Слайд 1Принципы проектирования рабочей учебной адаптированной программы (на примере обучения по
предмету «Русский язык»)
Шаргородская Л.В., к.п.н.
ст. преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических
основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ
Слайд 2Рабочая программа
Учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной программы для
конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и
дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п
Слайд 3Результаты ФГОС 7.1 (предметная область филология)
Формирование первоначальных представлений о языке
как основе национального самосознания
Осознание значения русского языка как государственного языка
РФ
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека
Овладение первоначальными представлениями о нормах литературного языка и правилах речевого этикета
Овладение правилами действия с речевыми единицами
Слайд 4Используемые УМК
Школа России (Горецкий В.Т., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.В. И
др. Азбука. В 2 ч.; Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский
язык.)
«Перспективы» (Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Обучение грамоте.)
Программы для общеобразовательных учреждений 7 вида (Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык.)
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы; Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь)
Слайд 5Результаты по УМК Перспективы (1 класс)
понимать структуру родной речи;
иметь образные
представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как
составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: при списывании с печатного или письменного текста, письме по памяти или под диктовку учителя.
Слайд 6Анализ успеваемости по русскому языку, конец учебного года
Слайд 7проектирование урока (на примере предмета обучение грамоте) 1 класс
Слайд 8Наиболее распространенные проблемы при обучении по предмету «русский язык»
Ребенок не
дописывает буквы в слове или пишет лишние буквы;
может допустить ошибку
даже в написании гласной под ударением;
путает буквы по кинетическому сходству (лухомор вместо мухомор);
переставляет слоги в слове;
пишет в начале и в конце слова одну и ту же букву (магазим вместо магазин);
у ребенка долго сохраняется зеркальное письмо;
не соблюдает поля и правила переноса слов;
отсутствуют границы между словами и предложениями;
и т.д.
Слайд 9Наиболее распространённые причины (нейропсихологический подход)
Слабость энергетического блока (истощаемость);
трудности координации движений;
речевые
нарушения;
несформированность пространственных представлений;
несформированность программирования и контроля.
Слайд 101. Слабость энергетического блока (истощаемость)
Быстро устаёт;
отвлекается, перестаёт следить за ходом
урока;
чувствителен к нарушению режима, уровню шума, смене погоды и др.;
если
устал, плохо контролирует своё поведение (смотрит в окно, лежит на парте, либо возбуждается, растормаживается);
наблюдается гиперактивность.
Слайд 11Режим нагрузок на уроке для профилактики истощаемости
Основной материал дается в
начале урока, не должен быть монотонным;
на используются различные опоры: слуховая,
зрительная, двигательная, тактильная;
смена деятельности во время урока;
сложные инструкции даются частями, в небыстром темпе, фиксируются в зрительной форме;
в ходе урока используются специальные упражнения на релаксацию.
Слайд 122. Трудности координации движений
Проблемы развития мелкой моторики и артикуляции;
трудности регуляции
мышечного тонуса и удержания рабочей позы;
патологический захват пишущего инструмента;
перенапряжённая рука
при письме;
медленное письмо и/или неаккуратный почерк;
повторение при написании слов отдельных элементов букв;
почерк резко ухудшается при увеличении нагрузки.
Слайд 13Возможные варианты работы
Массаж и физические упражнения;
пальчиковая гимнастика;
снижение темпа письма и
объема написанного;
использование при письме мягкого карандаша;
отказ от безотрывного письма.
Слайд 143. Речевые нарушения
Проблемы переработки слуховой информации, фонематического слуха;
бедность словаря, неразвёрнутая
речь;
снижение слухоречевой памяти (не может запомнить стихотворение, пересказать рассказ близко
к тексту);
грубые ошибки при письме, особенно в окончаниях;
путает буквы, похожие по звучанию.
Слайд 15Возможные варианты работы
Обогащение и активизация словаря;
уточнение значений слов, усвоенных детьми,
но употребляемых не вполне верно;
использование наряду с аналитико-синтетическим методом элементов
слогового метода;
обучение детей использованию различных опор (схем, рисунков и т.д.).
Слайд 164. Несформированность пространственных представлений
Трудности дифференциации строки и межстрочного пространства, не
ориентируется на клеточки, строку;
трудности запоминания графем (оптических признаков буквы), путает
близкие по написанию буквы;
зеркально пишет буквы, цифры, допускает зеркальные ошибки при чтении слов, примеров;
не ориентируется в схемах, таблицах;
трудности осознания своего положения в пространстве;
трудности переноса информации с вертикальной плоскости на горизонтальную;
трудности ориентировки на листе бумаги;
трудности ориентировки в левой и правой стороне пространства;
трудности опознания и дифференциации зрительных образов.
Слайд 17Возможные варианты работы
Знакомство с названиями частей тела и усвоения основных
пространственных отношений на этом материале;
правильное называние и демонстрация левой и
правой руки, левой и правой сторон пространства;
работа с пространством листа;
изменение и выделение рабочей строки и межстрочного пространства;
выделение ярким карандашом левой стороны листа.
Слайд 185. Несформированность программирования и контроля
Недостаточная сформированность серийной организации движений и
чувства ритма;
помарки, ошибки по невнимательности;
не дослушивает инструкцию, начинает выполнять задание,
не разобравшись;
пропускает точки, заглавные буквы, красную строку;
отвлекается, забывает, на чём остановился;
не может без помощи соблюдать школьные правила.
Слайд 19Возможные варианты работы
Задания на концентрацию и распределение внимания;
тренировка выполнения сложных
инструкций;
составление расписаний, планов, визуализация инструкций.
Слайд 20Литература
1. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление
трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие. – М.:
В.Секачев, 2013.
2. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009.
Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость. – М.: Эксмо, 2010.