Слайд 1 Приемы сжатия текста
Сжатое изложение
Слайд 21. Исключение
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
-
риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на
ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНОЕ, ИСКЛЮЧИТЬ ЛИШНЕЕ, ОБЪЕДИНИТЬ ПОЛУЧЕННОЕ
Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Стало: Сказка живет везде, во во всем. (5 слов)
Слайд 32.Обобщение
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных
фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо:
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в
них общее.
- Объединить эти факты на основе общего.
- Сформулировать получившееся предложение.
Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем.
Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Слайд 43.Упрощение
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда
предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним
предложением;
части предложения местоимением и т.д.
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
замена сложноподчинённого предложения простым.
перевод диалога или прямой речи в косвенную;
замена фрагмента текста синонимичным выражением.
формулирование мысли своими словами.
При упрощении необходимо:
- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
-Сформулировать получившееся предложение.
Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Стало: Сказки любят все. (3 слова )
Слайд 5Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но
ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже
среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.
(64 слова)
Слайд 6Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали.
Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Слайд 7Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре,
когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы,
люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)
Слайд 8Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не
находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить
в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)
Слайд 9
Что нельзя удалять из текста?
- основные детали, помогающие понять
авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.