Слайд 1Приемы работы информацией
часть 1
Задай вопрос
Автор Миниханова С.А.
Слайд 2Умение задавать вопросы
Не надо думать, что это умение приобретается непроизвольно
Это
далеко не так.
Учителя, обращаясь к ученикам с вопросом, делают
разные ошибки
Слайд 3Примеры таких вопросов
Мы узнали что-то новое сегодня?
Мы разобрали с вами
задание?
Мы главную цель достигли?
Как справились с работой ?
Слайд 4Вопрос
В чем различия между этими механическими движениями?
В чем ошибка?
Слайд 6Вопрос классу (ОБЖ) Что такое пожар?
Пожар — неконтролируемый процесс горения, причиняющий
материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей и животных.
Какие ключевые
слова в этом определении вы можете выделить?
Слайд 7Приём «Оценка текста»
Обучающимся дается задание оценить его содержание прочитанного текста
в целом. Для этого они должны ответить на ряд вопросов,
предлагаемых учителем
Примеры этих вопросов.
1. Найдите в тексте слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Как вы думаете, почему именно эти слова?
2. Какое слово, термин, имя и др. чаще всего встречается в тексте?
3. Какой из разделов текста самый большой? Как вы думаете, почему?
4. В каком из разделов вы найдете ответ на вопрос.
Слайд 8Прием «Задания – вопрос»
1. Найти в тексте параграфа новые термины.
2. Какой из них, на ваш взгляд главный?
3. Прочтите
первый абзац параграфа и выделите в нем гипотезу.
4. Сравните рисунки. Найдите различия в них. А есть ли в них общее?
5. Прочтите график, представленный в параграфе учебника.
6. Выскажите гипотезу о результатах опыта, описанного в тексте
7. Что общего между понятиями (например, инерцией и инертностью). В чем их различие?
Слайд 9Прием «Работа с тестовыми заданиями»
Учитель предлагает ученикам прочитать текст и
выполнить тест.
Данное задание направлено на развитие познавательных универсальных учебных действий:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, выявлять причины и следствия простых явлений.
Практическая работа № 1 с научно-популярным текстом
Ответы: 1-2; 2-4; 3-2; 4-4; 5-1; 6-2
Слайд 10Часть 2
Приемы работы с заполнением таблиц
Слайд 11Прием «Инсерт»
По-другому этот прием называется - пометки на полях.
Название
этого приема появляется из начальных букв
I – interactive
самоактивизирующая
N – noting диалоговая
S – system системная разметка
E – effective для эффективного
R - reading & чтения и
T – thinking размышления
По окончании чтения текста, указанного учителем, обучающиеся должны заполнить таблицу
Слайд 13Пояснения к значкам
Знаком отмечается в
тексте информация, которая уже известна обучающемуся. Он ранее где-то с
ней познакомился. При этом источник информации и степень ее достоверности не имеет значения.
Знаком плюс отмечается новое знание, новая информация. Обучающийся ставит знак только в том случае, если он впервые встречается с информацией, прочитанным текстом.
Знак минус отмечает то, что идет вразрез с имеющимися у обучающихся представлениями, о чем он думал иначе.
Знак вопроса отмечает то, что осталось непонятым обучающемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Вопросы, заданные обучающимися по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается за кадром урока, текстом учебника, объяснения учителя.
Слайд 14Прием плюс, минус, интересно (ПМИ)
Слайд 15Прием « Бортовой журнал»
Работая над содержанием текста обучающиеся заполняют таблицу
По окончании работы над заполнением таблицы можно организовать обсуждение результатов.
Слайд 16Прием «Составь таблицу»
Довольно часто информация в учебниках сопровождается различными таблицами.
Анализ этих таблиц – это один из видов учебно-познавательной деятельности.
Однако, на уроке можно организовать и «обратную» работу – на основании прочитанного составить таблицу.
Содержание таблицы учитель задает сам.
Пример таблицы
Слайд 17Рекомедации
Работа может выполняться индивидуально, в парах или группе ( в
зависимости от класса).
Обязательно:
задается время на выполнение работы,
обсуждение результатов работы.
Если в процессе обсуждения возникают спорные вопросы, то их разрешение происходит с опорой на содержание текста. То есть обучающийся должен указать то место в тексте, на которое он ссылается.
Можно задать ученикам вопрос. «Какой еще столбик можно добавить в таблицу?» «Какой ответ вы добавите в этот столбик?»
Слайд 18Прием «Оценочное окно
Ученикам предлагают ответить на вопросы, заданные схемой
Обсуждению подлежат
ответы, как по вертикальной, так и по горизонтальной оси. Возможно
продолжение этой схемы дома. Обучающийся в процессе выполнения домашнего задания должен дать разъяснения своим позициям, обозначенным в классе