Слайд 1Принципы русской пунктуации.
Функции знаков препинания.
Слайд 2
Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков
препинания (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков
препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.
Слайд 3
Известно, что до XV века в книгах не было знаков
препинания.
А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в
настоящее время?
Слайд 5
Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация,
является структурный (или синтаксический) принцип
Со структурой предложения связано употребление:
точки,
фиксирующей конец предложения;
знаков между частями сложного предложения;
знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции).
Слайд 6Например:
Известно,1 (что,2 (для того чтобы увидеть
в лесу нужный гриб,3 птицу,4 притаившуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6
орех на ветке —7 одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то),11 (что ищешь).12
Здесь знаки препинания отражают структуру предложения:
1 — запятая отделяет придаточное от главного;
2 — запятая на стыке союзов при последовательном подчинении придаточных;
2, 10— запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении;
3, 6 — запятые разделяют однородные члены, связанные бессоюзно;
4, 5 — запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова;
7 — тире после однородного ряда перед обобщающим словом;
8 — запятая выделяет вводную конструкцию;
9, 11 — запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении;
12 — точка указывает на конец предложения.
Слайд 7Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип
смысловой
Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения)
связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним.
Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).
Слайд 8Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей
газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.
Хватит
жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.
(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)
Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?
Какую функцию выполняет в этом предложении тире?
Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).
Слайд 9Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.
Например:
Без хворостинки
в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на
волков (И. Тургенев).
Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность.
При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.
Слайд 10Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный
принцип).
Например, интонацией обусловлены:
выбор точки или восклицательного знака в конце
предложения (невосклицательная или восклицательная интонация),
выбор запятой или восклицательного знака после обращения,
постановка интонационного тире и др.
Слайд 11Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет.
Это проявляется,
с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам
соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.
Например:
1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет.
2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.
Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Слайд 18Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена.
Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию.
1. Россия не
только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…>8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>
Слайд 19Домашнее задание:
1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции
запятой в тексте упражнения …;
2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы
на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).