополнительный груз), уравновешивающий кран во время работы. Исполнительные механизмы крана и их привод от внешних воздействий защищает кожух.
У кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования на поворотной платформе установлена двуногая стойка, к которой и подвешивают стреловое оборудование.
Исполнительные механизмы.
У кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования к исполнительным механизмам относятся: стреловая лебедка — для изменения угла наклона стрелы, грузовая лебедка — для подъема и опускания груза, механизм поворота — для вращения поворотной части крана.
Движение лебедкам и механизму поворота передается от реверсивно-распределительного механизма.
У кранов с жесткой подвеской стрелового оборудования угол наклона телескопической стрелы изменяют с помощью гидравлических цилиндров (гидроцилиндров). Подъем (опускание) груза производится грузовой лебедкой, а вращение поворотной части — механизмом поворота. Движение лебедке и механизму поворота передается от гидродвигателя.
Выдвижные и телескопические стрелы кранов снабжены специальными механизмами для их выдвижения.
Кабина, в которой размещены органы управления краном и сиденье машиниста, оборудована необходимыми указателями, системой сигнализации и системами создания микроклимата (вентиляцией, отоплением, освещением). Пол кабины покрыт диэлектриком. На правом и левом балконах поворотной платформы крана КС-4561А находятся трансформатор, командо контроллеры, ящики сопротивлений и силовой шкаф.
Стреловое оборудование обеспечивает действие грузозахватного устройства в рабочей зоне крана.
У кранов с гибкой подвеской стреловое оборудование комплектуется основной стрелой, удлиненными выдвижными и не выдвижными стрелами с гуськами или без них, грузовым и стреловым полиспастами (для подъема груза, стрелы) и специальным канатным устройством, предохраняющим стрелу от запрокидывания.
Слайд 18 Полиспаст состоит из блоков, которые установлены
на головке двуногой стойки и на специальной траверсе, связанной с
головкой стрелы оттяжками, и стрелового каната, огибающего блоки двуногой стойки и траверсы.
У кранов с жесткой подвеской комплект стрелового оборудования состоит из телескопической стрелы с гуськами и без них и гидроцилиндров подъема стрелы и выдвижения ее секций.
В состав стрелового оборудования кранов обоих типов включены грузозахватные устройства, в качестве которых на автомобильных кранах используют крюковую подвеску и значительно реже — грейферные ковши и магнитные шайбы.
Крюковая подвеска состоит из блоков, траверсы и грузового крюка. Блоки крюковой подвески вместе с блоками головки стрелы и грузовым канатом образуют грузовой полиспаст.
Краны оборудуют системой устройств и приборов, обеспечивающей их безопасную эксплуатацию (ограничителями грузоподъемности, сигнализаторами опасного напряжения, ограничителями хода крюка, стрелы).
Основные параметры кранов
Величины, характеризующие технические возможности и технические свойства машины, называют параметрами.
Слайд 20Вылет стрелы L, м, — расстояние от оси вращения поворотной
части крана до центра звена крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания
А, м, — расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до центра звена крюка А1 (при работе без выносных опор) или А2 (на выносных, опорах).
Параметры L, А1 и А2 определяют дальность подачи груза по горизонтали.
Грузоподъемность Q, т, —масса максимально допустимого груза для заданного вылета. Величина грузоподъемности автомобильного крана зависит от вылета крюка. Грузоподъемность крана при наименьшем вылете крюка в несколько раз больше, чем при наибольшем.
Высота подъема крюка Н, м — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка h, м, — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.
Параметры Н и h определяют возможность перемещения груза по вертикали.
Слайд 21Зависимость грузоподъемности от вылета крюка изображают в виде графика (рис.
9.4, а); на вертикальной оси откладывают в некотором масштабе величину
грузоподъемности крана, а на горизонтальной — величину вылета крюка.
Точки пересечения: линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета. На графике видна зависимость грузоподъемности автомобильного крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них.
По графику грузоподъемности можно определить массу груза, который кран может поднять при любом (возможном для него) вылете стрелы. Следует помнить, что при работе с грузозахватными приспособлениями их масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определяемого по графику для заданного вылета.
Слайд 22При вращении поворотной части крана стреловое оборудование перемещается относительно шасси
машины в некотором секторе о, а, Ь, с, . ..,
о, образуя рабочую зону. Если через точки опирания выносных опор провести окружность а', Ь', с', .. ., а', то в рабочей зоне образуется кольцо а, Ь, с, ..., с', Ь', а', а, в котором кран может производить подъем, перемещение и опускание груза. Площадь а, Ь, с, . . ., с', Ь', а', а называется полезной рабочей зоной.
Центральный угол р, соответствующий двум крайним положениям стрелового оборудования, называется зоной работы крана. Если кран может работать при любом положении стрелового оборудования относительно шасси, то зона работы крана р = 360°.
При работе на выносных опорах значение А2 зависит от значения В — расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних выносных опор, когда они находятся в рабочем положении: A2=L—0,5В. Это расстояние называется поперечной B1 или продольной В2 (рис. 9.4, б) базой выносных опор.
Конструкции грузовой
установки.
К конструкциям автомобильного крана относят поворотную раму, ходовую раму с выключателями упругих подвесок или стабилизаторами и дополнительными (выносными) опорами.
Поворотную раму устанавливают на ходовой раме с помощью опорно-поворотного устройства, которое обеспечивает вращение поворотной рамы относительно ходовой рамы.
Ходовая рама устанавливается на лонжеронах шасси базового автомобиля и предназначена для восприятия нагрузки от поворотной части крана и груза и передачи ее через выносные опоры или колеса автомобиля на грунт.
Она представляет собой жесткую сварную конструкцию, собранную из продольных и поперечных балок.
Продольные балки ходовой рамы связаны между собой поперечными, передней и задней балками. К продольным и поперечным балкам приварено опорное кольцо, на которое болтами крепят опорно-поворотное устройство крана.
Кольцо опирается на приваренные по бокам балок подкосы, которые обеспечивают ему жесткость, необходимую для нормальной работы опорно-поворотного устройства. В необходимых местах к раме приварены кронштейны, к которым прикреплено различное оборудование крана: стабилизаторы, кронштейны запасного колеса и т. п.
По концам рамы приварены передняя и задняя балки, на которых устанавливают выносные опоры.
Слайд 25
Выносные опоры (откидные, выдвижные, поворотные) устанавливают на ходовой раме. С
их помощью увеличивают опорный контур крана в рабочем состоянии.
Откидная опора
крана КС-2561Д (рис. 9.7, а) состоит из балки и тяг 5 и 6. Опора откидывается относительно оси 4 и фиксируется пальцем 2, на котором имеется чека, предохраняющая его от опрокидывания. Пружина 3 подтягивает тягу 5, облегчая установку опоры.
Откидная опора крана КС-4561А (рис. 9.7, б) состоит из опоры 1, гидроцилиндров 7 и 8, упора 9 и кулачка 10. При выдвижении гидроцилиндра 5 опора опрокидывается влево. С помощью ручки кулачок устанавливают в упор 9. В транспортном положении опора фиксируется пальцем 2.
Слайд 26Поворотные опоры применяют, как правило, на всех кранах с гидравлическим
приводом грузоподъемностью до 16 т. На ходовой раме закреплена балка
3 (рис. 9.8) шкворнем 9, который является ее осью вращения. Переводят опору в рабочее (или транспортное) положение, отводя балку 3 за ручку 2 в положение I (II) и фиксируя ее фиксатором 7, палец 6 которого прижимается пружиной 8 к скобам стопора. При подаче рабочей жидкости щитки гидроцилиндров 1 выдвигаются и, опираясь шаровой головкой в башмак 4, под который подкладывают инвентарную подкладку 5, приподнимают кран. Шкворень 9 смазывают через масленки 10.
Слайд 27 Выдвижные опоры ходовой рамы крана
КС-4561А состоят из балок, которые размещаются в нижних балках ходовой
рамы, винтов, башмаков и фиксаторов. Освободив фиксатор, выдвигают балку опоры и фиксируют ее, после чего винтом опору устанавливают в рабочее положение.
Выключатели подвесок и стабилизаторы.
При установке автомобильных кранов на выносные опоры упругие подвески шасси базового автомобиля прогибаются под действием массы моста шасси, однако мост не отрывается от грунта. В результате уменьшается момент, удерживающий кран от опрокидывания, и, следовательно, снижается устойчивость крана.
При работе без выносных опор правая и левая подвески моста деформируются неравномерно, что приводит к наклону поворотной рамы в сторону подъема груза и в конечном итоге к уменьшению устойчивости крана. Выключатель упругих подвесок предназначен для повышения устойчивости крана за счет жесткого соединения задних мостов шасси с ходовой рамой.
Слайд 28Выключатель подвески состоит из двух одинаковых механизмов, устанавливаемых на ходовой
раме крана с правой и левой ее сторон над рессорами
шасси.
На кране КС-3571 оси 12 (рис. 9.9) с рычагами 3 и 4 установлены во втулках продольных балок ходовой рамы. Рычаги шарнирно связаны с мостами задней тележки. На рычаге 3 закреплен гидроцилиндр 11 с запорным клином 6. При передвижении крана своим ходом в транспортном положении запорный клин должен быть втянут штоком гндроцилиндра внутрь втулки 10 рычага 3. В этом случае рычаги 3 и 4 свободно поворачиваются один относительно другого и не препятствуют нормальному перемещению мостов задней тележки. При работе в крановом режиме запорный клин должен быть выдвинут штоком цилиндра. В этом случае обеспечиваются жесткое соединение рычагов 3 и 4 и надежная блокировка обоих мостов задней тележки.
Слайд 29Стабилизатор предназначен для равномерного распределения нагрузки на рессоры задних подвесок
при работе крана без выносных опор, а также для подтягивания
к лонжеронам рамы задних мостов, которые своей массой обеспечивают пригрузку противоположной части крана, увеличивая его устойчивость.
У кранов КХ-2561Д, КС-2563, КС-3561А и КС-4561А стабилизаторы устанавливаются на ходовой раме.
Стабилизатор состоит из двух выключателей подвесок, связанных между собой валом, что позволяет уравнять деформации подвесок.
Стабилизатор крана КС-4561А (рис. 9.10) состоит из вала 9, двух траверс 5 и серег 3, 7. Серьги через оси 4 соединяют траверсу с валом.
Слайд 30При подъеме груза, расположенного с одной стороны крана (например, слева),
левая часть ходовой рамы вместе с левой продольной балкой шасси
автомобиля опускается, нагружая левую рессору. Вместе с левой балкой ходовой рамы опускаются левый конец вала стабилизатора и закрепленное с ним плечо рычага 8. Так как другое плечо рычага 8, шарнирно соединенное с серьгой 7, и траверсы 5 по отношению к поверхности площадки установки крана своего положения не изменяют (изменяется положение продольной балки по отношению шарнира серьги и плеча рычага 8), то при опускании левого конца вала 9 рычаг 8 поворачивается на некоторый угол. Это вызывает поворот вала стабилизатора 9 (так как рычаг закреплен на конце вала на шлицах). Поэтому противоположный (правый) конец вала стабилизатора, поворачиваясь, подтягивает через правые серьгу и траверсу правые части задних мостов к продольной балке, опуская ее не нагружая правую рессору.
Слайд 31На кране КС-2563 стабилизатор в отличие от стабилизатора крана КС-4561
имеет двуплечий рычаг, установленный на конце вала стабилизатора,
и винт. При вывертывании винт воздействует на плечо рычага, который поворачивает вал стабилизатора. При этом рессоры притягиваются к лонжеронам и блокируются.
Опорно-поворотное устройство предназначено для передачи нагрузки от поворотной части платформы на неповоротную (ходовую) часть машины и дает возможность поворотной раме свободно вращаться относительно ходовой части.
На автокранах применяют два типа опорно-поворотных устройств: шариковые (КС-2561Д и КС-4562) и нормализованные роликовые (КС-2561Е, КС-3561, КС-3562А).
Слайд 32Шариковое о п о р н о - п о
в о р о т н о е устройство (рис.
9.11) выполнено в виде радиально-упорного двухрядного подшипника и состоит из внутренней обоймы 2, наружной обоймы и двух рядов шариков 7, установленных между ними.
Слайд 33 Шарики разделены между собой пластмассовыми сухариками
3, выполняющими роль сепаратора. Наружная обойма, болтами 9 прикрепленная к
поворотной раме 5, состоит из верхнего 6 и нижнего 10 колец, на которые установлены регулировочные прокладки 8. Внутренняя обойма 2, прикрепленная к ходовой раме болтами 14, имеет зубчатый венец, который обегает выходная шестерня механизма поворота. На некоторых кранах (например, КС-4561) опорно-поворотная платформа имеет зубчатый венец на наружной обойме, а внутренняя обойма выполнена из двух колец — верхнего и нижнего. Внутренняя обойма болтами крепится к ходовой раме.
Слайд 34Нормализованное роликовое опорно-поворотное устройство имеет большую грузоподъемность, лучшую равномерность передаваемой
нагрузки и, как следствие, меньшие массу и габаритные размеры. Оно
состоит из трех колец, расположенных между ними роликов, причем соседние ролики имеют взаимно перпендикулярные оси, которые наклонены к вертикали под углами 60 и 30°.
Слайд 35 Внутреннее кольцо 3, болтами прикрепленное к ходовой
раме, имеет зубчатый венец 2, с которым входит в зацепление
выходная шестерня механизма поворота. Наружные кольца болтами скреплены между собой и прикреплены к поворотной раме. Ролики, катящиеся по дорожкам В, воспринимают действующие вниз нагрузки; ролики, катящиеся по дорожке Г, работают как захватные, передавая усилие от кольца 4 к кольцу 3 и удерживая поворотную раму от опрокидывания.
Слайд 36
Поворотная платформа представляет собой
жесткую сварную раму со стойками для крепления стрелы и гидроцилиндров
подъема стрелы. На платформе установлены механизм поворота, лебедки (грузовая и стреловая), гидроэлектроаппаратура, противовес, кабина машиниста с органами управления и приборами, электрооборудование с приборами безопасности и отопитель.
Механизмы и аппаратура управления расположены на поворотной раме и закрыты капотом.
На стойках поворотной рамы устанавливается двухсекционная стрела.
Поворотная рама состоит из продольных и поперечных балок с накладками, левого и правого балконов, балконов кабины, передних щек (для крепления стрелы и передней двуногой стойки портала), задних щек (для крепления задних стоек портала).
Рабочее
оборудование
В состав рабочего оборудования крана входят стреловое оборудование, грузозахватные органы (крановые подвески) и грузозахватные приспособления (стропы, подвески, траверсы, зажимы, грейферы).
Стреловое оборудование кранов обеспечивает действие грузозахватного органа. Оно состоит из металлоконструкций (стрелы, башни, гуська), канатно-блочных (грузовых и стреловых) полиспастов и предохранительных устройств (телескопических упоров и тяг стрелы, предохраняющих стрелу крана от запрокидывания).
По конструкции различают стреловое оборудование со стрелой постоянной длины, с выдвижной и телескопической стрелой.
Слайд 38
Стреловое оборудование со стрелой
постоянной длины выполняют с гибкой подвеской, с выдвижной стрелой —
с гибкой или жесткой подвеской, а с телескопической стрелой — с жесткой подвеской.
Стреловое оборудование со стрелой постоянной длины и с выдвижной стрелой может иметь несколько модификаций, отличающихся друг от друга длиной стрелы. В этом случае под основной стрелой понимают такую, которая обеспечивает подъем номинального груза при заданном вылете и высоте подъема.
Остальные модификации стрел называют удлиненными стрелами. Удлиняют основную стрелу с помощью дополнительных секций (вставок).
Слайд 39Стреловое оборудование крана (рис. 9.13) состоит из стрелы 3, крюковой
обоймы 1, гидроцинлиндра 7 подъема стрелы и грузового каната 6.
Слайд 40 Стреловое оборудование с основной стрелой.
На кранах КС-4561А и КС-5363 стрела представляет
собой сварную пространственную ферму прямоугольного поперечного сечения, пояса и раскосы которой выполнены из уголкового проката.
Стрела состоит из двух частей: нижней и верхней, соединенных между собой болтами или пальцами.
Нижняя часть стрелы — основание — представляет собой опорную секцию, которая пальцами крепится к проушинам поворотной рамы крана.
Верхняя часть — головка стрелы.
На оси головки стрелы размещены два или три блока, составляющие вместе с крюковой подвеской и канатом грузовой полиспаст, и две втулки для крепления растяжек, которыми траверса полиспаста подъема стрелы присоединяется к верхней части головки.
В качестве предохранительного устройства использованы канатные растяжки, которые предохраняют стрелу от запрокидывания при отрыве каната грузового полиспаста и падения груза, а также от запрокидывания стрелы при ее подъеме.
Слайд 41
Оборудование с удлиненной стрелой отличается от
оборудования с основной стрелой тем, что в месте разъема основной
стрелы устанавливают одну — три секции (каждая длиной 4 м).
Конструкция секции такая же, как у стрелы.
Секции присоединяются к основанию и головке основной стрелы, а также друг к другу болтами или пальцами. Оборудование отличается также запасовкой грузового каната, более длинной растяжкой полиспаста подъема стрелы, а, кроме того, наличием указателя вылета стрелы.
Слайд 42 Стреловое оборудование с выдвижной стрелой.
Выдвижные секции стрелы позволяют быстро изменять длину стрелы без рабочей
нагрузки. Оборудование с основной выдвижной стрелой крана КС-2563 (рис. 9.14) состоит из выдвижной 14 и неподвижной секций, крюковой подвески 1, полиспаста подъема стрелы и предохранительного устройства.
Слайд 43 Неподвижная секция стрелы представляет собой сварную конструкцию из листового
проката и состоит из двух частей (10 и 12), соединенных
между собой болтами по разъему 11. Неподвижная секция установлена на осях 8 в кронштейнах поворотной рамы. На головке выдвижной секции на оси 2 на шарикоподшипниках расположены блоки. На нижнем пояске выдвижной секции в специальных кронштейнах закрепляют втулочно-роликовую цепь 13 механизма выдвижения стрелы. Выдвижная секция опирается на верхнюю часть неподвижной секции через ролики 17, 19 и 31. Ролик 17 при выдвижении стрелы катится по направляющей 16 неподвижной секции, а выдвижная секция катится по роликам 19 и 31.
Слайд 44 Секция 14 выдвигается штурвалом 24, который закреплен на валу
шестерне 26 гайкой 25. Движение от штурвала передается через шестерню
27 валу 29, на котором насажена на шпонке звездочка 30, входящая в зацепление с втулочно-роликовой цепью. При вращении звездочки цепь выдвигает или задвигает выдвижную секцию. Выдвижная секция фиксируется относительно неподвижной в двух положениях (в не выдвинутом и выдвинутом на максимальную длину) фиксатором 32, на конце которого установлено стопорное устройство 23. В верхней части 12 неподвижной секции (сечения А— А и Б — Б) на осях 20 и 33 находятся ролики 21 и 34, предохраняющие грузовой канат от перетирания. К оси 33 втулкой 22 крепится растяжка 5 полиспаста подъема стрелы.
Слайд 45 Стреловое оборудование с телескопической стрелой.
Длину телескопической стрелы можно быстро изменять под рабочей
нагрузкой. Стреловое оборудование с телескопической стрелой на гидравлических кранах является основным. В качестве грузозахватного органа на телескопических стрелах устанавливают крюковую подвеску. На кранах КС-2571, КС-3571, КС-3572 и КС-3575 имеются телескопические стрелы двухсекционные, а на кране КС-4571 имеется трехсекционная стрела.
Слайд 46Двухсекционная телескопическая стрела крана КС-3572 — это сварная коробчатая конструкция
из листового и фасонного проката, состоящая из неподвижной 5 и
выдвижной 3 секций. Выдвижная секция, оканчивающаяся оголовком 2 с блоками , перемещается гидроцилиндром 6. Шток гидроцилиндра закреплен на неподвижной секции стрелы на оси, а гильза — на выдвижной секции с помощью специального шарнирного соединения, состоящего из шарнира 16, осей 14, 15 и 19, втулок 17, 18 и позволяющего компенсировать все возникающие в процессе работы и монтажа перекосы .
Слайд 47При перемещении выдвижная секция стрелы опирается впереди на каретки 11,
установленные на оси.9 секции, а сзади — на ролики 13,
которые установлены на оси 14, шарнирно закрепленной в выдвижной секции. Во втянутом положении выдвижная секция опирается на каретки и башмак 7. Установку роликов и кареток по ширине регулируют шайбами 10. Подъем стрелы осуществляется гидроцилиндром, шток которого крепят в проушине неподвижной секции, а гильзу — в проушинах поворотной платформы. В транспортном положении масса стрелы передается на гильзу гидроцилиндра через специальный упор, установленный на оси, что исключает возможность просадки гидроцилиндра. Для регулировки положения стрелы в транспортном положении между упором и гильзой устанавливают регулировочные съемные прокладки.
Слайд 48 Трехсекционная телескопическая стрела крана КС-4571 состоит из
неподвижной средней и верхней секций сварной коробчатой конструкции, крюковой подвески,
оголовка, гидроцилиндра выдвижения секций стрелы и ускорительного полиспаста.
Перемещение средней выдвижной секции стрелы относительно неподвижной производится гидроцилиндром, а перемещение верхней выдвижной секции относительно средней (одновременно с перемещением последней)—с помощью ускорительного полиспаста.
Слайд 49
Устройства и приборы обеспечения безопасной работы
В соответствии с правилами устройства
и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов все автомобильные краны должны быть оборудованы системой устройств и приборов, обеспечивающей их безопасную эксплуатацию.
Кроме контрольно-измерительных приборов общего назначения (амперметр, вольтметр, частотомер и др.), указателей (уровня топлива, давления масла, температуры), приборов освещения (фары, прожекторы и т. п.) и приборов сигнализации (звуковой сигнал, сигнализаторы температуры воды и давления масла и т. п.), устанавливаемых в кабине базовых автомобилей и в кабине машиниста, кран оборудован специальными указателями, ограничителями и сигнальными устройствами.
Указатели.
На автомобильных кранах установлены указатели грузоподъемности и наклона крана.
Указатель грузоподъемности (или указатель вылетов и грузоподъемностей) показывает величину грузоподъемности крана в зависимости от вылета.
Установлен он в нижней части стрелового оборудования в поле зрения машиниста и позволяет визуально определить, какой по массе груз может быть поднят краном при данном положении стрелы.
Указатель наклона (или креномер) показывает величину наклона крана по отношению к горизонту.
На стреловых самоходных кранах применяют указатели наклона, принцип действия которых основан на свойстве свободно подвешенного маятника сохранять вертикальное положение (маятникововые указатели) или на свойстве свободной поверхности жидкости сохранять горизонтальное положение (жидкостные указатели) .
Слайд 51
Ограничители автоматически выключают механизм или группу механизмов крана,
если наступают условия, при которых нарушается его безопасная эксплуатация.
Ограничители подключают к цепям управления краном. Конструкция ограничителей и их включение в цепи управления позволяют возобновить работу отключенных механизмов для возвращения рабочего оборудования в безопасное положение.
Так, если сработал ограничитель при подъеме стрелы, то стреловая лебедка сможет только опустить ее. Если поднят груз более допустимого, грузовая лебедка может только опустить его, а стреловая — только поднять стрелу, уменьшив тем самым опрокидывающий момент, действующий на кран от этого груза, и т. п.
Ограничители настраивают на работу с определенным видом рабочего оборудования. Поэтому следует помнить, что при смене рабочего оборудования они должны быть настроены на работу с новым видом оборудования.
На автомобильных кранах устанавливают ограничители высоты подъема, вылета и грузоподъемности.
Ограничители.
Слайд 52
Ограничитель вылета (подъема стрелы, угла подъема стрелы) автоматически отключает стреловую
лебедку при подходе стрелы к крайнему верхнему положению. Ограничитель устанавливают
в нижней части основания стрелы или башни (при башенно-стреловом оборудовании).
Ограничитель грузоподъемности автоматически выключает механизмы крана при превышении допускаемой грузоподъемности.
На автомобильных кранах применяют специальные механические и универсальные электромеханические (ОГП-1) ограничители.
Принцип работы специальных механических ограничителей грузоподъемности основан на том, что в системе подвески стрелового оборудования должна быть найдена такая точка (точка постоянного усилия), в которой для каждого вылета при подъеме грузов, соответствующих грузовой характеристике крана, будет возникать практически одно и то же усилие.
В этой точке устанавливают ограничитель, связанный через шарнирно-рычажную систему с отключающим устройством механизма. Пружина ограничителя уравновешивает усилие в подвеске, возникающее при подъеме допускаемых грузов.
Слайд 53Ограничитель подъема крюка крана КС-4572.
(на головке стрелы)
Ограничитель подъема крюка предназначен для автоматического отключения механизма грузовой лебедки при подъеме крюковой подвески на предельную высоту и установлен на оголовке стрелы. На основании 6 установлен конечный выключатель 5. Грузик 3 подвешен на неподвижной ветви грузового каната с помощью троса 4.
Под действием массы грузика постоянно замкнуты контакты выключателя.
При подходе крюковой подвески к головке стрелы приподнимается грузик 3, контакты выключателя размыкаются и обесточивают электромагнит парораспределителя, механизм грузовой лебедки останавливается.
Ограничитель высоты подъема крюка автоматически отключает грузовую (вспомогательную) лебедку при подходе груза к головке стрелы. Ограничитель устанавливают или на головке стрелы, или (чаще) на барабане лебедки.
Слайд 54
При подъеме больших грузов усилие в подвеске
возрастает и, преодолев усилие, развиваемое пружиной, через шарнирно-рычажную систему отключает
механизм.
Сигнализаторы автоматически включают сигнальные приборы, предупреждающие машиниста о приближении условий, нарушающих безопасную эксплуатацию крана.
На автомобильных кранах устанавливают автоматические сигнализаторы опасного напряжения АСОН-1 и маятниковые сигнализаторы наклона крана СКМ-3.
Сигнализатор АСОН-1 предупреждает машиниста включением аварийной световой и звуковой сигнализации о приближении стрелы крана на опасное расстояние (не менее 1 м) к одно- или многофазной линии электропередачи напряжением 220—380 В и частотой 50 Гц.
Прибор состоит из антенны, усилительно-исполнительного блока и блока сигнализации. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи шасси или выпрямителя напряжением 12 или 24 В.
Слайд 55
Сигнализатор СКМ-З предупреждает машиниста включением аварийной световой сигнализации о превышении
наклона крана более допустимой величины.
Прибор состоит из
датчика наклона и панели сигнализации. Питание осуществляется от бортовой сети (от аккумуляторной батареи базового автомобиля) или выпрямителя напряжением 12 В.
Датчик наклона, устанавливаемый на поворотной раме, состоит из маятника, высокочастотного генератора и электронного преобразователя, которые укреплены на рамке, размещенной в корпусе датчика.
Одна из индуктивных катушек генератора установлена в нижней части маятника, а другая — на рамке строго под катушкой, расположенной на маятнике.
При строго соосном положении катушек в них генерируется сигнал и передается на электронный преобразователь, а от него — к панели сигнализации, на которой установлено реле, включающее зеленую сигнальную лампу.
При наклоне крана маятник отклоняется от оси, а его индуктивная катушка смещается в сторону относительно катушки, установленной на рамке. При этом сигнал, подаваемый генератором, изменится.
Если наклон крана превысит допустимую величину, то реле срабатывает, отключая зеленую и включая красную сигнальную лампу.
вопрос
Работа автомобильного крана.
Слайд 57 Для приведения в действие (движение) какой-либо машины или
механизма применяют комплекс устройств, который называется приводом.
Привод
автомобильного крана состоит из силового оборудования, трансмиссии и системы управления.
Силовое оборудование является источником энергии и представляет собой систему устройств, преобразующих тот или иной вид энергии в механическую.
Трансмиссия передает полученную механическую энергию (движение) своим конечным элементам — исполнительным механизмам, которые приводят в действие грузозахватные устройства, опускают или поднимают стреловое оборудование крана, вращают его поворотную часть, осуществляют передвижение машины.
С помощью системы управления производят пуск и остановку исполнительных механизмов и устанавливают необходимые режимы их работы, а также контролируют и корректируют работу всех устройств привода.
Слайд 58 Привод автомобильного крана приводит в действие все
исполнительные механизмы кранов, поэтому в инструкциях по эксплуатации кранов наряду
с термином «привод крана» применяют термин «привод исполнительных механизмов крана» или просто «привод механизмов».
Иногда говорят не о приводе крана в целом, а о приводе его отдельных исполнительных механизмов: грузовой, стреловой или вспомогательных лебедок, механизмов привода или передвижения.
В этом случае под приводом механизма понимают силовую установку крана и ту часть трансмиссии и аппаратов управления, которая непосредственно передает и управляет движением крюковой подвески, стрелы, поворотной части или самого крана.
В качестве силового оборудования привода автомобильных кранов используют силовое оборудование (двигатель внутреннего сгорания) базовых автомобилей.
В качестве источника электроэнергии для питания электродвигателей механизмов крана применяют синхронные генераторы напряжением 400 В.
Слайд 59 На кране КС-4561А (рис. 9.5, а) синхронный генератор
7 мощностью 30 кВт приводится в движение двигателем автомобиля через
коробку 5 отбора мощности, установленную на корпусе раздаточной коробки 8, и карданный вал 6.
На кране КС-2563 (рис. 9.5, б) синхронный генератор мощностью 20—30 кВт, установленный на специальной плите (на кронштейнах ходовой рамы), приводится во вращение от коробки 5 отбора мощности через клиноременную передачу 9. Движение коробке 5 передается от двигателя базового автомобиля через сцепление, коробку передач 3 и карданный вал 4.
Слайд 60 Стреловой самоходный кран КС-5363 на пневмоколесном ходу имеет
индивидуальные электроприводы механизмов, питающихся от собственных генераторов постоянного тока напряжением
220 В.
Генераторы (главный — 50 кВт и вспомогательный— 16 кВт) приводятся в движение дизелем ЯАЗ-М240Б или асинхронным двигателем, который подключают к внешней сети переменного тока напряжением 380 В.
Кран КС-5363 оборудован грузовыми лебедками основного и вспомогательного подъема, стреловой лебедкой, механизмом поворота и механизмом передвижения.
Генераторы кранов преобразуют механическую энергию базового двигателя в энергию электрического тока; электрический ток подводится к силовому шкафу, расположенному на ходовой раме крана, а затем через токоприемное устройство (токосъемник) — к поворотной раме.
Далее через пульт управления и пусковое устройство ток поступает непосредственно к электродвигателям исполнительных механизмов.
Слайд 61 Электродвигатель механизма поворота крана КС-5363 получает питание от
вспомогательного генератора и управляется с помощью дополнительных контроллеров, что позволяет
совмещать работу этого механизма с работой одного из механизмов крана, работающих от главного генератора.
Гидравлический привод автомобильных кранов обеспечивает жесткую (в пределах не сжимаемости жидкости) связь между гидронасосом и гидравлическим двигателем через рабочую жидкость, перемещающуюся по системе трубопроводов. В качестве источника энергии рабочей жидкости на всех автомобильных кранах применяют аксиально-поршневые гидронасосы.
Гидропривод кранов выполняют с одним (КС-3572) или двумя гидронасосами (КС-4571). Рабочая жидкость по трубопроводам поступает через вращающееся соединение на поворотную часть крана, далее— к гидродвигателям исполнительных механизмов.
Слайд 62Кинематическая схема- крана КС-3571 с гидравлическим приводом и
жесткой подвеской
телескопической стрелы .
Слайд 63 На промежуточном валу коробки передач II базового автомобиля МАЗ-5335
установлена специальная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 4
коробки отбора мощности I . Если подвижную шестерню 3 ввести в зацепление с шестерней 4, то движение от двигателя базового автомобиля будет передаваться насосу 2, который питает или гидромоторы 7 и 10 механизма поворота и грузовой лебедки, или гидроцилиндры IV и V выдвижения секции и подъема стрелы.
Слайд 64 Гидромотор 7 механизма поворота VI через двухступенчатый редуктор
передает движение шестерне 5, находящейся в зацеплении с зубчатым венцом
опорно-поворотного устройства VIII.
Гидромотор 10 передает движение барабану 9 грузовой лебедки через двухступенчатый редуктор 8.
При подаче рабочей жидкости в поршневые полости гидроцилиндров IV и V происходят выдвижние секции стрелы и подъем стрелы, а при подаче рабочей жидкости в штоковые полости этих гидроцилиндров — втягивание секции и опускание стрелы.
На кране К.С-4572 выдвижение секций стрелы производится двумя гидроцилиндрами, а на кране КС-4571 — цилиндром и канатной системой.
Слайд 65
К потоку рабочей жидкости подключается различная
аппаратура, с помощью которой производят пуск и остановку двигателей, устанавливают
необходимые режимы их работы, а также контролируют работу всех устройств привода.
Аппаратура управления состоит из различных приборов, аппаратов и механических устройств, с помощью которых осуществляют пуск, регулирование скорости, реверсирование и остановку всех исполнительных механизмов, их защиту от возможных перегрузок и повреждений, а также различные блокировки и автоматические режимы работы устройств привода.
Аппаратуру управления приводами подразделяют на две группы:
- аппараты и механические устройства, включаемые непосредственно в цепи главного потока энергии, т. е. собственно аппаратура управления приводами;
аппараты и механические устройства, управляющие аппаратами и устройствами первой группы. Они входят в состав систем управления приводами, поэтому иногда их называют аппаратурой систем управления.
Слайд 66 В кранах с механическими приводами (КС-2561Д, КС-2561Е, КС-3561А)
органы управления механизмами сосредоточены в кабине машиниста крана, где установлены
четыре рычага управления фрикционными муфтами, четыре педали для управления тормозами и педаль управления муфтой сцепления.
Кроме того, справа от машиниста крана на боковой стенке кабины находятся рычаг управления общим центральным реверсом, рычаг управления топливоподачей в цилиндры двигателя и рукоятка для управления собачкой кранового механизма стрелоподъемной лебедки.
Кабина поворотной рамы крана КС-2561Е:
рычаги
управления: 1 — реверсом, 12 — стреловой лебедкой, 13 —грузовой лебедкой; педали управления: 2 — дроссельной заслонкой карбюратора двигателя шасси, 3. — сцеплением; 4 — сигнализатор СКМ-3; 5—релейный блок ; 6 — усилительно-исполнительный блок АСОН-1; 7 — пульт управления; 8 — блок сигнализации АСОН-1; 9 — стеклоочиститель; 10 — фара; 11 — вентилятор; 14 — коврик
Слайд 68 При управлении кранами с электрическими приводами (КС-4362, КС-5363,
КС-6362, КС-7362, КС-8362) крановщикам не приходится прикладывать значительных физических усилий.
Управление кранами простое и надежное.
Однако сложность электрооборудования этих кранов предъявляет высокие требования к квалификации машиниста автокрана.
Управление электродвигателями крановых механизмов осуществляется с помощью системы управления и средств защиты.
Слайд 69 Система управления состоит из коммутационной и
пускорегулирующей аппаратуры.
К коммутационной аппаратуре относятся рубильники, контакты, пакетные
выключатели.
К пускорегулирующей аппаратуре относятся контроллеры кулачкового и барабанного типа, с помощью которых осуществляются пуск, реверсирование, изменение скорости и остановка электродвигателей.
К средствам защиты относятся плавкие предохранители, пускорегулирующие сопротивления, установочные автоматы и реле максимального тока.
Аппаратура системы управления, средства защиты и контрольно-измерительные приборы смонтированы в кабине машиниста автокрана.
Слайд 70 Управление кранами с гидравлическими приводами (КС-2561Г КС-3562А,
КС-4561А, КС-4571) не требует приложения больших физических усилий, как это
имеет место у кранов с механическими приводами, и значительно проще, чем у кранов с электрическими приводами.
У этой группы кранов исполнительные механизмы подъема стрелы, подъема груза, поворота платформы, выдвижных опор и стабилизаторов приводятся в действие с помощью гидравлического привода.
Пульт управления исполнительными механизмами расположен в кабине крановщика, а управление по выдвижению и установке опор — на неподвижной раме.
Задание на самоподготовку:
Изучит учебный материал на указанных страницах
рекомендованной литературы;
Быть в готовности к решению тестов, устному или письменному контролю знаний по данному занятию.