Слайд 1Мастер-класс по теме:
«Приемы работы с текстом при подготовке части
С в ГИА и ЕГЭ».
Выполнила:
учитель высшей категории
Захарченко Ольга
Александровна
Слайд 2Алгоритм работы с заданием С.
Читая текст первый раз:
обращайте внимание, на
все непонятные слова и выражения;
помните
о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;
ведите диалог с автором текста; по ходу чтения ставьте вопросы к автору (герою) и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании;
проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста;
спорьте с автором, выдвигайте свои контр доводы;
старайтесь выделять в тексте главное, существенное; найдите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений, обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом;
особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие, “узловые” суждения автора;
обращайте внимание на слова, употребленные в переносном значении; это поможет вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст.
Слайд 3Алгоритм работы с заданием С.
Приступая к работе над сочинением, еще
раз прочитайте текст. При этом:
постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его
основные положения (тезисы), охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем;
прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания;
выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения;
постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходство и расхождение;
обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного текста.
Слайд 4Типы аргументов
I. Логические (рациональные) аргументы.
Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические
знания).
Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
Статистика (количественные показатели развития
производства и общества).
Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
Законы природы.
Определение, задача которого - обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; с учетом выявленных сущностных признаков определяемого предмета.
Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
Данные экспериментов и экспертиз.
Свидетельства очевидцев.
Слайд 5Типы аргументов
II. Иллюстративные аргументы - примеры.
В отличие от факта -
обобщённо-объективированного утверждения - пример имеет наглядную описательную форму; его задача
- объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
К иллюстративным аргументам относятся:
Конкретные примеры:
пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
литературный пример (пример-текст из художественного произведения);
Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
Слайд 6Типы аргументов
III. Ссылки на авторитет.
Мнение известного, уважаемого человека - ученого,
философа, общественного деятеля и т.п.
Цитата из авторитетного источника.
Мнение специалиста, эксперта.
Обращение
к опыту и здравому смыслу аудитории.
Мнение очевидцев.
Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Слайд 7Правила аргументации
Аргументы надо приводить в системе: продумайте, с каких аргументов
начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы так, чтобы
их доказательная сила возрастала. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый, значит он должен быть самым сильным.
Аргументами могут служить примеры из художественной литературы, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих (причем необходимо избегать их бытового толкования).
Слайд 8Структурирование текста.
Типичные ошибки в абзацном членении:
Полное отсутствие разделения сочинения
на смысловые части - все сочинение представляет собой сплошное целое,
разделение на абзацы полностью отсутствует.
Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения: вступление, основную часть, заключение - не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
Слайд 9Структурирование текста.
Роль абзаца
Самостоятельные (моно- и полиперспективные) содержат тематическое и/или
концептуальное предложение.
Служебные (одно- и двунаправленные) выражают итог, вывод, резюме.
Вставные предполагают
пересказ, интерпретацию «чужого» текста.
Слайд 10Способы распространения
темы абзаца.
Слайд 11Структура сочинения. План.
Вступление.
Формулировка проблем, поставленных автором в тексте.
Комментарий одной из
проблем.
Выявление авторской позиции по этой проблеме.
Выразите свое согласие или несогласие
с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором.
Приведите два аргумента.
Сделайте вывод.
Слайд 12Формулировка проблемы.
Проблема — это вопрос, требующий решения, исследования.
Формулируйте проблему так,
чтобы она охватывала не только какой-то случай, рассмотренный в данном
тексте, но и многие подобные случаи.
Например, бывают проблемы войны и мира, экологии, политики, отцов и детей, образования, чтения, милосердия, экономики, выбора книг для чтения, памяти, живого языка, человеческого равнодушия, воспитания, понимания, взаимосвязи человека и природы, совести и долга, необходимости развития в себе интеллигентности и др.
Слайд 13Способы формулировки проблемы.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Проблема чего... Этот способ
подойдет, когда проблема в тексте может быть сформулирована одним словом
или словосочетанием. Например, автор поднимает проблему одиночества человека.
Формулировка проблемы в виде вопроса. Например: «Что побуждает людей читать книги? Над этим вопросом размышляет автор статьи».
Слайд 14Выделение проблемы в текстах разных стилей.
В текстах публицистического стиля проблема,
как правило, сформулирована в начале или в конце текста. Это
зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, и наоборот.
Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии.
Слайд 15Комментарий одной из проблем.
Комментировать — это означает объяснять, пояснять:
а) насколько
актуально то, о чем пишет автор (проблема может быть важной,
злободневной, спорной, своевременной для общества, для науки, для молодежи, для современного читателя, для мирового сообщества и т.д.);
б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
в) если это возможно, то коснитесь «истории вопроса», коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы.
Например: «Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомним хотя бы рассказ из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка».
Слайд 16Как выявить авторскую позицию.
Позиция автора — это ответ на вопрос,
поставленный в тексте, то, в чем убеждает нас автор.
Позиция автора
публицистического произведения обычно выражена ясно, четко, выявление позиции в художественном произведении требует больших усилий. В таком случае постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать автор своим читателям, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую им конкретную ситуацию?
Обязательно обратите внимание на слова, художественные средства, которые выражают отношение автора (неодобрение, осуждение, любовь к чему-либо, сочувствие, восхищение и т.д.), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.
Можно применить при этом цитирование, но оно не должно быть чрезмерным. Например: «Автор убеждает нас в том, что "родную землю любят не за богатство и броскую красоту", а просто за то, что этот уголок земли научил видеть прекрасное в окружающей жизни».
Слайд 17Комментарий к авторской позиции.
Следуйте правилам построения текста-рассуждения:
а) тезис;
б) аргументация (доказательства),
на экзамене требуется привести 2 аргумента;
в) вывод.
В ваших сочинениях тезис
— это главная мысль автора (позиция), которую и нужно обосновать, доказать или опровергнуть.
Слайд 18Например:
Тезис. Чтение художественной литературы необходимо. (Выражение вашего согласия с автором.)
Аргументы:
Чтение
расширяет наш кругозор, углубляет знания о мире и человеке. Как,
каким образом?
Художественная литература воспитывает человека. (Приведите примеры, расскажите о том, какие произведения Л.H.Толстого, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя или других авторов заставили вас о чем-либо задуматься, измениться.)
Вывод. Художественная литература — это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.
Слайд 19Аргументация собственной позиции.
Аргументация — доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты,
примеры из жизни, из книг, из фильмов, ссылки на исторические
факты, высказывания ученых, философов, писателей; используйте знания по другим учебным предметам.
Необходимо соблюдать фактологическую точность.
Для аргументации собственного мнения проявите свою эрудицию, начитанность, компетентность в данной проблеме.
Помните, что один аргумент должен быть из какого-либо изученного произведения, тогда вы получите больше баллов.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: почему? Нужно привести свои доводы, а не повторять доводы автора.
Слайд 20Заключение в сочинении.
Общий вывод.
Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
Замечания о влиянии текста на общественную ситуацию.
Рассуждение о том,
какое значение будет иметь прочитанный текст для вас.
Можно использовать такие выражения:
Следовательно,... Таким образом, можно утверждать, что...
Слайд 21Жанр сочинения.
Шесть аргументов в пользу сочинения-эссе.
Выбор эссе позволит:
активно отстаивать собственную
позицию;
вступать в диалог;
искать нестандартные подходы в разговоре об обычных явлениях;
использовать
возможности ассоциативного мышления;
писать нешаблонно, стремиться к индивидуальному стилю и образности речи;
выбрать форму эссе — очерк, письмо, слово, речь, этюд и т.п.
Слайд 22Речевое оформление. К5 – К6.
Под смысловой цельностью подразумевается композиционно-текстовое единство,
нарушение которого ведет к логическим ошибкам. Каждый абзац должен служить
раскрытию темы и развитию главной мысли текста.
Речевая связность текста состоит в том, что все предложения в нем связаны по смыслу, а также лексически и грамматически.
Существуют разные способы связи предложений в тексте:
а) наиболее распространен последовательный, или цепной, способ: каждое последующее предложение связано с предыдущим при помощи лексических, морфологических, синтаксических средств;
б) другой способ связи предложений — параллельный: в первом предложении выражена основная мысль текста, а каждое из последующих развивает, конкретизирует, уточняет, иллюстрирует ее.
Слайд 23Точность речи.
Точность речи связана с точностью словоупотребления: с правильным использованием
многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Важнейшее условие точности речи
— это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий (пишущий) отбирает те слова и конструкции, которые передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
К неточности речи приводит:
а) незнание предмета речи;
б) неумение логически мыслить;
в) незнание лексического значения слова, употребление слова в несвойственном ему значении;
г) неумение устранить многозначность в контексте, что порождает двусмысленность.